|   №   |    Этап урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность ученика   |    УУД   |  
  |   1.   |    Организационный момент   |     Приветственное слово учителя:   - Мы пришли сюда учиться,  Не лениться, а трудиться.  Работаем старательно,  Слушаем внимательно.      - Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).       |    Приветствуют учителя,                            делают записи в тетрадях   |    личностные, коммуникативные.  Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.   |  
  |   2.   |    Введение в тему   |    - Внимание на экран. Вам задание: дать название картинкам и записать эти слова.    Презентация :  1 слайд: зима – лето  2 слайд: грустный – весёлый  3 слайд: высокий - низкий    4 слайд: день – ночь  5 слайд: чёрный – белый  6 слайд: молчать – кричать       |            Дети дают название картинкам, используя слова одной и той же части речи для каждой пары, записывают их.   |     Регулятивные (поиск и выделение информации).  Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).  Познавательные (наблюдение, поиск информации).   |  
  |   3.   |    Определение темы и целей урока.   |    -  Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (ребята догадываются, что речь идет об антонимах)  7 слайд  - На какие вопросы в течение урока мы должны ответить?    8 слайд:  Антонимы – это … (примеры)  Антонимическая пара – это … (свои примеры)    Роль антонимов в речи…     |    Формулируют тему                цель урока.   |    Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).  Познавательные (формулирование проблемы, умение строить высказывание).   |  
  |   4.   |    Актуализация знаний и открытие нового знания.   |     - Что же это за слова «антонимы»?     9 слайд: Антонимы – это               слова, противоположные по значению   - Постараемся дополнить наши     знания.   - Запишем в тетрадь пары слов:   Чёрный – белеть,   Поздно – рань,   Смеяться – плач   - Какие ошибки здесь допущены?        - Какой вывод можно сделать об антонимах?   ВЫВОД: Антонимы – это слова одной части речи (дополнение к 8 слайду)   -Как вы думаете, что такое антонимическая пара?   10 слайд: Антонимическая пара – это  пара слов одной и той же части речи с противоположным значением     |         Дети вспоминают значение термина,                      Работа в тетрадях              находят различия в значении слов,    делают вывод.              выводят определение       |    Проблемное объяснение нового материала.      Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки антонимов.    Познавательные (наблюдение, поиск информации).          |  
  |   5.   |    Закрепление знания       |     - Посмотрим теперь, как учебник даёт    определение антонимов.   |    Читают теоретический материал в учебнике, повторяют его друг другу (работа в парах)   |    Познавательные (наблюдение, поиск информации).   |  
  |        |     Работа     с учеб  ником.     |    Предлагает выполнить упр. 188( по заданию)       |    Задание выполняется на доске   |    Предметные  Познавательные (общеучебные действия)  Регулятивные (контроль)   |  
  |   6   |    Открытие нового знания   |    – Внимание на экран, перед нами прилагательное «яркий». Определите, однозначное это слово или многозначное?  11 слайд: таблица (подбор антонимов к многозначному слову «яркий»)      - Подберите к этому слову подходящие существительные (из предложенных существительных выбираем «свет», «человек», «день».)  -А теперь подберите антонимы к многозначному слову «яркий», учитывая и существительные.  - Какой вывод можно сделать о подборе антонимов к многозначным словам?  Вывод: выбор антонима к многозначному слову зависит от значения многозначного слова.   |    Дети вспоминают определение многозначного слова и приходят к выводу, что данное слово многозначное  Составляют словосочетания          подбирают антонимы,        находят различия в значении слов, делают вывод.                   |    Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)      Познавательные (поиск информации)   |  
  |   7.   |    Открытие нового знания   |    -Поработаем самостоятельно (раздаёт листы с текстом стихотворения). Найдите антонимы в стихотворении «Яблоко»   ЯБЛОКО   У прохожих на виду Висело яблоко в саду Ну, кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только конь сказал, Что низко, А мышонок – Высоко, Воробей сказал, Что близко, А улитка – далеко, А теленок озабочен Тем, что яблоко Мало. А цыпленок – тем, что очень Велико и тяжело. А котенку все равно. – Кислое, зачем оно? – Что вы? – Шепчет червячок – Сладкий у него бочок.   12 слайд для самопроверки   Низко – высоко   Близко – далеко   Мало – велико   Кислое – сладкий        - Как вы думаете, какую роль выполняют антонимы в этом стихотворении и вообще в речи?   - Это стихотворение можно пересказать просто: в саду висело яблоко. Но автор использует антонимы для его описания и мы смотрим на яблоко и представляем его по-разному. Таким образом, какую же роль играют антонимы в речи?  13 слайд:    Роль антонимов в речи: служат средством выразительности, позволяют контрастно изобразить предмет или явление и на основе этого контраста дают наиболее полное представление об изображаемом.                                            |    Самостоятельная работа. Определение роли антонимов в речи  Выполняют задание, предложенное учителем                                                                                            Самопроверка выполненной работы.                  Высказывают предположения, ведут поиск ответа   |    Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)  Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено)      Коммуникативные  (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)   |  
  |   8   |    Физминутка   |     Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет антоним к слову, которое произносит учитель.   Друг –     Идти –     Холод -     Сырой –   Сладкий –     Новый –   Чистота –   Под –   Свой –  Строить -     |        Составляют антонимические пары   враг   бежать  жара   сухой  горький   старый   грязь   над   чужой  разрушать   |    Познавательные (поиск нужных слов)  Регулятивные (осознают то, что уже усвоено)       |  
  |   9   |    Работа с учебником   |    Предлагает выполнить упр. 192( по заданию)       |    Работа в группах  Выбирают нужный антоним. Проверка – один из каждой группы по очереди   |    Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)  Познавательные (постановка и решение проблемы)  Коммуникативные (умение выражать свои мысли)   |  
  |   10   |    Контроль усвоения материала  Рефлексия   |    Предлагает повторить изученное на уроке, используя заголовки слайдов презентации  Антонимы – это … (примеры ..)  Антонимическая пара – это … (свои примеры)    Роль синонимов в речи…    - Ребята, продолжите предложения:  1.Сегодня на уроке мы повторили…  2.Мы узнали…  3.Научились …  4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …  5.Трудным для меня стало…   |    Рефлексируют.                        Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.           |    Познавательные  (рефлексия деятельности)  Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)  Личностные (самоопределение, самооценка)    Коммуникативные  (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)   |  
  |   11   |    Итог урока   |    Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.  Раздаёт бланки для самооценки.       |    Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.   |    Регулятивные (самооценка)  Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)   |  
  |   12       |    Д. з.   |    §25, упр. 189   |    Записывают домашнее задание   |             |