извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
  договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.
  устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.  
      |   Этапы урока   |    Ход урока   |         |  
  |   I. Оргмомент.   |    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.   |    Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в ходе выполнения различных видов работ   |  
  |   II. Тренировочный словарный диктант.   |    Баянист, гитара, пианино, безвкусица, рассчитать, расчёт, бессчётный, пренебрегать, приключение, дилижанс, температура, здесь, здание, здоровье, экзамен, исполинский.   |         |  
  |         III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.       |     1. Блиц - опрос.   – Запишите только недостающие слова.        – Морфемы, которые входят в основу, – это … (приставка, корень, суффикс).   – Суффиксы, которые изменяют лексическое значение слова, называются … (словообразующими).   – Одинаковые суффиксы, имеющие совершенно разное значение, являются … (омонимичными).   – Суффиксы тель, чик, ист, ник, имеющие одно значение, являются … (синонимичными).   – Суффиксы, которые выражают только грамматическое значение, называются … (формообразующими).   – Формообразующими являются суффиксы …. (ть, ти, л).   Результаты сравниваются с образцом (недостающие слова представлены на слайде, доске).        2. Проверка домашнего задания.   – Прочитайте из домашнего упражнения группы слов, которые у вас получились.     – Что общего у всех этих слов?   – Почему они оказались в разных группах?  – Как называются суффиксы, которые вы выделили в разных группах слов? (Омонимичными.)     |                   |  
  |         IV. Формулирование темы и цели урока.            |     1. – Определите по схемам, какова будет тема урока.     Учащимся предлагаются опорные схемы   Тема: Способы образования слов.   2. Далее ученики анализируют материал в учебнике после рубрики «Определяем основной вопрос урока» (§19). Лучше, если материал будет вынесен на доску или показан с помощью презентации.   После выявления признака деления (есть приставка, нет приставки) и устной группировки слов учащимися на слайде по клику мыши появляются две группы слов:          1) отбежать, приходить, сверхмодный, допеть, несмелый;   2) волчонок, писатель, артистка, хитрющий, домик.        Если ученикам сложно назвать основание деления слов на две группы, можно наблюдение начинать сразу с этих двух групп.   Далее ученики определяют способ образования слов, ориентируясь на те схемы, которые были представлены на доске на этапе формулировки темы: 1я группа – приставочный, 2я группа – суффиксальный.   При ответе на вопрос, к какой из групп отнести слова выключатель, погрузчик, подарок, ученики испытывают затруднение, так как в приведённых словах есть и приставки, и суффиксы.     Примечание. Возможно, ученики назовут третью группу и укажут приставочносуффиксальный способ. Учитель это пока оставляет без комментария, но после открытия новых знаний следует к этому вопросу вернуться, так как в словах выключатель, погрузчик, подарок представлен не приставочносуффиксальный, а суффиксальный способ образования.  Далее ученики формулируют цель урока и сравнивают свой вариант с формулировкой в учебнике в разделе «Проблемные вопросы урока».   |              Извлекать информацию, представленную в разных формах (схемы).          1. Высказывать предположения на основе наблюдений.  2. Формулировать тему и цель урока.       |  
  |         V. Углубление изученного и открытие новых знаний.       |     1. Упр. 189 – наблюдение над словами, имеющими в составе приставки и суффиксы. Работу лучше проводить в группах по учебнику.   Важно сразу предупредить учеников, чтобы производящую основу они находили с помощью толкования и записывали её строго под производной.   Ученики делают свои выводы о способах образования в каждом столбике (они разные: в 1м столбике – суффиксальный, а во 2м – приставочносуффиксальный).   Если в группах сделаны разные выводы, то ответить на вопрос поможет информация в рамке после упражнения.     2. Чтение информации в рамке о способах образования слов и алгоритме установления способа образования, о словообразовании как разделе языкознания.   – Какими способами могут образовываться слова в русском языке?   – Как определить способ словообразования?   – Что такое словообразование? Что изучает словообразование?   – А что изучает морфемика? Какая между ними связь?   – Ответьте на вопрос: как же образованы слова выключатель, погрузчик, подарок, которые вы анализировали в группах? (Суффиксальным способом: выключатель – предмет, с помощью которого выключают (от глагола выключать), погрузчик – предмет, которым можно погрузить чтото, подарок – то, что подарили (от глагола подарить); во всех производящих глаголах сохраняется приставка, это ближайшие к данным однокоренные слова.)   – Что провоцирует ошибку? (Приставка.)  – Как же избежать подобной ошибки? (Нужно толковать лексическое значение слова, искать ближайшее однокоренное слово.)   |         Анализировать, сравнивать, обобщать.            1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.  2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.   |  
  |         VI. Развитие учебноязыковых, речевых и правописных умений.       |     Выполнение упражнений.     Упр. 190 – развивается умение находить глаголы, образованные приставочным способом, классифицировать орфограммы в приставках и графически обозначать условия выбора орфограмм.   Выполняется самостоятельно с последующей коллективной проверкой: проходит, приходит, сходит, всходит, обходит.   – Сколько слов вы выписали? А сколько видов орфограмм обозначили? (Три: 1. «Буквы гласных и согласных в приставках     (неизменяемые)».     2. «Буквы е, и в приставках пре, при».     3. «Буквы з и с на конце приставок».)   Упр. 191 – развивается умение вычитывать информацию из текста, интерпретировать её; пробуждается чувство языка на основе выявления смысловых оттенков, вносимых приставками в значение детских неологизмов.     Выполняется устно с комментированием. Глагол с орфограммой выписывается в тетрадь.   Упр. 192 (выборочное списывание) – развивается умение находить в тексте слова, образованные приставочным и суффиксальным способом.   Выполняется в парах по образцу. Проверка коллективная.       |          1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.   2. Развитие интереса к языку и чувства языка.   3. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.   Коммуникативные навыки  1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.  2. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного литературного языка.  3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.   |  
  |         VII. Итог урока.       |     – Задайте вопросы по теме урока. (Вопросы могут быть от одного ряда другому.)        – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.  Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.   |        1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.  2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.            |  
  |         VIII. Домашнее задание.         |          1. Составить вопросный план к двум текстам в рамке     2. Подобрать по два слова, образованные разными способами.       |         |