Информационный блок для родителей.
 
 
 «Это страшное слов «зависимость».
 
 
 Цель:
 Изучить проблему зависимости (аддикции), ее влияние на все стороны жизни человека.  
 Каждый человек стремится к комфорту постоянно, но в повседневной жизни реализовать это стремление не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют:
 -свои внутренние ресурсы,
 - обращаются за помощью к друзьям, близким людям,
 -просто пережидают – «время лечит», проблемные периоды жизни – это естественно.
 Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться.
 Вариантов великое множество: еда, спорт, музыка, компьютерные игры, , рыбалка, коллекционирование, работа и т. д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигается на второй план все остальное «жизненное», можно говорить о возникновении особенного состояния, которое вызывается адикцией (слайд 2)
 В свете этой проблемы нас интересуют вопросы:
 -что такое зависимость (аддикция)?
 -какие встречаются виды зависимостей?
 -какой механизм развития зависимостей?
 -как био-психо-социо-духовная модель описывает зависимость?
 -почему наркомания является наиболее деструктивным видом зависимость.
 
 
  Вероятность возникновения аддиакции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и незначительные затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.
 Поведение, которое диктует нам состояние аддикции, называют аддиктивным поведением.
 Аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы), любо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм..).(слайд3).
 Этапы формирования аддикции. (слайд 4).
   Начало (исходная точка).
 
  Возникновение и фиксация в сознании связи между переживанием интенсивного изменения психического состояния и приемом определенного вещества (или осуществлением какого-либо действия). Человек с предрасположенностью к аддиктивному поведению с момент осознания данной связи на эмоциональном уровне понимает: «Это мое!».
  Фиксация происходит не зависимо от того, положительные или отрицательные эмоции испытывал человек – главное интенсивность переживания.
  Например: переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычайного волнение при знакомстве с коллекцией марок или во время компьютерной игры, первая принятая доза спиртного.
   Аддиктивный ритм-
 
  Устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта. Установления этого ритма способствуют:
  -особенности личности (низкая переносимость даже кратковременных затруднений);
  -тяжелая личная жизнь (болезни или смерть близких, потеря работы);
  -ограниченный выбор возможностей выхода из стресса.
  Важно: между первым и вторым этапами может пройти несколько лет.
   Аддикция как часть личности.
 
  Учащение адиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт. «Поругалась – надо съесть шоколадку».
  В человеке возникают как бы две личности – здоровая и адиктивная. Здоровая стремится к общению, боится одиночества. Аддиктивная же, наоборот, стремится к уединению, может общаться с такими же аддиктами (коллекционеры предпочитают общаться с такими же коллекционерами, и только по поводу коллекций). Этот этап сопровождается внутренней борьбой двух составляющих личности, и здесь еще могут возникать периоды сокращения аддикции или замена одной аддикции на другую. Человеку в тот период кажается, что он полностью контролирует свои эмоции, что поступает совершенно правильно. У окружающих в это время возникает ощущение, что они общаются с разными людьми. Например. Только сегодня обещал больше никогда не играть в казино, завтра обманывает с целью получить денег на игру, послезавтра – злобно обвиняет во всем окружающих. Аддикта в состоянии стремления к «своему ощущению» переубедить невозможно. На все доводы у него будет готовый ответ: «Все люди пьют...», « Один раз живет, съем еще одно пирожное..», «Вся наша жизнь – игра..».
   Доминирование аддикции.
 
  На этом тапе человек погружается в аддикцию и изолируется от общества. Происходит нарушение межличностных отношений – он не может общаться даже с себе подобными. На этом этапе уже все окружающие замечают, что «это уже не тот человек», что личность разрушена.  
   Катастрофа.  
 
  Аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается полное пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Нефармакологические аддикции тоже разрушают здоровье (булимия приврдит к ожирению, азартные игры разрушают сосуды головного мозга и сердца). Возвратиться к прежней жизни уже невозможно, так как здоровая часть личности уже разрушена. Человек неизбежно теряет семью, квалификацию, работу. У него возникают серьезные финансовые проблемы. Поэтому аддикты – самые частые нарушители закона.
 Вывод: все виды аддиктивной зависимости приводя к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей с их реальными заботами, надеждами . проблемами и успехами.
 
 
  Виды аддиктивного поведения (слайд 5)  
  
 
     |   химические аддикции       |    нехимические аддикции   |  
  |   Зависимость от психоактивных веществ:  алкоголя;   наркотиков;  табака;  таблеток (транквилизаторы, барбитураты).   |    Переедание;  голодание;  коллекционирование;  азартные игры;  работоголизм;  компьютерные игры;  интернет;  религиозный фанатизм;  фан-движение в спорте, музыке;  просмотр «мыльных опер»;  со-зависимость.       |  
 
  
 
  В случаях с нехимическими аддикциями речь идет о постоянной фиксации внимания на определенных предметах (марки, значки, оружие) или активных действиях(забота о муже –алкоголике, поглощение пищи, работа, секс, общение с компьютером как с живым существом). Это принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делать его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции. Из жизни вытесняются нормальные контакты с людьми, любовь, забота о близких, отдых, здоровое честолюбие в работе, необходимость в дружеской поддержке. В жизни здорового человека все это гармонично дополняет друг друга.
  При химических адикциях внимание фиксируется на одном или нескольких химических веществах, изменяющих психическое состояние. В этом случае жизнь зависимого человека (алкоголика ил наркопотребителя)разрушается значительно быстрее и в это ураганное разрушение втягиваются, как в воронку, близкие ему люди.
  Разрушительное действие такого поведения всегда следует рассматривать на био-психо-социо-духовной модели зависимости. Ее суть заключается в следующем – любая зависимость влияет на все аспекты жизни человека – разрушает тело, психику, отношения с людьми.
  Например, зависимость от компьютерных игр, Интернета ведет к нарушению центральной нервной деятельности (ЦНС), как следствие этого – головные боли. Нарушение концентрации внимания, снижение памяти, бессонница. Человек, посвящающий компьютеру много времени, физически не имеет возможности общаться с людьми или общение приобретает формальный характер.
  
 
  
 
  Что такое со-зависимость? (слайд 6)
  
 
  Со-зависимость – попытка преодоления проблемы, которую испытывает близкий человек. Мы се неизбежно зависим от самочувствия, настроения, увлечений наших близких. Эта зависимость может приносить нам радость – мы стараемся жить заботами любимого человека. Переживаем успехи и неудачи любимого ребенка. Принимаем близко к сердцу перемену настроения близких, их слова и поступки. Но если во взаимоотношения наркотик, то он нарушает любую гармонию. Если в отношениях уже были проблемы, то наркотик их усугубляет. Наркомания – проблема всей семьи. Если ребенок начинает употреблять наркотики, то страх вначале начинают испытывать его только близкие (если она знают, что происходит). Когда у ребенка возникают проблемы из-за приема наркотиков - плохое самочувствие, нехватка денег, отношения с новыми «друзьями» - он старается найти опору дома, в семье. В результате сложившиеся отношения в таком маленьком и тесном обществе, как семья, неизбежно меняются.
  
 
  Симптомами со-зависимости являются:
  
 
  -нарушение нормального ритма работы семьи;
  -отказ членов семьи зависимого от работы, от своих увлечений;
  -подчинение жизни семьи состоянию и настроению наркозависимого подростка;
  -чувство вины родителей за происходящее;
  -постоянные взаимные обвинения;
  -невнимание к другим детям членам семьи.
  
 
  
 
  Пути формирования со-зависимости:
  
 
  -неправильное понимание сути помощи зависимому человеку;
  -поиски «хорошего «врача, попытки положить в больницу любой ценой, надежда на то, что «пройдет само»;
  -ошибочное представление о своей роли в этой помощи: от «Я ничем не могу ему помочь» до «Все зависит только от моих усилий, надо немного поднапрячься, и я справлюсь с его зависимостью»;
  -переоценка своих возможностей;
  -игнорирование истинных потребностей ребенка в получении помощи;
  -искаженное представление о реально существующей ситуации;
  -принятие на себя вины за все, что произошло с ребенком.
  
 
  Для родителей со-зависимость грозит серьезными последствиями. Двигаясь по неправильному пути и осознавая этого, не видя результатов своих усилий, родители винят в происходящем только себя, получают стрессы и нервные расстройства, приносят все большие и большие жертвы, разрушают себя и остальных членов семьи. Причем часто взрослое окружение наркопотребителя страдает гораздо сильнее, чем он сам Например, если подросток не хочет, чтобы его лечили, его все устраивает. В этом случае как бы себя не мучили родители. Кроме скандалов и разочарований они ничего не получат.
  
 
  
 
  Важно: для того, чтобы застраховать себя от со-зависимости и иметь реальную возможность помочь ребенку, если случится беда, взрослым необходимо знать и понимать, что представляет лечение зависимого, какие этапы ему предстоит пройти, кто и какие обязанности берет на себя на этом пути, от чего зависит вероятность успеха.
  
 
  Со-зависимость – это закрепленная патологическая реакция на длительно подавляемый стресс. (слайд7)
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Характеристика со-зависимого:( слайд 8)
  
 
  - преувеличенная значимость своей силы воли;
  - внимание сфокусировано на зависимости;
  - не осознает своих чувств, не контролирует их проявление;
  - низкая самооценка;
  - закрытое манипулятивное общение;
  - постоянно чувствует усталость, тревогу, страх, неуравновешенность;
  - социальная и эмоциональная изоляция.
  
 
  Итак, со-зависимый человек хочет контролировать, исправлять зависимого, так как он считает, что спасает его, вместо того, чтобы проявить эмпатию, подбодрить его. Со-зависимый ничего не желает слышать, так как считает, что поступает правильно. Он манипулирует другими и думает, что зависимый должен жить в соответствии с его ожиданиями, не доверяет ему и не позволяет самому отвечать за поступки. В результате он становится тревожным, неуравновешенным, не чувствует себя свободным.
  
 
  Подведем итоги. Любая зависимость крайне редко бывает индивидуальной. Если человек живет в семье, в воронку его зависимости непременно втягивается семья: все ее члены испытывают, бесспорно, разную степень «зависимости от зависимости», но она одинаково негативно воздействует на всех. Семья зависимого вынужденно подстраивается под условия, которые диктует зависимость. Очень важную роль в жизни любой семьи играет стремление ее членов сохранять семью здоровой нравственно и физически, жить уверенно и достойно, руководствуясь со-ответственностью за родных, а не страдать, испытывая со-зависимость.
  Насколько и чем различаются такие семьи, станет ясно из таблицы (слайд 9). Судите сами. Выбор за вами!
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
     |       Здоровая семья       |        Дисфункциональная семья   |  
  |   это открытая система   |    это закрытая система.   |  
  |   самооценка у каждого члена семьи высокая.   |    самооценка у членов такой семьи низкая.   |  
  |   внутри семьи общение прямое и ясное, способствует росту «Я».   |    общение неадекватное, непрямое, потребности и чувства не принято выражать напрямую; препятствует росту «Я».   |  
  |   есть ясные каждому члену семьи правила и традиции, которые могут изменяться, если этого потребуют новые условия.   |    правила скрытые, жесткие; члены семьи изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила, которые не подлежат обсуждению.   |  
  |   семья открыта для прямых доверительных контактов внутри и вне ее; есть пространство для развития каждого «Я» и общего «Мы».   |    ролевые взаимоотношения сводятся к семейным сценариям, где каждый участник играет свою роль (отец-алкоголик – «зависимый», мать – «со-зависимая», ребенок – «герой», «шут», «потерянный ребенок»).   |  
  |   сочувствую, сопереживают друг другу; уверены, что человек сам отвечает за свои поступки, принимают людей такими, какие они есть.   |    со-зависимый чувствует повышенную ответственность за других; он сам исправляет, сам защищает, спасает, контролирует.   |