kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.

 

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию представления о сферах и отраслях производства, предметах, средствах и орудиях труда.

Развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, выделять главное, обобщать сравнивать и систематизировать.

Воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых и других качеств личности.

Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности; обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный, включающий приобретение новых знаний, применение их на практике с целью закрепления изученного материала.

Наглядные пособия: схемы (с применением ИКТ), карточки с заданиями, кроссворды, видеозапись с учебным фильмом «Профессиональное самоопределение»,учебник «Технология 10-11 классы» под редакцией В.Д.Симоненко, учебник «Основы технологической культуры 10-11» под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш.

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  2. Проверка усвоения материала предыдущего урока:

Вопросы для контроля знаний:

Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда?

Раскройте современные формы разделения профессионального труда?

Каковы функции профессиональной деятельности?

В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?

3. Изложение нового материала:

Учитель:       Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.

Отрасль – это совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера (от гр.sphaira – шар) – предел распространения какого-либо действия, а профессиональная сфера деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями (Схема №1).

            В сфере материального производства производится  два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

            Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления. Эти две сферы тесно взаимосвязаны друг с другом. В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, то есть по предмету труда.

Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?

Предполагаемый ответ: Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.

Учитель: - Правильно. (Схема№2)

Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать по предмету труда. Здесь выделяют пять сфер:

  • человек – природа,
  • человек – техника,
  • человек – знаковая система,
  • человек – человек,
  • человек – художественный образ.

(Просмотр отрыва из обучающего фильма о профессиональном самоопределении.)

                 Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах.

Основным компонентом процесса деятельности является человек, то есть субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет. Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность включает в себя следующие аспекты:

  1. физиологический;
  2. нравственный;
  3. психологический;
  4. практический.

Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). В процессе профессиональной деятельности человек выполняет функции:

  1. аналитическую;
  2. энергетическую;
  3. технологическую;
  4. транспортную.

     Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?

Предполагаемый ответ: Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ.

Учитель: - Правильно. (Схема№3)

Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства (Схема№4). Совокупность средств труда и предметов труда называется – средствами производства. Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов (Схема№5). Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга. В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.

4. Физкультминутка.

  1. Практическая работа:

Работа учащихся по карточкам-заданиям, решение кроссвордов (см. приложение)

  1. Подведение итогов урока:

Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке; выставление отметок в журнал и дневники.

          7. Домашнее задание: Прочитать раздел «Сферы, отрасли, предметы труда» в учебнике и ответить на вопросы.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа №3» ЗАТО Межгорье Республики

Башкортостан




Разработка урока:




Подготовила: И.Н.Снегирева




















Межгорье 2014

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.


Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию представления о сферах и отраслях производства, предметах, средствах и орудиях труда.

Развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, выделять главное, обобщать сравнивать и систематизировать.

Воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых и других качеств личности.

Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности; обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный, включающий приобретение новых знаний, применение их на практике с целью закрепления изученного материала.

Наглядные пособия: схемы (с применением ИКТ), карточки с заданиями, кроссворды, видеозапись с учебным фильмом «Профессиональное самоопределение»,учебник «Технология 10-11 классы» под редакцией В.Д.Симоненко, учебник «Основы технологической культуры 10-11» под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  2. Проверка усвоения материала предыдущего урока:

Вопросы для контроля знаний:

Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда?

Раскройте современные формы разделения профессионального труда?

Каковы функции профессиональной деятельности?

В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?

3. Изложение нового материала:

Учитель: Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.

Отрасль – это совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера (от гр.sphaira – шар) – предел распространения какого-либо действия, а профессиональная сфера деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями (Схема №1).

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления. Эти две сферы тесно взаимосвязаны друг с другом. В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, то есть по предмету труда.

Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?

Предполагаемый ответ: Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.

Учитель: - Правильно. (Схема№2)

Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать по предмету труда. Здесь выделяют пять сфер:

  • человек – природа,

  • человек – техника,

  • человек – знаковая система,

  • человек – человек,

  • человек – художественный образ.

(Просмотр отрыва из обучающего фильма о профессиональном самоопределении.)

Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах.

Основным компонентом процесса деятельности является человек, то есть субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет. Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность включает в себя следующие аспекты:

  1. физиологический;

  2. нравственный;

  3. психологический;

  4. практический.

Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). В процессе профессиональной деятельности человек выполняет функции:

  1. аналитическую;

  2. энергетическую;

  3. технологическую;

  4. транспортную.

Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?

Предполагаемый ответ: Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ.

Учитель: - Правильно. (Схема№3)

Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства (Схема№4). Совокупность средств труда и предметов труда называется – средствами производства. Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов (Схема№5). Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга. В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.

4. Физкультминутка.

  1. Практическая работа:

Работа учащихся по карточкам-заданиям, решение кроссвордов (см. приложение)

  1. Подведение итогов урока:

Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке; выставление отметок в журнал и дневники.

7. Домашнее задание: Прочитать раздел «Сферы, отрасли, предметы труда» в учебнике и ответить на вопросы.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

Автор: Снегирева Инна Николаевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 139017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Инновационные изменения технологического образования обучающихся 5-х классов общеобразовательного учреждения"
    ["seo_title"] => string(80) "innovatsionnyie_izmienieniia_tiekhnologhichieskogho_obrazovaniia_obuchaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "366005"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480939156"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Лекция по обществознанию по теме: "Трудовое право и трудовые правонарушения"."
    ["seo_title"] => string(88) "liektsiia-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-trudovoie-pravo-i-trudovyie-pravonarushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "317875"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460458403"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему"Труд взрослых и назначение спецодежды" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-trud-vzroslykh-i-naznachieniie-spietsodiezhdy"
    ["file_id"] => string(6) "157960"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421674615"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Профессиональная работа с учащимися "
    ["seo_title"] => string(42) "profiessional-naia-rabota-s-uchashchimisia"
    ["file_id"] => string(6) "209788"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431317433"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Межпредметная связь в организации внеурочной работы преподавателями специальных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(80) "mezhpredmetnaia_sviaz_v_organizatsii_vneurochnoi_raboty_prepodavateliami_spetsia"
    ["file_id"] => string(6) "524896"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572437042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1570 руб.
2620 руб.
1530 руб.
2550 руб.
1390 руб.
2320 руб.
1390 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства