Королева Н.Л.
  учитель начальных классов
  МКОУ «НОШ №7»
  г.Коркино Челябинской области
  Классный час «Всё в наших руках»
  Цели:
   -познакомить с понятием «толерантность»;
  -выявить основные черты толерантности;
  -сформировать правильное представление о толерантном поведении.
   -воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  -воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения, взаимопонимание.
   -продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
  -способствовать развитию самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
  -развивать терпимость к различиям между людьми
  Оборудование: мультимедийная презентация «Всё в наших руках», плакат «Радуга», запись песни «Большой хоровод»
  
 
   Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. «Всё в наших руках»(слайд 1) И эпиграфом нашего мероприятия будут слова английского писателя Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на земле, как люди».(слайд 2)  
 
  На экране качества человека: уважение прав других, терпение, чуткость, прошение, доверие, милосердие. Каким словом можно объединить эти понятия? (слайд 3)
  Мы поговорим о толерантности, о том, как изменить себя в лучшую сторону и жить в мире с собой и другими людьми.
  Попробуйте объяснить, что такое толерантность? В разных странах слово толерантность трактуется по-разному. (слайды 5-8)
  
 
   «Тимур остался без отца и дома… Отца убили, в дом попала бомба, и он сгорел. Это война во всём виновата, война 8 августа 2008 года, когда бомбили Цхинвал. Мать решила обратиться за помощью к русским. Её знакомая поступила также, ей помогли: нашли временное пристанище, дали одежду детям, деньги на первое время, теперь она работает… Мать нашла деньги, и они уехали из разрушенного города…  
  В русском посёлке к их приезду отнеслись подозрительно – настороженно. «Беженцы эти надоели: того и гляди что-нибудь утащат, пускай убираются обратно», - доносилось им вслед. Тимур злился и плакал, мать не подавала вида, но ей тоже было тяжело: на работе матер цеха, в котором она трудилась, орал на неё за каждую испорченную по её вине деталь. Она не оправдывалась: кого это интересует, что ночью она не спала, а мыла полы в местной больнице.
  Тимур пошёл в школу. На одной из перемен к нему подошёл старшеклассник и сказал презрительно: «Ну что, черномазый, скоро ты поймёшь, что зря пришёл сюда…». Низко опустив голову, Тимур бросился бежать. Мальчик страдал: ему было страшно смотреть на мать, измождённую работой; ему было обидно, что он не может дать сдачи. В чём он виноват: в том, что его отца убили, а дом со всем имуществом сгорел? Он никогда не мечтал уехать из родного города, он не виноват, что там идёт война…»  
  
 
   В чём был виноват Тимур и его мать?
  Почему к ним относились настороженно – подозрительно?
  За что старшеклассник обозвал Тимура нехорошим словом?
  Правильно ли поступил старшеклассник?
  Можем ли мы оказаться в такой же ситуации, в какой оказались Тимур и его мать?
  Какие чувства, размышления возникли у вас в душе после прослушивания рассказа?
  Как вы относитесь к людям другой национальности? Они могут стать вашими друзьями?
 
  А как вы думаете, в нашем классе много разных национальностей?
  Толерантный человек всегда терпимо относится к людям, независимо от их национальности.
  К сожалению, в истории немало примеров, когда люди подвергались гонению за принадлежность к той или иной национальности. В годы ВОВ в Германии, в городе Бухенвальд фашистами был создан лагерь, куда сгоняли людей разных национальностей и уничтожали их, т.к. лидер фашистов Адольф Гитлер считал, что на земле имеют право жить только арийцы, немцы. В этом концлагере людей, в том числе и детей подвергали нечеловеческим пыткам, выкачивали кровь, травили газом, сжигали заживо в огромных печах.  
  Встаньте, стоя посмотрите и послушайте.
  Клип «Бухенвальдский набат»
  Мы должны научиться быть толерантными, чтобы никогда не повторялись ужасы фашизма.
   Один из принципов толерантности – понимание индивидуальной неповторимости. Дома вы все рисовали человечков. Покажите их друг другу. Что скажете? Они все разные, так же как и вы. Каждый из вас имеет свои таланты, свои положительные и отрицательные качества характера. Поиграем в игру «Преврати минусы в плюсы». Начну с себя: я не умею кататься на коньках, зато прочитала много книг. Кидайте мячик друг другу и продолжайте.
 
  Мы поняли, что каждый из нас неповторим и ценен именно этим. Как вы считаете, каким было бы общество, если бы все были одинаковыми?
  Посмотрите мультфильм, а потом выскажете своё мнение.
  Мультфильм о толерантности.
  Почему белые человечки невзлюбили зелёного? Быть не таким как все плохо? Как зелёный хотел исправить ситуацию? Что он хотел попросить у феи?  
  Фея была мудрой, она не стала делать зелёного таким как все, она раскрасила всех разными цветами. Теперь никто не смог сказать – ты не такой – все были разными, как мы с вами.  
   Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей с десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, - самого себя.
  Изменяйте себя в лучшую сторону, и мир изменится вместе с вами. В наших руках сделать мир вокруг радостным и комфортным для каждого.
  
 
   Символом толерантности является радуга.(слайд 9) Наш классный город тоже называется Радужным. Мне кажется, в этом заключен большой смысл. Может кто-то догадался? Каждый из вас яркий и неповторимый, как цвета радуги, но только вместе они составляют радугу. Так и мы разные, но мы вместе. Приклейте своих замечательных человечков на нашу радугу и пусть мир вокруг нас станет хоть чуточку более толерантным и добрым. (слайд 10) (Звучит песня «Большой хоровод», стихи Жигалкина Е. композитор Хайт А.)
 
  
 
   Вам понравился наш сегодняшний разговор?  Выскажите свое мнение.
  - Я задумался о …
  -Мне показалось интересным…
  - Я понял, что…
   
   Спасибо!
  
 
  
 
  
 
  
 
  Список использованных источников
  1.Притча о Рабби Зуси
  http://www.deti.akademiki.biz/biblioteka_jivoi_informacii/pritchi_i_skazki/rabbi_zusi/
  2.Цитата Бернарда Шоу
  http://citaty.info/man/dzhordzh-bernard-shou?sort_by=created&page=8
  3.Видеоролик «Бухенвальдский набат»
  http://my.mail.ru/mail/aleshin_i/video/22/18.html
  4.Песня
  http://muzofon.com/search
  5.Мультфильм о толерантности
  http://www.proshkolu.ru/club/classru/file2/1972114