Учитель: Тема сегодняшнего занятия называется “Швейное материаловедение”.
*Швейное материаловедение – это раздел технологии, который занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
- Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материала, из которых оно будет изготавливаться.
*Изделие – вещь, сделанная из чего-нибудь, товар. (Словарь Ушакова)
Задание: Составьте логическую цепочку изготовления фартука на основе алгоритма: изделие-материал-сырье. (Работа в парах).
Ответ учащихся: (изделие) ФАРТУК – (материал) ТКАНЬ – (сырье)?
Проблема: Неизвестно сырье, из которого изготовлены ткани.
- Как можно решить данную проблему? (Версии учащихся)
Для этого можно рассмотреть строение ткани.
Перед вами лежат образцы тканей, из которых можно сшить фартук. (Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей).
Задание: Рассмотрите строение ткани через лупу и составьте логическую цепочку.
Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОСКИ (сырье)
- Что это за “тонкие волоски” и откуда они берутся?
Учитель: Исследовав ткани, вы пришли к выводу, что для ее производства необходимы нити, которые состоят из “тонких волосков”. В швейном материаловедении их называют волокнами.
*Волокно - это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.
В швейном материаловедении есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.
- Из чего получают текстильные волокна?
Давайте рассмотрим классификацию текстильных волокон. В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав.
По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.
*Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа.
*Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.
С древнейших времен и до конца XIX века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений или шерсти животных.
Из волокон растительного происхождения наиболее известны хлопок и лен.
Далее учитель сообщает сведения о волокнах хлопка и льна, их свойствах в пределах учебника. Дает характеристику хлопчатобумажным и льняным тканям.
Сравнительная таблица свойств тканей из волокон хлопка и льна
Свойства тканей Х/б ткани Льняные ткани
Прочность средняя прочная
Сминаемость средняя больше, чем у х/б
Осыпаемость малая больше, чем у х/б
Гигроскопичность высокая чуть ниже, чем у х/б
Усадка дает усадку дает усадку
Горение горит ровно, быстро, запах жженой бумаги горит так же как х/б
*Прочность – способность ткани противостоять нагрузке.
*Сминаемость – способность ткани образовывать при перегибах и давлении морщины и складки.
*Осыпаемость – способность нитей выпадать из открытых срезов, образуя бахрому.
*Гигроскопичность – способность волокон поглощать влагу из окружающей среды.
*Усадка – уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.
IV. Закрепление и применение изученного
Учащиеся выполняют практическую работу №1 “Изучение волокон хлопка и льна”
Вывод: Волокна хлопка и льна отличаются по внешнему виду и на ощупь. Хлопчатобумажные ткани отличаются от льняных по этим же признакам. Хлопчатобумажные ткани обладают теми же свойствами, что и волокна хлопка.
Льняные ткани обладают свойствами волокон льна.
V. Изучение новой темы “Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве”.
Учитель: Давайте вернемся к нашей логической цепочке
Текстильные волокна – (пряжа – нити) – ткань
Вспомните свои действия при исследовании ткани.
- Каким образом из волокон была получена нить? (путем скручивания волокон).
- Каким образом была получена ткань? (путем переплетения нитей)
Далее идет рассказ о получении нитей и ткани в пределах учебника.
*Пряжа - это тонкая длинная нить, полученная путем скручивания коротких волокон.
*Прядение – процесс получения пряжи путем скручивания коротких волокон.
*Ткань – материал (изделие), который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.
*Ткачество – процесс получения ткани на ткацком станке.
*Нити основы – нити, идущие вдоль ткани.
*Нити утка – нити, идущие поперек ткани.
*Суровая ткань – ткань, снятая с ткацкого станка.
*Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.
*Готовая ткань – ткань, прошедшая отделку.
Признаки определения нити основы:
По кромке.
По степени растяжения – нить основы меньше тянется.
Основная нить прямая, а уточная извитая.
Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Самый распространенный вид переплетения – это полотняное переплетение, где основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные ткани.
Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону.
Признаки определения лицевой стороны ткани:
На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.
На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий.
Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.
VI. Закрепление изученного.
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу № 2 “Определение в ткани направления нитей основы и утка”.
Вывод: Пряжу получают из волокон в процессе прядения. Ткани получают путем переплетения двух систем нитей – нитей основы и нитей утка. Готовые ткани имеют лицевую и изнаночную стороны. Направление нити основы можно определить по кромке, по степени растяжения, по виду нитей.
Свойства ткани зависят от свойств пряжи и свойств волокон.
VII. Применение полученных знаний.
Учащимся предлагаются образцы тканей.
- Дайте характеристику ткани.
- Какие изделия можно сшить из этой ткани?
VIII. Рефлексия урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Удалось ли нам решить выявленную проблему?
- Что понравилось и что не понравилось на уроке?
IX. Задание на дом.
§§ 1,2 (ответить на вопросы к параграфам).
Закончить практическую работу № 2.
Выполнить из бумаги макет полотняного переплетения.
Повторить основные понятия.
Список литературы:
Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся5 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: “Вентана-Граф”, 2000.
Домоводство и обучающий труд: Учеб.пособие для учащихся 5-х кл./ Сост. А.П.Тарасова/ Дизайн обл. А.С.Андреев. – СПб.: “МиМ-Экспресс”, 1996.
Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983.
http://www.teksika.com/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель: Тема сегодняшнего занятия называется “Швейное материаловедение”.
*Швейное материаловедение – это раздел технологии, который занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
- Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материала, из которых оно будет изготавливаться.
*Изделие – вещь, сделанная из чего-нибудь, товар. (Словарь Ушакова)
Задание: Составьте логическую цепочку изготовления фартука на основе алгоритма: изделие-материал-сырье. (Работа в парах).
Ответ учащихся: (изделие) ФАРТУК – (материал) ТКАНЬ – (сырье)?
Проблема: Неизвестно сырье, из которого изготовлены ткани.
- Как можно решить данную проблему? (Версии учащихся)
Для этого можно рассмотреть строение ткани.
Перед вами лежат образцы тканей, из которых можно сшить фартук. (Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей).
Задание: Рассмотрите строение ткани через лупу и составьте логическую цепочку.
Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОСКИ (сырье)
- Что это за “тонкие волоски” и откуда они берутся?
Учитель: Исследовав ткани, вы пришли к выводу, что для ее производства необходимы нити, которые состоят из “тонких волосков”. В швейном материаловедении их называют волокнами.
*Волокно - это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.
В швейном материаловедении есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.
- Из чего получают текстильные волокна?
Давайте рассмотрим классификацию текстильных волокон. В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав.
По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.
*Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа.
*Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.
С древнейших времен и до конца XIX века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений или шерсти животных.
Из волокон растительного происхождения наиболее известны хлопок и лен.
Далее учитель сообщает сведения о волокнах хлопка и льна, их свойствах в пределах учебника. Дает характеристику хлопчатобумажным и льняным тканям.
Сравнительная таблица свойств тканей из волокон хлопка и льна
Свойства тканей Х/б ткани Льняные ткани
Прочность средняя прочная
Сминаемость средняя больше, чем у х/б
Осыпаемость малая больше, чем у х/б
Гигроскопичность высокая чуть ниже, чем у х/б
Усадка дает усадку дает усадку
Горение горит ровно, быстро, запах жженой бумаги горит так же как х/б
*Прочность – способность ткани противостоять нагрузке.
*Сминаемость – способность ткани образовывать при перегибах и давлении морщины и складки.
*Осыпаемость – способность нитей выпадать из открытых срезов, образуя бахрому.
*Гигроскопичность – способность волокон поглощать влагу из окружающей среды.
*Усадка – уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.
IV. Закрепление и применение изученного
Учащиеся выполняют практическую работу №1 “Изучение волокон хлопка и льна”
Вывод: Волокна хлопка и льна отличаются по внешнему виду и на ощупь. Хлопчатобумажные ткани отличаются от льняных по этим же признакам. Хлопчатобумажные ткани обладают теми же свойствами, что и волокна хлопка.
Льняные ткани обладают свойствами волокон льна.
V. Изучение новой темы “Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве”.
Учитель: Давайте вернемся к нашей логической цепочке
Текстильные волокна – (пряжа – нити) – ткань
Вспомните свои действия при исследовании ткани.
- Каким образом из волокон была получена нить? (путем скручивания волокон).
- Каким образом была получена ткань? (путем переплетения нитей)
Далее идет рассказ о получении нитей и ткани в пределах учебника.
*Пряжа - это тонкая длинная нить, полученная путем скручивания коротких волокон.
*Прядение – процесс получения пряжи путем скручивания коротких волокон.
*Ткань – материал (изделие), который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.
*Ткачество – процесс получения ткани на ткацком станке.
*Нити основы – нити, идущие вдоль ткани.
*Нити утка – нити, идущие поперек ткани.
*Суровая ткань – ткань, снятая с ткацкого станка.
*Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.
*Готовая ткань – ткань, прошедшая отделку.
Признаки определения нити основы:
По кромке.
По степени растяжения – нить основы меньше тянется.
Основная нить прямая, а уточная извитая.
Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Самый распространенный вид переплетения – это полотняное переплетение, где основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные ткани.
Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону.
Признаки определения лицевой стороны ткани:
На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.
На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий.
Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.
VI. Закрепление изученного.
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу № 2 “Определение в ткани направления нитей основы и утка”.
Вывод: Пряжу получают из волокон в процессе прядения. Ткани получают путем переплетения двух систем нитей – нитей основы и нитей утка. Готовые ткани имеют лицевую и изнаночную стороны. Направление нити основы можно определить по кромке, по степени растяжения, по виду нитей.
Свойства ткани зависят от свойств пряжи и свойств волокон.
VII. Применение полученных знаний.
Учащимся предлагаются образцы тканей.
- Дайте характеристику ткани.
- Какие изделия можно сшить из этой ткани?
VIII. Рефлексия урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Удалось ли нам решить выявленную проблему?
- Что понравилось и что не понравилось на уроке?
IX. Задание на дом.
§§ 1,2 (ответить на вопросы к параграфам).
Закончить практическую работу № 2.
Выполнить из бумаги макет полотняного переплетения.
Повторить основные понятия.
Список литературы:
Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся5 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: “Вентана-Граф”, 2000.
Домоводство и обучающий труд: Учеб.пособие для учащихся 5-х кл./ Сост. А.П.Тарасова/ Дизайн обл. А.С.Андреев. – СПб.: “МиМ-Экспресс”, 1996.
Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983.