Все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения
3) Работа в тетради. Число. Классная работа
Чистописание. Ж ж Жж жи же
жёлтый ежи предложение (слайд 5)
4) Словарный диктант « О школе » (слайды 6-12)
- Я уроки посещаю и всегда веду дневник.
Сам себя я называю школьник или. (ученик)
- Будем весь урок писать, пригодится нам. (тетрадь)
- Острым клювиком, как птичка, водит ровно по страничке.
И в твоей тетрадке должны быть строчки гладки. ( ручка)
- Я сама прямая. Рисовать вам помогаю.
Что-нибудь ты без меня начертить сумей-ка
Угадайте-ка, ребята, кто же я … ( линейка)
- Отметки, замечания учитель пишет в нем.
Уроков расписание мы тоже в нем найдем.
Хранит и бережет его примерный ученик.
«Пятерок» в нем полным-полно, как документ. (дневник)
- Я с учителем дружу. На доске всё покажу.
Следишь за мной ты без опаски. Знаешь, кто я? Я - … ( Указка)
- По черному белым пишут то и дело.
Потрут тряпицей – чиста страница. ( Школьная доска )
4) Тема урока: Отгадайте загадки:
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? Ответ: Подлежащее
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется. Ответ: Сказуемым
Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет. Ответ: Грамматическую основу
Начало формы
А) Вы знаете, ребята, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.
Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? ~ Подчёркивается одной чертой.
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает?что делал?что сделает?что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения.
К второстепенным членам предложения относятся:
- определение – обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? В предложении выражено прилагательным, подчёркивается волнистой линией
- дополнение - отвечает на вопросы косвенных падежей. В предложении выражено существительным или местоимением, подчёркивается пунктирной линией
В предложении выражено существительным, подчёркивается пунктир – точка. (слайд 13)
Б) Работа по учебнику:
Упр.179 Списать. Найти главные и второстепенные члены предложения.
Какой частью речи являются подлежащее и сказуемое?
В степи, на жайляу пасутся овечки.
Там дедушка юрту поставил у речки. (слайд 14)
В) Предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, это распространённые предложения.
Сравните предложения:
Дети играют. Маленькие дети играют на улице. (слайд 15)
Г) Распознавание распространённых и нераспространённых предложений
Утро
Наступает утро. Промчался резвый ветерок. На аллее зашумели деревья. Блеснули лучи солнца. Город проснулся.
Задание: Выписать только распространённые предложения. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Указать часть речи, которой они выражены в предложении. (слайд 16)
Д) Восстановление деформированного текста Упр.180
Какими членами предложения будут выделенные слова? (слайд 17)
Кате, аквариум, дедушка, подарил.
В аквариуме, рыбка, жила, золотая.
Катя, каждое, утро, рыбку, кормила.
Дедушка подарил Кате аквариум.
В аквариуме жила золотая рыбка.
Катя кормила рыбку каждое утро.
Е) Воспитательная минутка:
Монгольская пословица гласит:
« Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник» (слайд 18)
Ж) Сравните две картинки:
- на 1-ой картинке виден слив грязных вод в водный источник
- на 2-ой картинке чистая водная среда с морскими обитателями.
Провести анализ картинок ( слайд 19)
5) Физминутка. (слайд 20)
6) Обратите внимание! Подлежащее не всегда выражено именем существительным.
Слова - я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - личные местоимения. ( слайд 21 -22)
В речи они употребляются вместо имени существительного. Могут быть в предложении подлежащими.
Послушайте строки из стихотворения Агнии Барто:
Приходите ровно в пять!
Мама будет выступать!
Мы готовились вдвоём
К этой передаче.
Она писала за столом.
Я решал задачи.
Запишите. Найдите главные члены предложения и укажите, какой частью речи они выражены.
Запиши предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Кто пишет стихи?
Кто водит поезда?
Кто летает в космос?
Кто продаёт билеты?
Кто лечит детей?
врач
машинист
кассир
космонавт
поэт
8) Рефлексия. Оценочный лист (слайд 24-25)
Главные члены предложения это - ……
Подлежащее отвечает на вопросы:…….
Подлежащее подчеркивается….
Сказуемое отвечает на вопросы ….
Сказуемое подчеркивается….
Второстепенные члены предложения это –
Дополнение отвечает на вопросы –
подчеркивается –
Определение отвечает на вопросы –
подчеркивается –
Обстоятельство отвечает на вопросы –
подчеркивается
9) Домашнее задание. Упр.183, выучить правила ( слайд 26)
10) Оценивание учащихся за урок.
Подведение итогов урока.
- Молодцы! Спасибо за урок! ( слайд 27)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения.Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения
3) Работа в тетради. Число. Классная работа
Чистописание. Ж ж Жж жи же
жёлтый ежи предложение (слайд 5)
4) Словарный диктант « О школе » (слайды 6-12)
-- Я уроки посещаю и всегда веду дневник.
Сам себя я называю школьник или... (ученик)
--- Будем весь урок писать, пригодится нам... (тетрадь)
--- Острым клювиком, как птичка, водит ровно по страничке.
И в твоей тетрадке должны быть строчки гладки. ( ручка)
--- Я сама прямая. Рисовать вам помогаю.
Что-нибудь ты без меня начертить сумей-ка
Угадайте-ка, ребята, кто же я … ( линейка)
--- Отметки, замечания учитель пишет в нем.
Уроков расписание мы тоже в нем найдем.
Хранит и бережет его примерный ученик.
«Пятерок» в нем полным-полно, как документ... (дневник)
--- Я с учителем дружу. На доске всё покажу.
Следишь за мной ты без опаски. Знаешь, кто я? Я - … ( Указка)
--- По черному белым пишут то и дело. Потрут тряпицей – чиста страница. ( Школьная доска )
4) Тема урока: Отгадайте загадки:
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? Ответ: Подлежащее
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется... Ответ: Сказуемым
Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет... Ответ: Грамматическую основу
Начало формы
А) Вы знаете, ребята, что в предложении есть слова, без которых оно не можетсуществовать.
Это главныечлены предложения – подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? ~ Подчёркивается одной чертой.
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает?что делал?что сделает?что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
Члены предложения, невходящие в грамматическую основу, являются второстепенными членамипредложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения.
К второстепенным членам предложения относятся:
- определение – обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? В предложении выражено прилагательным, подчёркивается волнистой линией
- дополнение - отвечает на вопросы косвенных падежей. В предложении выражено существительным или местоимением, подчёркивается пунктирной линией
В предложении выражено существительным, подчёркивается пунктир – точка. (слайд 13)
Б) Работа по учебнику:
Упр.179 Списать. Найти главные и второстепенные члены предложения.
Какой частью речи являются подлежащее и сказуемое?
В степи, на жайляу пасутся овечки.
Там дедушка юрту поставил у речки. (слайд 14)
В) Предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.
Предложения, которые состоят из главныхи второстепенных членов, это распространённые предложения.
Сравните предложения:
Дети играют. Маленькие дети играют на улице. (слайд 15)
Г) Распознавание распространённых и нераспространённых предложений
Утро
Наступает утро. Промчался резвый ветерок. На аллее зашумели деревья. Блеснули лучи солнца. Город проснулся.
Задание: Выписать только распространённые предложения. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Указать часть речи, которой они выражены в предложении. (слайд 16)
Д) Восстановление деформированного текста Упр.180
Какими членами предложения будут выделенные слова? (слайд 17)
Кате, аквариум, дедушка, подарил.
В аквариуме, рыбка, жила, золотая.
Катя, каждое, утро, рыбку, кормила.
Дедушка подарил Кате аквариум.
В аквариуме жила золотая рыбка.
Катя кормила рыбку каждое утро.
Е) Воспитательная минутка:
Монгольская пословица гласит:
« Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник» (слайд 18)
Ж) Сравните две картинки:
- на 1-ой картинке виден слив грязных вод в водный источник
- на 2-ой картинке чистая водная среда с морскими обитателями.
Провести анализ картинок ( слайд 19)
5) Физминутка. (слайд 20)
6) Обратите внимание! Подлежащее не всегда выражено именем существительным.
Слова -я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - личные местоимения. ( слайд 21 -22)
В речи они употребляются вместо имени существительного. Могут быть в предложении подлежащими.
Послушайте строки из стихотворения Агнии Барто:
Приходите ровно в пять!
Мама будет выступать!
Мы готовились вдвоём
К этой передаче.
Она писала за столом.
Я решал задачи.
Запишите. Найдите главные члены предложения и укажите, какой частью речи они выражены.
Запиши предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Кто пишет стихи?
Кто водит поезда?
Кто летает в космос?
Кто продаёт билеты?
Кто лечит детей?
врач
машинист
кассир
космонавт
поэт
8) Рефлексия. Оценочный лист (слайд 24-25)
Главные члены предложения это - …… Подлежащее отвечает на вопросы:…….. Подлежащее подчеркивается….. Сказуемое отвечает на вопросы ….. Сказуемое подчеркивается…. Второстепенные члены предложения это – Дополнение отвечает на вопросы – подчеркивается – Определение отвечает на вопросы – подчеркивается – Обстоятельство отвечает на вопросы – подчеркивается
9) Домашнее задание. Упр.183, выучить правила ( слайд 26)
object(ArrayObject)#854 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Урок русского языка в 5 классе по теме: Второстепенные члены предложения (с использованием современных технологий) в соответствии с ФГОС "
["seo_title"] => string(155) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-s-ispol-zovaniiem-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-fgos"
["file_id"] => string(6) "179070"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424943199"
}
}