|   Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |    УУД   |  
  |   1.Организационный этап   |  
  |   Приветственное слово учителя,  организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность.      |    Приветствие учащихся. Готовят  к уроку рабочее место, слушают учителя.   |     Регулятивные:   выявление готовности к уроку   Личностные:   эмоциональный настрой на урок   Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.     |  
  |   2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний   |  
    Работа с текстом:    - Ребята, у нас сегодня урок развития речи, и мы продолжим работать над темой «типы речи». А поможет нам известная сказка. Вспомните, название сказки и ее автора по отрывку.  Травка зеленеет,  Солнышко блестит,  Ласточка с весною  В сени к нам летит!  Слайд 1.          Слайд 2.  Прочитайте все три текста.    Что вы можете сказать о типах речи этих отрывков? Докажите свою точку зрения.  А каким типом речи вы воспользовались, отвечая на вопрос?    Текст 1.  Но вряд ли Вашему Величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свои подарки и забавы. Декабрь, январь, февраль – катание на коньках, новогоднюю елку, в марте начинает таять снег, а в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники….      Текст 2.  В снежную, вьюжную пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Сходила бы ты в лес, да набрала там подснежников».      Текст 3.  Никогда я столько подснежников не видела! Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.              Итак, подведём итог - Слайд 3.         Слайд 4. Отвечая на мои вопросы, вы использовали тип речи рассуждение, как же строится текст рассуждение? Сформулируйте тезис, приведите обоснование из текста, сделайте вывод.          |    Повторение ранее изученного материала.                          Отвечают на вопрос:  «Двенадцать месяцев» С. Маршак                                          Определяют типы речи представленных фрагментов:  1 – рассуждение; 2 - повествование; 3 – описание.                                                                      Рассматривают слайды, корректируют пробелы в знаниях                                  Корректируют ответы, сделанные ранее               |    Личностные:     проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности  Регулятивные:   оценивают результаты по эталону;  адекватное восприятие оценки учителя и товарища  Познавательные:  развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности  Коммуникативные:   развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;   умение полно и точно выражать свои мысли.       |  
  |   3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся   |  
  |   Слайд 5. Работа с эпиграфом к уроку:    «Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам, нужно научиться видеть. Хорошо может видеть людей и землю тот, кто их любит»  К.Г.Паустовский  - Как вы понимаете слова Паустовского?  Слайд 6.           - Родная природа! Вглядитесь в нее, поймите ее язык: в тихом шелесте леса, в звонком говоре весенних ручье, в лепете цветов.  Нынче удались цветы повсюду,  Вволю им дано покрасоваться.  Я смотрю на землю как на чудо,  Просто не могу налюбоваться.    Н. Рубцов  - Ребята, как вы думаете, о каком типе речи мы сегодня будем говорить?    Как бы вы определили тему урока?    А теперь попробуем сформулировать цель и задачи нашего занятия.      Запись темы урока. Работа над орфографией в теме урока.   |    Читают эпиграф к уроку, озвучивают своё понимание          Озвучивают названия                  Ответы детей     Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации   
      
      
      
      
      
      
      
      Формулируют цели и задачи урока.   
      
     Оформление тетрадей   |    Личностные:   умение слушать в соответствии с целевой установкой;   принимать и сохранять учебную цель и задачу;  дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.  Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,    адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей  Коммуникативные:  Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала  Познавательные:  задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач   |  
  |   4. Первичное усвоение новых знаний   |  
    Слайд 7. Работа с текстом 3.       - Ребята, как бы вы озаглавили этот отрывок? Какой тип речи представлен здесь? Как же строится текст описания?          - О чем говорится в первом предложении?        - Какая информация содержится в последующих предложениях?                - Какие слова помогли нам увидеть подснежники? Какие средства выразительности использует автор?    - Как вы думаете, понравились подснежники падчерице? Почему?  - А какой тип речи мы использовали, давая название этому тексту?                 Вывод. Слайд 8. Запись в тетрадях          - А что можно описывать?    - А где нам может понадобиться умение строить текст описания?     |    Работают в группах:  распределяют роли и поручения и выполняют задания                      Выбрать название с оценкой действительности (Например, любимые цветы)   Описание.  Назван предмет (данное)      Каждое предложение вносит новую деталь в описание подснежников      Прилагательные, эпитеты.      Да    Оценка действительности              Записывают композицию описания.                                  Предлагают варианты   |    Личностные:  установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.  Регулятивные:   формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом;   формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;   формирование умения слушать и понимать других;   формирование умения формулировать свои мысли в устной форме;  Познавательные:   формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию   |  
  |   5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания), коррекция   |  
    Творческая работа в группах.    Угадайте, о каком цветке мы продолжим разговор.    На зеленой ножке  Выросли сережки,  Белые душистые,  Как снежинки чистые.      Слайд 9. Фотография с изображением ландышей, автор Гиппенрейтер, см. учебник № 12.  - Я предлагаю вам сейчас написать сочинение-миниатюру о ландышах.  - Какой стиль речи вы выберете?  - Какой тип речи вы выберете?  - Какие языковые средства помогут вам описать предмет?      Бузаева Лиза работает с деформированным текстом:  Ландыш - настоящее украшение … леса! У него …. цветки, похожие на … . А листочки у цветка …. . Мне этот цветок нравится своей …. красотой.  Слова для справок: изумрудные, весенний, белоснежный жемчуг, хрупкие,  скромный.       Чтение текстов, созданных ребятами, анализ выполненной работы.             Работа со стихотворением. Слайд 10.    - А вот как о ландыше сказал поэт.    Чернеет лес, теплом разбуженный,  Весенней сыростью объят,  А уж на ниточках жемчужины  От ветра каждого дрожат.      Бутонов круглые бубенчики  Еще закрыты и плотны,  На солнце раскрывают венчики  У колокольчиков весны.      Природой бережно спеленутый,  Завернутый в зеленый лист,  Растет цветок в глуши нетронутой,  Прохладен, хрупок и душист.      Томится лес весною раннею,  И всю счастливую тоску  И все свое благоухание  Он отдал горькому цветку.     С. Маршак      - В каком стиле написан текст?    - Докажите, что это описание.  - Найдите данное, новое.  - А как выражается оценка?  - Какие художественные средства использовал автор?   |        Ландыш                                  Художественный  Описание  Эпитеты, сравнения, метафоры                          Читают образцы, корректируют          Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.  
     
     
     
          |    Личностные:   формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции;   формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;   формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией  Познавательные:  грамотное построение устного и письменного высказывания;  Регулятивные:  учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности  Коммуникативные:   формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом.       |  
  |   6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.   |  
  |   - Что такое описание? На какой вопрос отвечает текст описания?  - Как строится описание?  - Какие части речи преобладают в описании? Какие художественные средства используются?  - Где используется описание?  - Что понравилось на уроке и что вызвало затруднения?       |    Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности   |     Личностные:   установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.   самооценка на основе критерия успешности  Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу.  Коммуникативные:  умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Познавательные:  подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.   |  
  |   7. Домашнее задание   |  
  |   - Сегодня, описывая предмет, мы говорили о цветах. Что было бы с нашей планетой, когда б исчезли они? Среди алых, белых, голубых, желтых цветов есть один – самый любимый. Расскажите о нем.    - Напишите сочинение-миниатюру «Мой любимый весенний цветок».   |     Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы.  Фиксируют домашнее задание в дневниках.   |         |