kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Хронограф недосказанной жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка написана для проведения литературной гостиной, посвященной образу матери на войне,  для учащихся  9 классов

 Методическая разработка представляет собой подробный сценарий мероприятия, посвященного 70-летию Великой Победы и является одним из средств создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945г.
Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть воспитательной программы школы по патриотическому воспитанию учащихся.
Данное мероприятие посвящено 70-летию  Победы нашего народа в Отечественной войне.
Мероприятие направлено на воспитание у учащихся чувства долга, патриотизма, любви к своей Родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Хронограф недосказанной жизни »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №5 имени А.М. Дубинного г. Пятигорска.









Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 70-летию Великой Победы: литературная гостиная «Хронограф недосказанной жизни»







Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Никонорова Надежда Владимировна.








Пятигорск

2015г



Содержание:

  1. Введение.

  2. Сценарий литературной гостиной «Хронограф недосказанной жизни» (Образ матери на войне)

  3. Приложение.


























Методическая разработка написана для проведения литературной гостиной, посвященной образу матери на войне, для учащихся 9 классов

Методическая разработка представляет собой подробный сценарий мероприятия, посвященного 70-летию Великой Победы и является одним из средств создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945г.
Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть воспитательной программы школы по патриотическому воспитанию учащихся.
Данное мероприятие посвящено 70-летию Победы нашего народа в Отечественной войне.
Мероприятие направлено на воспитание у учащихся чувства долга, патриотизма, любви к своей Родине.


Цели:

Обучающие:

-уметь создавать литературный дневник;

-знакомство с творчеством русских писателей, главной темой творчества которых является тема матери

-рассмотреть как музыка, литература и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

- уметь использовать средства художественной выразительности


Развивающие:

- развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства в мировой культуре.

- развитие навыков исторического анализа событий и явлений

Воспитательные:

- воспитывать чувства любви и доброты, сострадания и милосердия

- воспитать чувства патриотизма и гуманности


ВВЕДЕНИЕ.

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

Женщина и жизнь - слова синонимы. Женщина дарит жизнь и оберегает её. Война уносит эту жизнь, единственную и неповторимую. Женщина и война несовместимы. Поэтому тема материнства на войне являет собой одну из самых трагичных, но в то же самое время –одну из самых мужественных страниц той печальной летописи продолжительностью 1418 страниц.

На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, тёплых, ласковых слов- слово: «МАМА». Слово, которое ребёнок говорит чаще всего, - это слово «МАМА». Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнётся - это слово «МАМА», потому что это слово несёт в себе тепло материнских рук, материнского слова, материнской души. А что для человека ценнее и желаннее, чем тепло и свет глаз родного человека.











Литературная гостиная "Хронограф недосказанной жизни" (Образ матери на войне)


Оборудование.

- слайд с изображением картины С. Рафаэль "Сикстинская Мадонна",

-слайд с изображением иконы Владимирской Божьей матери;

-слайд с изображением памятника "Родина-мать зовет" Тоидзе.

- видеозапись сериала «Стихи военных лет»


Оформление:

- аудиозапись С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся».

- зажжённая свеча

- выставка книг и детских работ «У войны НЕ женское лицо»

Ход мероприятия.

Просмотр отрывка из сериала «Стихи военных лет»: «Февральский дневник» О.Берггольц. (исп. Е.Гусева) (На финальной сцене учитель зажигает свечу)

Слово учителя.
Ребята, сегодня в нашей литературной гостиной мы составим наш небольшой дневник под общим названием «Подвиг матери». А эпиграфом для него вам хотелось бы предложить необыкновенно проникновенные слова М. Горького :«Люди – это всегда дети своих матерей…ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын… Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!» Ведение дневника предполагает предельную искренность в проявлении эмоций, в выражении мыслей.

Итак…

«ЗАПИСЬ» ПЕРВАЯ: 28.02.2015г (Последний день зимы, до 70-летия Победы осталось 70 дней)

Образ матери - символ самого дорогого, родного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать. В трудные времена для Родины вставали сыновья, не жалея своих жизней. Мужчины были на войне, поэтому женщинам - матерям было очень трудно. Все это глубоко отражено в знаменитом памятнике-«Родина - мать зовет». Этот памятник-символ скорби и вечной памяти. Посмотрите на слайде.

-Ребята, вы знаете, где находится этот памятник?

-В Волгограде (Россия), в Киеве (Украина)

Чтение обучающимися отрывков из 11 главы «Сказки об Италии» М.Горького (Приложение 1)

Обсуждение прочитанного:

- Согласны ли вы с финалом данной главы? Возможно ли представить развитие событий иначе? (Ответы обучающихся)

«ЗАПИСЬ» ВТОРАЯ: 1 марта 2015 (Первый день весны, до 70-летия Победы осталось 69 дней)

Слово учителя:

Ребята, во всех странах мира покровительницей матерей и материнства является Божья Матерь. Просто называют ее по-разному: Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, потому что Богородица прежде всего Мать. Ее образ - вечный символ страдающей матери за трагическую судьбу сына. Посмотрите на слайде, величественный образ Мадонны воплощен в картине итальянского художника 15 века Рафаэлло Санти «Сикстинская Мадонна». Написана она в Риме для монастыря св. Сикста.

С 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

Давайте, послушаем историю создания этого портрета.

Обучающийся рассказывают историю создания

История создания портрета

Существует гипотеза, что картина была написана в1512-1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн. В XVIII веке распространилась легенда (не подтверждённая историческими документами), что Юлий II заказал полотно Рафаэлю для своей гробницы и что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля.


Слово учителя:

Внимательно вглядитесь в картину Рафаэля. На ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе.

Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства. Образ довершают проницательный взгляд папы Сикста и умилительная святость великомученицы Варвары.

Да, картина Рафаэля непревзойденный шедевр искусства, она достойна уважения и восхищения, но и наша отечественная литература и искусства в целом так же уделяют немало внимание образу матери.

Давайте прослушаем произведение С.В. Рахманинова «Богородице Дево, Радуйся».

«Богородице Дево, радуйся,

Благодатная Марие, Господь с тобою

Благодатная ты в женах,

И благословенен плод чрева твоего

Яко Спаса родила еси душ наших.»

Каждая мать рождает ребёнка на страдания. И она знает, на что отдаёт своё дитя. Горе Богородицы, отдающей своего сына людям, может быть понятно любой матерью. Богородицу особенно любят на Руси, она считается покровительницей России. И нам нужно помнить, что, оскорбляя даже слово “мать”, мы оскорбляем и Богородицу, и свою собственную маму.

Чтение стихотворения Э.Асадова «О скверном и святом» (Приложение 2)

Слово учителя:Посмотрите на слайде Владимирская икона Божьей матери Эту икону называют –Древнейшей песнью материнства. Все обращение к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения.

Чтение обучающимися отрывка из повести В.Закруткина «Матерь человеческая» (Приложение 3)

- Каждый ли сможет простить то, что простить, казалось бы, невозможно? Откуда взяты Марией силы для такого поступка? (Ответы обучающихся)

«ЗАПИСЬ» ТРЕТЬЯ: 5 марта 2015г. (Опять весна шагает по планете, до 70-летия Победы осталось 65 дней)

Слово учителя: Да, суметь простить и понять, обогреть и приласкать способна только настоящая МАМА. Всем было страшно на войне, а матерям в сотни, тысячи раз, потому что нет ничего страшнее, чем хоронить своих детей!

Чтение обучающимися Баллады о матери (Приложение 4)

Слово учителя:Мы открыли наш небольшой дневник 28 февраля 2015г, в последний день зимы. Только отгремели салюты в честь Дня Защитника Отечества.

- Скажите, случайна ли именно эта дата, накануне весны? Какие у вас ассоциации со словом ВЕСНА?

(По итогам ответов учеников составляется синквейн на тему: «Весна», Приложение )


«ЗАПИСЬ» ЧЕТВЁРТАЯ: 8 марта 2015 года, (Международный Женский день, до 70-летия Победы осталось 62 дня)


Чтение обучающимися стихотворения Т. Лавровой «Девочка, прошедшая войну» (Приложение 6)

Слово учителя: Скажите, вы когда-нибудь задумывались над вопросом: «Каждый ли способен на подвиг?» (Ответы обучающихся)

Заключающая запись нашего дневника будет посвящена вашим мамам. Я предлагаю вам, создавая словесный портрет ваших мам, закончить следующую фразу: «Подвиг моей мамы…»

Слово учителя: В заключение нашей встречи мне хотелось вам вручить то, что на войне было дороже всего – треугольное письмецо, так как именно они дарили людям надежду. Но текст этого письма обращён к вашим мамам:

«Сколько звезд на небе!

Всех не сосчитать.

Эти звезды маме

Подарю опять.

И однажды утром,

Глядя на меня,

Мама улыбнется:

«Звездочка моя»!»








































ПРИЛОЖЕНИЕ 1


    О Матерях можно рассказывать бесконечно.
    Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз -они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы.
    Со стен видели, как всё теснее сжималась петля врагов, как мелькают вкруг огней их черные тени; было слышно ржание сытых лошадей, доносился звон оружия, громкий хохот, раздавались веселые песни людей, уверенных в победе, - а что мучительнее слышать, чем смех и песни врага?
    Все ручьи, питавшие город водою, враги забросали трупами, они выжгли виноградники вокруг стен, вытоптали поля, вырубили сады - город был открыт со всех сторон, и почти каждый день пушки и мушкеты врагов осыпали его чугуном и свинцом.
    По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались -не идут ли на приступ враги?
    Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей.
    Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов - всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них.
    В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ.
    Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:
    - Это она?
    - Она!
    И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее:
    - Вы снова на улице, монна Марианна? Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом...
    Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на нее; вооруженные люди обходили ее, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, переходя из улицы в улицу, немая и черная, точно воплощение несчастий города, а вокруг, преследуя ее, жалобно ползали печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на победу.
    Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города - гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его. Сотни неразрывных нитей связывали ее сердце с древними камнями, из которых предки ее построили дома и сложили стены города, с землей, где лежали кости ее кровных, с легендами, песнями и надеждами людей - теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять- что легче, что тяжелей.
    Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника.
    Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов. Мать изменника спросила:
    - Муж?
    - Нет.
    - Брат?
    - Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот - сегодня.
    И, поднявшись с колен, мать убитого покорно сказала:
    - Мадонна всё видит, всё знает, и я благодарю ее!
    - За что? - спросила первая, а та ответила ей:
    - Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину. я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!..
    Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала:
    - Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему... Они ответили:
    - Ты - человек, и родина должна быть дорога тебе; твой сын такой же враг для тебя, как и для каждого из нас.
    - Я - мать, я его люблю и считаю себя виновной в том, что он таков, каким стал.
    Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили:
    - По чести - мы не можем убить тебя за грех сына, мы знаем, что ты не могла внушить ему этот страшный грех, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как заложница - твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, - и - вот тебе наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти!
    - Да! -сказала она. -Это страшнее.
    Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, - матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь.
    Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нее со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность.
    Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры.
    Подошли и спросили - кто она, куда идет?
    - Ваш предводитель - мой сын, - сказала она, и ни один из солдат не усомнился в этом. Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась - ее сын таков и должен быть!
    И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, - в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. Всё - так, как должна быть; именно таким она видела его много раз во сне - богатым, знаменитым и любимым.
    - Мать! - говорил он, целуя ее руки. - Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город!
    - В котором ты родился, - напомнила она.
    Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости:
    - Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! Я щадил этот город ради тебя -он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. Но теперь - завтра - я разрушу гнездо упрямцев!
    - Где каждый камень знает и помнит тебя ребенком; - сказала она.
    - Камни - немы, если человек не заставит их говорить, - пусть горы заговорят обо мне, вот чего я хочу!
    - Но -люди? -спросила она.
    - О да, я помню о них, мать! И они мне нужны, ибо только в памяти людей бессмертны герои!
    Она сказала:
    - Герой - это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть...
    - Нет! - возразил он. - Разрушающий так же славен, как и тот, кто созидает города. Посмотри - мы не знаем, Эней или Ромул построили Рим, но - точно известно имя Алариха и других героев, разрушавших этот город.
    - Который пережил все имена, - напомнила мать.
    Так говорил он с нею до заката солнца, она всё реже перебивала его безумные речи, и всё ниже опускалась ее гордая голова.
    Мать - творит, она - охраняет, и говорить при ней о разрушении значит говорить против нее, а он не знал этого и отрицал смысл ее жизни.
    Мать -всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям, -ее сын не видел этого, ослепленный холодным блеском славы, убивающим сердце.
    И он не знал, что Мать - зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный, если дело идет о жизни, которую она. Мать, творит и охраняет.
    Сидела она согнувшись, и сквозь открытое полотнище богатой палатки предводителя ей был виден город, где она впервые испытала сладостную дрожь зачатия и мучительные судороги рождения ребенка, который теперь хочет разрушать.
    Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным, и через сотни ран лился красный сок жизни; шло время, и вот город стал чернеть, как труп, и, точно погребальные свечи, зажглись над ним звезды.
    Она видела там, в темных домах, где боялись зажечь огонь, дабы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы, запаха трупов, подавленного шёпота людей, ожидающих смерти, - она видела всё и всех; знакомое и родное стояло близко пред нею, молча ожидая ее решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города.
    С черных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обреченный смерти.
    - Может быть, мы обрушимся на него еще ночью. - говорил ее сын, -если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их - всегда при этом много неверных ударов, - говорил он, рассматривая свой меч.
    Мать сказала ему:
    - Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя...
    Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря:
    - Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть.
    - А женщины? - спросила она, наклонясь над ним.
    - Их - много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое.
    Она спросила его в последний раз:
    - И ты не хочешь иметь детей?
    - Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы отметить за них.
    - Ты красив, но бесплоден, как молния, -сказала она, вздохнув.
    Он ответил, улыбаясь:
    - Да, как молния...
    И задремал на груди матери, как ребенок. Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер - ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:
    - Человек -я сделала для родины всё, что могла; Мать -я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.
    И тот же нож, еще теплый от крови его - ее крови, - она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, - если оно болит, в него легко попасть.



М.Горький





































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то где-то
В кущунственную брань превращено? …

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,     
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Э. Асадов













ПРИЛОЖЕНИЕ 3

"Матерь человеческая"

Мария сквозь слёзы осмотрела двор и вспомнила: погреб! Там она сможет укрыться от дождя и снега, от зимних холодов, от вражеских пуль и снарядов, там в погребе можно жить…

Погреб был цел. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжёлую крышку, но её испугало поведение собаки. Дружок завертелся вокруг погреба, принюхиваясь к земле, потом остановился. Шерсть на его спине встала дыбом. Оскалив острые клыки, он угрожающе заворчал.

Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба сидел живой немецкий солдат. Немец был бледный, измождённый, с тонкой мальчишеской шеей, он был ранен. В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.

Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца. Он не спускал с неё светло-голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились в жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного слова. На вид ему было не больше семнадцати лет. Всё выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка.

Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу.

Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов. Теперь здесь, в её, Марьином , погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш.

Мария ещё ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала так, что побелели пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:

- Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васёнка? И ещё скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи, молчи…

Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке лестницы… Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы…

Медленно спускалась она в погреб, каждая ступенька (их было девять) приближала её к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя высшей справедливости, которая сейчас в её горячем сознании укладывались в знакомые с детства слова: "Смертию смерть поправ…"

Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала ещё один шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся. Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по выражению её лица почувствовал, что его ожидает смерть. Три острия карающих вил с каждой секундой приближали его конец.

Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и…

- Как поступит Мария: подчинится жажде мщенья и вступит в "порочный круг" или сможет побороть это разрушительное желание?

в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

-Мама! Ма-а-ма!..

Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…

Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово "мама", та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.

Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. На груди, с правой стороны увидела две продолговатые раны, затянутые запёкшейся кровью. Так же осторожно стащила мундир, повернула раненого на бок, осмотрела спину. На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди. Сложив руку так, словно держала в ней стакан, и поднеся её ко рту, спросила:

- Ты небось пить хочешь?

Немец закивал головой.

- Подожди, - сказала Мария, - я подою корову, напою тебя молоком. Воды на хуторе нет.

Бережно неся миску с молоком, Мария спустилась в погреб. Присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. Не выпуская её руку, раненый всхлипнул, закрыл глаза и стал засыпать…

Она вспомнила, что на лугу, возле лесной опушки, должны стоять копёшки не свезённого хуторянами сена. Решила сходить туда, принести охапку сена и постелить умирающему немцу.

- Что мне с тобой делать? - качая головой, спросила Мария. - Как тебе помочь? Где я найду доктора, когда кругом только смерть и разорение?

Вернер Брахт - так звали немца - молчал и слабо, страдальчески улыбался. Боясь, что он умрёт ночью, в полной темноте, Мария растопила на костре немного конского жира, свернула из тряпки тонкий фитилёк, засветила светильник, поставила его в углу погреба.

Трепетный огонёк еле освещал измождённое мальчишеское лицо немца. Он долго смотрел на огонёк немигающими глазами, потом протянул к Марии руки и сказал, как в первую минуту их встречи:

- Мама! Мама!

И Мария поняла,

Обхватив руками колени, Мария неподвижно сидела у изголовья Вернера Брахта, не выпуская из рук его холодеющие руки. Заметив в щели неплотно закрытого люка, что взошло солнце, она осторожно поднялась, погасила светильник, открыла люк. Свежий, прохладный ветер хлынул в погреб, шевельнул на бессильно откинутой голове умирающего белокурые волосы.

Мария поднялась по ступенькам, остановилась на последней. Торжествующий мир сиял осенней красотой: светило неяркое солнце, по голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли лёгкие облака. Над головой Марии медлительно, с волнующим гортанным криком пролетела на юг стая гусей. А совсем рядом, внизу, в полутёмном углу погреба умирал человек, почти мальчик, по имени Вернер Брахт, умирал бесцельно, глупо, посланный на смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны, которых он никогда не видел и не хотел видеть и в угоду которым, ещё не живший, не знавший любви и ненависти, сейчас отдавал свою молодую жизнь…

Вернер Брахт умер перед полуднем, Мария закрыла ему глаза, пригладила ладонью растрёпанные волосы, положила руку на холодеющий лоб…

Она посидела немного. Вытерла слёзы, подумала о том, что жизнь берёт своё, что ей надо жить, что надо вынести покойника из погреба, этой тёмной, угрюмой норы, уготованной ей судьбой, чтобы потом всё обладить и приготовить к зиме жалкое своё жильё…

В.Закруткин.













































ПРИЛОЖЕНИЕ 4


  Баллада о матери
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.

...Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино - и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, - добеги!..
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино...
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

А.Дементьев



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Весна

Прекрасная, изящная

Радует, будит, поёт

Дарит людям счастье

Тайна.









































ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Девочка, прошедшая войну

Девушку, совсем ещё девчонку,
С мягкою улыбкой после сна,
В форме школьной, с бантами и чёлкой
Увела безжалостно война.

В медсанбатах фронтовых походных,
В городах, пылающих огнём
Всех солдат израненных, голодных
Возвращала к жизни день за днём.

Маленькими ловкими руками
Бинтовала раненых, слепых.
Сколько писем написала мамам
За безруких пареньков седых.

На шинели ордена, медали,
Выправка военная и стать.
Только деток руки не держали,
Не успела деток нарожать.

Всех, кто дорог был, любим и близок,
Забрала разлучница-война.
Пожелтевший обгоревший снимок:
Два солдата в форме и она.

Предлагали сердце, душу, руку.
Жизнь, как в сказке, счастье чередой.
Да лежит один в Великих Луках,
А под Сталинградом спит другой.

И стоит в печали одинокой
Слушая седую тишину,
Бабушкою ставшая до срока
Девочка, прошедшая войну.

Т.Лаврова



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Хронограф недосказанной жизни

Автор: Никонорова Надежда Владимировна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195286


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства