kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Чудесная мастерская» (для учащихся 5 классов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы "Чудесная мастерская" реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Чудесная мастерская» (для учащихся 5 классов)»


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Чудесная мастерская»

(для учащихся 5 классов)









Учитель технологии Гузенко Галина Александровна.

















2017-2018 г.





























I. Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:

Декоративное творчество является составной частью художественно- эстетического образования федеральных образовательных стандартов.

Курс «Чудесная мастерская» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Содержание программы «Чудесная мастерская» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (бросовый материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, квилинг, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа способствует:

развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни - формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;

освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;

обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

знакомству с историей пластилина, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России.

Цель программы:

развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;

овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

2. Результаты изучения курса

Основные задачи программы:

Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.

Познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.

Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Предметные результаты:

Изучение детьми различных видов народных промыслов;

Понимание художественных свойств различных материалов, красоты формы изделий, ее украшения;

Оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

Владение приемами и техникой изготовления вышивки, лоскутной пластики, ткачества, низания бисера, методами художественного конструирования из бумаги;

Применение различных технологий в создании изделий материальной культуры.

Развитие пространственного художественного воображения, чувства цвета, гармонии, композиционного мышления.

Метапредметные результаты:

Планирование процесса познавательной деятельности;

Развитие творческих способностей у детей;

Развитие художественного вкуса, внимания, памяти, образного мышления;

Развитие графических и конструктивных навыков и умений;

Развитие способности к самостоятельной работе и анализу проделанной работы;

Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности.

Личностные результаты:

Бережное отношение к своему труду;

Развитие трудолюбия и усидчивости;

Овладение способностью самим создавать композиции работ;

Воспитание умения прислушиваться к мнению других, уважения к их точке зрения;

Проявление технологического мышления при организации своей деятельности;

Самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации.

3. Отличительные особенности программы:

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности, самостоятельного выполнения работ от эскиза до воплощения замысла в материале.

Программа рассчитана на период обучения – 1 год.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа курса внеурочной деятельности:

Программа рассчитана на детей 10-11 лет.

Занятия проводятся в свободное от учебы время 2 раза в неделю.

Режим занятий:

общее количество часов в год – 68ч.;

количество часов и занятий в неделю - 2 раза по 1 часу.

Форма организации занятий –фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективное творчество, экскурсии.

Методы обучения – словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, практический.

В течение учебного года дети будут принимать участие в общешкольных и городских выставках декоративно-прикладного искусства.

В конце учебного года ими выполняется защита творческого проекта, по качеству исполнения которого определяется успешность ребенка, уровень приобретенных им умений и навыков.









4. Учебно-тематический план.



п/п



Название раздела

Кол-во теорет. часов

Кол-во практ. часов

Всего часов

1

Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила ТБ и ОТ на занятиях художественным трудом

2

-

2

2

Самодельные куклы из ткани

2

20

22

3

Выполнение работ в технике декупаж.

1

17

18

4

Лепка из соленого теста.

2

10

12

5

Техника изготовления цветов из бумаги.

1

9

10

6

Просветительская деятельность

-

2

2

7

Итоговое занятие

-

2

2


Итого:

8

60

68



































5. Содержание программы.

Раздел 1(2час)

Вводное занятие. Вводный инструктаж. Инструктаж по ТБПравила ТБ и ОТ на занятиях художественным трудом

Теоретические сведения:

- знакомство с содержанием вводного инструктажа

-ознакомление учащихся с расписанием занятий, содержанием программы первого года обучения

-беседа о правилах техники безопасности труда при работе с ножницами, клеем, бумагой и другими художественными материалами

- ориентирование учащихся на приобретение некоторых материалов и инструментов.

Раздел 2. Самодельные куклы из ткани (22час)

Теоретические сведения:

-знакомство с народными умельцами Тульской области;

-технология изготовления тряпичных кукол.

Практические занятия:

-приемы и способы изготовления традиционных народных кукол – обереги жилища;

-расчет необходимого количества ткани;

-заготовки из ткани для изготовления кукол;

- поэтапное изготовление кукол.

Примерный перечень работ:

- кукла «Ангелочек»;

- свадебные куклы «Неразлучницы»;

- кукла «Куватка»;

- кукла «На выхвалку»;

- кукла «Домашняя масленица»;

- кукла «день и ночь»;

- кукла родителям «Отдарок за подарок».

Раздел 3. Выполнение работ в технике декупаж (18час)

Теоретические сведения:

- понятие о технике декупаж, значение этого слова в переводе с французского

- история зарождения и разновидности техники декупаж.

Практические занятия:

- отработка навыков обращения с многослойными салфетками: отделение верхнего слоя, вырезание нужного рисунка

- подбор основы для задуманного изделия

- подготовка ткани: пропитывание клеем ПВА

- декорирование тканью выбранной формы, окрашивание ткани

- украшение вазы в технике декупаж;

- изготовление разделочной доски в технике декупаж;

- украшение шкатулки в технике декупаж.

Примерный перечень работ:

разделочные доски, шкатулки, ежедневник, подсвечники, вазы, самовар.

Раздел 4. Лепка из соленого теста (12 час)

Лепка из соленого теста

Теоретические сведения:

- краткая историческая справка о технике лепки из соленого теста

- состав солёного теста, пропорции воды, муки и соли

- эластичность солёного теста

- способы лепки из соленого теста

- способы сушки солёного теста, подрумянивание

- лакировка изделий

- использование в работе готовых форм для выпечки, шаблонов

-обработка теста подручными средствами: чесноковыжималка, сито.

Практические занятия:

- составление солёного теста для лепки

- выполнение базовых форм для лепки: треугольник, квадрат, круг, шар, овал, ромб, колбаска и другие формы

- вырезание фигурок по шаблону

- упражнения по лепке из соленого теста

- изготовление выпуклых рельефов

- окрашивание теста

- выполнение работ из соленого теста, украшение изделий пуговицами, семенами овощей и трав, колосьями. Использование природного материала

- лепка объемных изделий из соленого теста. Лакирование изделий.

Примерный перечень работ:

- цветы, деревья, веночки, сердечки, яблоко, самовар, панно «Булочная».

Раздел 5. Техника изготовления цветов из бумаги (10 час)

Теоретические сведения:

- краткая историческая справка о технике изготовления цветов из бумаги;

- изготовление цветов;

- техники цветов из гофрированной бумаги;

Практические занятия:

- тонирование и состаривание бумаги;

- подбор основы для задуманного изделия;

- подготовка декоративных изделий;

- декорирование работ.

Примерный перечень работ:

- картины, топиарий.



6. Методическое обеспечение образовательной программы.

Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.

Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: материалов, элементов росписи, композиции, сложности задания и т.д.

Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы

Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с прикладным искусством, позволят познакомить детей с разнообразием художественных изделий и композиционных решений.

Содержание учебного процесса строится на основании неоднократного

повторения одного и того же учебного материала с постепенным усложнением учебных заданий. В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении работ, дети от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных.

Выполнение изделий дает представление о форме, ее конструкции, композиции и оформлении изделий. На занятиях будут использоваться дидактические материалы – альбомы по различным видам прикладного искусства, работы педагога и детей.

Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Работа детей будет связана с народным искусством, поэтому предусматривается знакомить их с историей создания народных промыслов, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями.

Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, форме изделий, их элементах, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.

В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.

Условия реализации программы:

Для успешной работы по программе необходимо:

хорошо освещенный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03;

оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер;

инструменты: кисти, швейные машины, и др.;

материалы (нитки, ткани и т. д.);

методические пособия и разработки по различным видам декоративно – прикладного искусства.





7. Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

- правила техники безопасности труда при работе с клеями, острыми, колющими и режущими инструментами

-название изученных техник декоративно-прикладного творчества

- значение терминов: декупаж, народное творчество

- особенности работы в техниках: декупаж, цветы из бумаги, квилинг, работа с тканью.

Обучающиеся должны уметь:

- четко работать с инструментами;

- эстетично оформить творческую работу;

- проводить анализ и самоанализ коллективных, личных работ.

Обучающиеся должны приобрести навыки:

- практических приёмов художественной обработки бумаги;

- планирования и выполнения индивидуальных и коллективных творческих работ;

- культуры труда: аккуратность, бережливость, экономное использование рабочих материалов.

8. Условия реализации программы.

Занятия проводятся в оборудованном кабинете, где имеется необходимая мебель, электрические розетки, освещение, а также мольберты, планшеты, тематические плакаты, дидактические плакаты, тематические выставки, наглядный материал, учебно-методические издания конспекты открытых занятий и другие материалы.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более подготовленным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе учащиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты декоративно-прикладного творчества: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и другие компоненты.















Список литературы

Используемая литература

1. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. – Новосибирск: РИФплюс,1997.

2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.

3. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.

4. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.

5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

6. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.

7. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.

8. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

9. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

10. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.

11. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.

12. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

13. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.

14. Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.

Список литературы для детей:

1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

2. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

3. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

4. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.

5. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.









Приложение

Календарно-тематический план



№ п/п

Дата

Тема занятия

1-2


Раздел 1. Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила ТБ и ОТ на занятиях художественным трудом.

3-4


Куклы из бабушкиного сундука, обережные куклы «Отдарок на подарок».

5-6


Кукла «Ангелочек», тряпичная кукла ангел-хранитель.

7-8


Свадебные куклы «Неразлучники». Подарок к свадьбе.

9-10


Кукла «Купавка», история происхождения.

11-12


Кукла Тульской губернии «Красота».

13-14


Кукла Параскева – берегиня женских ремесел.

15-16


Куколка на счастье. Делаем оберег своими руками.

17-18


Рамка – панно для народных кукол.

19-20


Оформление работ в мини-музей народной куклы.

21-22


Самостоятельная итоговая работа по народным куклам.

23-24


Экскурсия в библиотеку на выставки по рукоделию.

25-26


Раздел 2. Декупаж. История и разновидности декупажа. Материалы и инструменты.

27-28


Предварительная обработка горшка в технике декупаж на пластике.

29-30


Декорирование горшка в технике декупаж.

31-32


Открытка в технике декупаж.

33-34


Шар в технике декупаж, подготовка шара. Оформление шара в технике декупаж.

35-36


Декупаж по яичной скорлупе. Подготовка яичной скорлупы к работе. Наклеивание скорлупы, подготовка основы под декупаж.

37-38


Покрытие основы акрилом с промежуточной просушкой. Выбор салфеток, наклеивание на основу

39-40


Изделия из соленого теста. Овощи и фрукты из соленого теста. Приготовление теста. Лепка овощей и фруктов

41-42


Лакировка изделий. Оформление фруктов на доске.

43-44


Раздел 3. Изделия из соленого теста. Замес теста, лепка самовара. Окрашивание, просушивание самовара.

45-46


Объемная композиция из соленого теста «Самовар». Оформление работ.

47-48


Цветы из соленого теста, приготовление соленого теста, лепка цветов.

49-50


Окрашивание цветов. Оформление работы.

51-52


Объемная композиция из соленого теста «Булочная». Раскрашивание булочных изделий.

53-54


Объемная композиция из соленого теста «Булочная». Оформление работ.

55-56


Раздел 4. Цветы из бумаги. Материалы и инструменты. Упражнения по шаблонам. Объемный цветок с острыми лепестками лотос.

57-58


Оформление открытки цветком с добавлением атласных лент.

59-60


Украшение для интерьера, цветочная картина, подготовка шаблонов. Изготовление цветов.

61-62


Изготовление лепестков. Оформление работы в рамку.

63-64


Розы из салфеток для топиарий. Поэтапное изготовление топиарий.

65-66


Экскурсия в музей.

67-68


Итоговое занятие.













































ЛИТЕРАТУРА

Список литературы для педагога:

1. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. – Новосибирск: РИФплюс,1997.

2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.

3. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.

4. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.

5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

6. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.

7. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.

8. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

9. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

10. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.

11. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.

12. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

13. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Чудесная мастерская» (для учащихся 5 классов)

Автор: Гузенко Галина Александровна

Дата: 07.09.2017

Номер свидетельства: 427560


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1390 руб.
2320 руб.
1570 руб.
2620 руб.
1530 руб.
2550 руб.
1390 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства