Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Кукольный театр"»
Управление образования администрации Советского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №10» города Советска Калининградской области
ТВОРЧЕСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ
«Школьный кукольный театр»
Выполнили учащиеся 6 «Б» класса
Руководитель:Зубова Анастасия Сергеевна.
2020 -2021
Оглавление
Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта 3
История театральной куклы 5
Выбор лучшего варианта.Изготовление сцены. 7
Последовательность работы 10
Выбор лучшего варианта. Изготовление кукол 15
Проработка лучшей идеи 18
Материалы и оборудование 19
Технология изготовления перчаточной куклы 20
Правила техники безопасности 21
Экономический расчет 23
Экологическое обоснование 24
Самоанализ 25
Заключение 26
Список источников: 27
Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта
При выборе темы проекта мы руководствовались принципом целесообразности и практичности. Наш кукольный театр должен быть красивым, легким и удобным в использовании.
От взрослых часто слышим фразу: «Весь мир - театр». Люди так привыкают быть на виду, что забывают расслабляться даже наедине с самим собой. И наоборот – оказываясь в театре с талантливыми актерами мы верим им и происходящим действиям, как будто все происходит в нашей жизни, на самом деле. Это касается как взрослого театра, где актеры – такие же, как мы с вами, люди, так и кукольного театра, где актеры остаются невидимы за кулисами.
Мы выдвинул гипотезу: театр кукол и сегодня остается любимым увлечением, он современен, актуален, интересен.
Целью нашего проекта будет попытка доказать, что эта гипотеза верна, обосновать ее.
Актуальность кукольного театра в эпоху игр, компьютеров и смартфонов состоит в том, что обеспечивает двустороннее общение: зрители имеют возможность не только наблюдать за происходящими в театре действиями, но и общаться с героями (куклами), слышать живые эмоциональные голоса актеров, учиться сопереживать им, через эти чувства становиться более человечными.
Родители, которые заботятся о гармоничном развитии душевных качеств своих детей, обязательно познакомят их с кукольным театром. Дети, видящие на сцене не людей – актеров, а милых кукол, более внимательно наблюдают за сюжетом постановки. Малышам проще понять проблемы маленьких героев и прочувствовать все их беды и радости.
Задачи проекта:
Научиться своими руками создавать кукол для кукольного театра;
Научиться разрабатывать костюмы и создавать театральные декорации;
Научиться разрабатывать сюжет постановки;
Научиться удерживать внимание зрителей;
Научиться доставлять зрителям радость своей постановкой;
Освоить базовые навыки ораторского искусства;
Научиться передавать голосом эмоции и переживания;
Победить страх перед сценой, неуверенность перед большим количеством слушателей (зрителей);
Научиться работать в команде, при этом выделяясь своими талантами, навыками (быть одновременно личностью и частью большого целого).
История театральной куклы
Никто точно не знает, когда появился первый кукольный театр. Существует несколько легенд возникновения театра и одна из них гласит: Во время междоусобной воины в одной стране, в которой люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться, к императору пришёл мудрец и сказал: "Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене". Император приказал сделать так, как сказал мудрец. Через день враги отступили. Император спросил мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил. Так куклы спасли город.
Знаменитый в своё время врач и математик Кардани, живший в середине XVI века в Милане, пишет: "Я видел двух сицилийцев, совершавших настоящие чудеса с двумя деревянными фигурками, которые они заставляли играть между собой". Далее он поясняет, что управляла ими единственная нить, проходившая через обе куклы насквозь. Один конец нити был привязан к деревянной стойке, другой к ноге кукольника. Движением ноги кукольник дёргал верёвку, заставляя кукол размахивать руками, качать головами, шевелить ногами. "Должен добавить, что движения фигурок абсолютно совпадали с тактом музыки, и поэтому смотреть на них было вдвойне приятно".
Другой вид кукольных представлений давали на ширме-будочке, или палатке. На этой ширме-палатке с надстроенным театральным портальчиком выступали перчаточные куклы, которые итальянцы выделяли среди других термином "бураттини". Кукольников, работающих в этой технике, называют "бураттинаи".
Русские кукольные театры стали появляться уже в веке девятнадцатом и довольно скоро появилось два вида кукольных театров. Первый основывался на постоянном усложнении техники работы с куклами, старался поразить зрителя необычными сюжетами, костюмами, экзотическими персонажами. Именно в этой ветви театров начали появляться и развиваться новые виды кукол, складывались постоянные труппы, даже применялась реклама. Второй вид театра – бытовой, бродячий, созданный для того, чтобы веселить народ в праздники на ярмарках или рынках. Такие театры практически не менялись внешне, да и содержание постановок всегда оставалось неизменным. Сюжеты всех сценок, как правило, были завязаны на одном герое, рассказчик часто переходил от диалогов кукол к общению со зрителями. Зрители же всегда любили сценки, в которых куклы общались между собой, особенно если их реплики были направлены на злободневные события или главный герой постоянно дурачил или наказывал прочих персонажей. Именно из второго вида кукольного театра и появился, в конце концов, Петрушка, пришедший в Россию через века и страны, но почти не изменивший своего характера. В конце девятнадцатого века в России сложилось два основных направления кукольных театров: театры марионеток и театры перчаточных кукол.
Выбор лучшего варианта. Изготовление сцены
Сцена или ширма играет ключевую роль в театральном действе. В геометрическом понимании это вертикально расположенная поверхность, над верхним краем которой играют куклы и за которой скрыты актеры.
Старые народные кукольники пользовались для своих представлений несложными ширмами небольших размеров. Актер чаще всего был один, и, следовательно, кукол на ширме могло появляться не более двух одновременно. Декоративного оформления в большинстве случаев не было.
При выборе вида сцены он должен отвечать следующим требованиям:
Малый расход материалов (экономичность).
Малый вес изделия (лёгкость).
Простота конструкции (мало деталей).
Простота технологии изготовления (все технологические операции доступны шестикласснику).
Небольшие затраты времени на изготовление.
Красивый внешний вид (эстетичность).
Удобство в эксплуатации.
Экологичность (не загрязняет окружающую среду).
Чтобы выбрать лучший вариант изделия, мы просмотрели различные сайты Интернета. По итогам поиска я остановился на трёх возможных вариантах (рис.1) и оценил каждый в соответствии с выбранными критериями.
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Рис. 1. Возможные варианты изделия
Разработка эскизов деталей изделия
Сцена (рис. 2) состоит из трех фанерных полотен, в центральном вырезано окно для театральных действий. На краях полотен, где они соприкасаются, для прочности используются деревянные бруски. В качестве материала для их изготовления я выбрал фанеру и древесину лиственной породы — берёзу. Между полотнами установлены навесы, так что можно сложить сцену.
В рекомендованных справочных материалах для помощи в подготовке проекта, для аналогичного изделия были указаны размеры его деталей. Однако, я тщательно обдумав, решил добавить вышеуказанные бруски для прочности конструкции.
Для детали «боковое полотно» требуется фанера размером 500 х 200 мм. Количество деталей — 2.
Для детали «центральное полотно» требуется фанера размером 500 х 750 мм. Количество деталей — 1.
Для детали «брусок» требуется брус размером 500х30х25 мм. Количество деталей — 4.
Рис. 3. Эскиз сцены
Для соединения деталей изготавливаемой сцены необходимы: гвозди длиной 20 мм – 16 шт., саморезы (шурупы) диаметром 3 мм и длиной 20 мм — 16 шт. и навесы — 4 шт.
Последовательность выполнения Изготовление брусков
На брусе размером 2000 х 30 х 25 мм разметить с помощью рулетки и карандаша 4 шт. заготовки размером 500 х 30 х 25 мм. Проверить размеры на всех гранях бруса.
Отпилить ножовкой куски бруса согласно отмеченным размерам.
Разметить центры отверстий для крепления навесов, отметить их карандашом. Прижать ножку к подкладной доске ногой, сверлить дрелью сквозное отверстие ∅ 1,5 мм.
Зачистить деталь шлифовальной шкуркой (рис.4).
Рис.4 Обработка брусков шлифовальной шкуркой
Заготовки для бокового полотна
На фанере размером 1500 х 1000 мм разметить с помощью рулетки и карандаша 2 шт. заготовки размером 500 х 200 мм. Проверить размеры.
Разметить и отпилить заготовки.
Изготовление центрального полотна
На фанере размером 1500 х 1000 мм разметить с помощью рулетки и карандаша 1 шт. заготовки размером 500 х 750 мм. Проверить размеры.
Разметить и отпилить заготовки.
На получившемся куске фанеры разметить с помощью рулетки и карандаша верхний центр заготовки, на боковых гранях - точки «окончания крыши» (вниз на 250 мм от верхнего края заготовки) и провести линии от центральной верхней точки «крыши» к точкам «окончания крыши». Проверить размеры.
Разметить и отпилить лишние углы.
На получившейся заготовке разметить с помощью рулетки и карандаша окно сцены (вверх от нижнего края заготовки на 200мм, от остальных краев – на 50 мм. Проверить размеры.
Разметить и выпилить окно сцены.
Зачистить деталь шлифовальной шкуркой.
Сборка изделия
Прибить гвоздями к брускам полотна – 2 бруска по сторонам центрального полотна сцены и по 1 бруску на каждое боковое полотно со стороны, примыкающей к центральному полотну сцены.
Прикрепить к брускам шурупами навесы, предварительно просверлив дрелью отверстия для шурупов. Это необходимо делать для того, чтобы брусок не лопнул под давлением шурупа. (рис. 5).
Рис. 5. Сборка сцены
Наждачной шкуркой отшлифовать неровности, возникшие после работ по п.1 и п.2.
В результате мы получили ширму (сцену), которая легко собирается, удобна для транспортировки и хранения (рис.6).
Рис. 6. Результат работы
Окончательный контроль и оценка
В целом сцена соответствует разработанным критериям и отвечает следующим требованиям:
Изделие экономичное, так как на его изготовление ушло не много материалов.
Технология изготовления включает операции, которые осваиваются на на уроках технологии в 5,6 классах: пиление, сверление, зачистка и др. Хотя эти операции и не сложные, на изготовление сцены ушло много времени.
Цветовое сочетание материалов гармонично.
Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
Работа оформлена в законченное изделие.
В целом изделие производит благоприятное впечатление.
Внешний вид сцены не идеальный, но мы надеемся, что в дальнейшем сделанные нами изделия будут выглядеть лучше.
Выбор варианта
Изготовление кукол
Пальчиковые куклы
Самый миниатюрный вариант для домашней постановки. Такие куколки можно сшить из цветного фетра. Самый простой вариант — использовать старую перчатку( рисунок 7). Пальчиковый театр при помощи своих рук и маленьких кукол можно устроить на столе или за маленькой ширмой, сделанной из обувной коробки.
Рис.7
Бумажные куклы
Самый простой способ смастерить кукольный театр своими руками вместе с детьми — сделать его из бумаги. Лица героев можно распечатать на принтере или нарисовать, а затем приклеить на бумажную основу (рисунок 8).
Рис. 8 Куклы из соленого теста Соленое тесто является хорошей альтернативой липкому пластилину и требует меньше времени для приготовления, чем папье-маше (рисунок 9).
Рис. 9
Куклы-марионетки
Это театральная кукла, которую приводит в движение кукловод при помощи нитей или деревянных/металлических прутьев (рисунок 10). Куклы-марионетки бывают штоковые (когда управляются только туловище, руки и ноги) и профессиональные (каждая часть туловища управляется, куколка умеет открывать рот, двигать головой, разгибать пальцы).
Рис. 10
Куклы-рукавички
Традиционные куклы надеваются на руку кукловода, указательный палец управляет головой персонажа, а большой и средний — ручками (рисунок 11).
Таких кукол шьют по заранее приготовленным выкройкам. По похожим схемам отшивают рукавицы-прихватки. Этот способ позволяет быстро изготовить практически любого персонажа. Кукла состоит всего из двух деталей-половинок.
Рис. 11
Проработка лучшей идеи
Каждая кукла по-своему хороша, но мы решили сделать куклы-рукавички из фетра (рисунок 12). Так как фетр обладает большим количеством достоинств:
Удобство в работе. Фетр превосходно режется, легко прошивается даже вручную и не осыпается на срезах, поэтому работать с ним одно удовольствие.
Прочность и экологичность. Фетр – прочный и долговечный материал. Он абсолютно нетоксичен и гипоаллергенен, поэтому из него можно делать игрушки и аксессуары для детей.
Богатая палитра. Фетр для рукоделия производится в широчайшей гамме цветов, начиная с материала пастельных оттенков и заканчивая яркими «неоновыми» красками.
Относительная дешевизна. Фетр не такой уж и дорогой материал. Несколько его листов может себе позволить купить любая мастерица.
Рис. 12
Материалы и оборудование
Чтобы сделать перчаточную куклу нам понадобились следующие материалы и принадлежности:
ткань для туловища;
нитки;
ножницы;
клей;
маркер или гелевая ручка;
линейка;
акриловые краски по ткани
кисть
Для изготовления сцены мне потребуются:
рулетка,
молоток,
ножовка,
отвёртка,
дрель со сверлом.
Технология изготовления перчаточной куклы
№
Последовательность выполнения
Инструменты
Изображение
1.
Выбрать понравившегося персонажа и распечатать выкройку на принтере.
принтер
2.
Подобрать ткань и искусственный мех перевести выкройку на ткань. Выкройку перевести на ткань дважды
Карандаш или мел
3.
Произвести раскрой. Так как мы будем шить в ручную. То припуски на шов можно не делать
Правила техники безопасности при столярных работах
Во время выполнения столярных и плотницких работ необходимо не только помнить, но и выполнять все правила техники безопасности:
1) Место хранения инструмента - необходимо, чтобы у каждого инструмента было свое определенное место.
2) Использование инструмента – следует использовать инструмент строго по его назначению, проверять целостность инструмента, надежность всех его креплений.
Работа с режущими инструментами:
Все режущие инструменты всегда должны быть хорошо заточены. На лезвиях не должно быть ржавчины, заусенцев или других дефектов. Тупой инструмент требует большего нажима, может соскользнуть и поранить.
Во время работы рука, придерживающая деталь, должна располагаться позади режущего края.
Все движения режущего инструмента необходимо направить от себя, чтобы случайно не нанести себе травму.
Рукоятки режущих инструментов должны быть без трещин, сколов, расщепленных концов.
Работа ножовкой:
Начинать пиление надо легкими движениями, чтобы ножовка не соскочила.
Нельзя распиливать деталь на коленке. Как бы ни смешно звучал данный совет, но часто бывает так, что начинающий столяр, не имея дома полноценного верстака, производит пиление как ему удобно, особо не задумываясь о возможных последствиях.
Зажатое полотно пилы может сломаться, а отлетевшие части могут поранить вашу кожу или глаза. Для освобождения полотно нужно тянуть, а не толкать. Работа электроинструментами (электродрель):
Первым делом ознакомится с инструкциями по эксплуатации.
Проверить целостность изоляции электрошнура.
Исправность выключателей и розеток.
Не допускать повышенной влажности в помещении.
При работе с ножницами:
1. Хранить ножницы в футляре и в недоступном месте для детей.
2. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.
4. Не держать ножницы острыми частями вверх, а также не использовать их при ослабленном центральном креплении.
5. При работе внимательно следить за направлением резки. Не резать на ходу.
6. Во время работы удерживать материал так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Экономический расчет
№
Используемые материалы
Расход
Всего, руб
Изготовление сцены
1.
Брус 2000 х 30 х 25 мм
4 шт.
134
2.
Фанера 1500 х 1000 мм
1шт.
846
3.
Гвозди и шурупы
-
70
4
Навес
1шт.
363
5.
Акриловая краска по дереву
2б.
286
Итого:
1699 руб.
Изготовление кукол
1.
Фетр А4
6 шт.
270
2.
Акриловая краска по ткани
1шт.
143
Итого:
413 руб.
Всего:
2112 руб.
Экологическая оценка При выполнении проекта мы задумались над экологическим состоянием всех материалов, которые будут использоваться при работе. Качество материалов для изготовления нашего изделия характеризуют их безвредность для окружающей среды. Для изготовления сцены мы использовали фанеру для внутренних работ, которая является экологически чистой. Фетр, выбранный для изготовления игрушек, также обладает экологичностью. Акриловые краски изготовлены на основе водных акриловых дисперсий, в которых частички акриловой смолы распределены в воде. Они не содержать растворителей, могут легко смываться водой (пока не высохли), быстро высыхают.
Самоанализ Мы очень довольны результатом своего труда. Куклы получились аккуратные, красивые. Изделия отражают спектакль, который мы хотели показать. Мы хотели бы подготовить спектакль по мотивам мультфильма «Три кота» экологического направления. Работая над проектом, мы убедились, что процесс и результат творчества дарят человеку счастье!
Заключение
Организация кукольного театра не требует больших финансовых затрат, многое можно изготовить из подручных материалов своими руками. Будьте готовы лишь пожертвовать своим временем. Но оно того стоит, поверьте! Горящие глаза ребенка, буря эмоций, бесценный опыт, забавные фотографии в семейном архиве, аплодисменты зрителей — это далеко не весь перечень будущих «дивидендов».
Прячась за куклами, вживаясь в образы героев, дети часто говорят то, что не сказали бы в обычной жизни. Играя в театре, ребенок проигрывает то, что его волнует в данный момент, от имени сказочного персонажа рассказывает собственные проблемы, переживания, страхи. Постановка спектаклей помогает усовершенствовать навыки общения, развивает выразительность речи и умение формулировать свои мысли.
Список источников
Учебник «Технология. Индустриальные технологии» для 5 и 6 класса.