Урок русской словесности (5класс) 
 
 Тема:  Всепобеждающая сила любви (по сказке Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»).
 
 Цель:  познакомить с особенностями литературной сказки, анализ текста.
 
 Задачи:   
  обогатись представления учащихся об особенностях литературной сказки;
 познакомиться с новым методом «Горы и долины»;
 развивать образное мышление, устную речь;
 помочь учащимся извлечь уроки нравственности, размышляя о добре и зле, душевной красоте, силе любви.
   
 Оборудование:  ИКТ (презентация, проектор, компьютер).  
 
 I . Эвокация 
 1. Настрой на позитивные мысли (хором)
 Слайд №1
 Мир, Мир, Мир везде: Мир в тебе, Мир во мне.
 Свет, Свет, Свет везде: Свет в тебе, Свет во мне.
 Любовь, Любовь, Любовь везде: Любовь в тебе, Любовь во мне.
 2. Объявление темы (Слайд №2):
 Всепобеждающая сила любви (по сказке Х.К.Андерсена «Дикие лебеди»)
 3.Целеполагание.
 4. Проблема урока (Слайд №3):
 Действительно ли большая любовь способна преодолеть все преграды и победить трудности?
 5. Запись эпиграфа (Слайд №4):
 Добро, Истина, Красота побеждают.
  Х.К.Андерсен.
 
 II . Реализация. 
 Учитель:  Ребята, посмотрите на иллюстрации (Слайд №5). Знакомы ли вам они?
 К какому жанру относятся эти произведения? Чем литературная сказка отличается от народной?
 
 Посмотрите на портреты писателей. Можете ли вы среди них узнать автора этих сказок (Слайд №6: Бунин, Гоголь, Андерсен, Тютчев, Чехов, Тургенев)?
 
 А сейчас мы познакомимся с автором этих сказок  
 1. Х. К. Андерсен (Слайд №7, Слайд №8).
 Учитель:  дома вы прочли сказку «Дикие лебеди». Вам встретились незнакомые слова.
 
 2. Словарная работа.
 Архиепископ – лицо высшего священного сана
 исповедальня–помещение для исповеди
 исповедь – откровенное признание
 лозняк – ивовый кустарник
 знамение – предупреждение
 
 3. Краткий пересказ и составление плана сказки.
 Назовите имя главной героини сказки, определите тему.
 Составление плана сказки методом «Горы и долины» (Слайд №9). (Учащиеся кратко пересказывают текст, выделяя главные события в жизни героини).
 Относительно прямой обозначим все, что произошло с Элизой.  
 Плюс (+) – хорошее, вверх; минус (–) – плохое, тяжелое, неприятное, вниз.
 
 Учитель:  Ребята, что напоминает вам этот график? Да, горы, а метод так и называется « Горы и долины».
 
 4. Работа в группах.
 Карточка №1.
 
 1 группа: Какую смысловую нагрузку несут пейзажные зарисовки?
 
 2 группа: Какие человеческие качества помогли Элизе спасти братьев?
 
 3 группа: «Добро, Истина, Красота побеждают», – говорил Андерсен. А как считаете вы?
 
 4 группа: Какой образ незримо присутствует в сказке? Почему нет его описания?
 
 Карточка №2.
 Каковы ваши ассоциативные восприятия героев? Обоснуйте.
 
 1 группа – злой королевы;
 
 2 группа – Элизы;
 
 3 группа – молодого короля;
 
 4 группа – короля-отца.  
 
 
 III . Рефлексия. 
 1. Народная мудрость гласит: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А какой урок преподал вам великий сказочник?
 2. Вернемся к проблеме урока (Слайд №3). Решили мы её на уроке?
 3. Выставление оценок.
 4. Домашнее задание: Подготовить монолог одного героя сказки.
 
 Завершение урока.
 Учитель:  Андерсен много испытал на своем веку, тем не менее, никогда не утрачивал оптимизма. Вера в человеческую доброту, любовь к людям помогла ему жить и преодолевать беды. По Андерсену, мир прекрасен, поэтому величайшим злом для человека является его состояние, в котором он перестает радоваться жизни. Надо уметь жить, надо бороться за человеческое в себе, воспитывать душевную красоту и верить во всепобеждающую силу любви.