Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
 
 
 Тема урок: «Дефис в неопределенных местоимениях».
 Тип урока: открытие новых знаний
 Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания о местоимении, расширить понятие о разрядах местоимений, формировать умение определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отрабатывать умение правильно писать неопределенные местоимения.
 Планируемые результаты
 Предметные:
 знать правило написания сочетания окончания и постфикса в глаголах настоящего / будущего времени, суффикса инфинитива и постфикса, уметь применять алгоритм выбора верного написания.
 Метапредметные:
 знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, дефис в местоимениях); уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
 Личностные:
 понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
 Методы, формы обучения: Поисковый, эвристический; фронтальная, групповая, индивидуальная.
 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
 Наглядно-демонстрационный материал
 Мультимедийный ряд в соответствии с этапами урока
 Основные понятия
 Местоимение, разряды местоимений: личные, притяжательные, вопросительные, неопределенные.
 
 
 
 
 Ход урока.
  Мотивация к учебной деятельности
 Хорошо проверь, дружок,
 Ты готов начать урок?
 Все ль на месте,
 Все ль в порядке,
 Ручка, книжка, и тетрадка?
 Все ли правильно сидят?
 Все ль внимательно глядят?
 Каждый хочет получать
 Только лишь отметку… (пять).
 УЧИТЕЛЬ: Вспомните тему прошлого урока (местоимения как часть речи). С помощью сигнальных карточек проверим ваши знания о местоимениях. На слайде будет появляться утверждение ( предложение). Ваша задача - согласиться или не согласиться с этим утверждением. Если вы считаете, что в утверждение правильно, поднимаете__________карточку, если неправильное-_________________карточку.
 1. Местоимение – служебная часть речи.
 2. Местоимение обозначает предметы и признаки.
 3. Местоимение не обозначает предметы и признаки, а указывает на них.
 4. Все личные местоимения имеют род.
 5. Притяжательные местоимения отвечают на вопрос «чей?» и изменяются как прилагательные.
 6. Вопросительные местоимения – кто, что, какой, чей, когда, куда, где.
 7. Неопределенные местоимения образуются от притяжательных.
 8. Неопределенные местоимения образуются от вопросительных.
 УЧИТЕЛЬ: прочитайте загадку и ответьте на вопросы (СЛАЙД) Можно ли понять, о ком и о чём здесь говорится? Почему? С помощью каких местоимений создалась ситуация неопределённости? Раскройте скобки. Достаточно ли у вас знаний? Сформулируйте тему урока. Исходя из темы урока, поставьте перед собой задачи.
 НА СЛАЙДЕ: узнать о _______________________неопределённых местоимений.
 Научиться _______________писать неопределённые местоимения.
 Работа со слайдом. СДЕЛАТЬ ВЫВОД ВАМ ПОМОЖЕТ карточка.
 ПЕРЕД РЕБЯТАМИ ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ.
 Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся слитно.
  Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся через дефис.
  Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно.
 УЧИТЕЛЬ: Но сегодня на уроке мы уделим внимание орфограмме «Дефис в неопределённых местоимениях».
 СЛАЙД.-РИФМОВКА
 СЛАЙД. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
 Учитель: Мы с вами недавно работали со сказками А.С. Пушкина, когда изучали спряжение глаголов. Сегодня мы опять обратимся к творчеству великого русского писателя. Из примеров необходимо выписать неопределённое местоимение и рассказать о правописании.
 Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто(?)то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
 ………………………….. тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так, бога ради,
Помири нас как(?)нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
 Разве месяц, мой сосед,
Где(?)нибудь её да встретил
Или след её заметил”. 
 УЧИТЕЛЬ: Из какой сказки взяты эти строки?
 Где(?)то есть
Ель в лесу, под елью белка;
 — Где(?)то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой…
 Пригрожу сама я псу и кой(?)что тебе снесу.
 УЧИТЕЛЬ: Из какой сказки взяты эти строки?
 ЛИНГВОФИЗМИНУТКА. СЛАЙД.
 УЧИТЕЛЬ: Как пишутся местоимения с предлогами? Проведём лингвофизминутку. Если слитно – приседания,  через дефис – наклоны вправо-влево, если раздельно – руки вверх.
 Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем, чей-либо, с кем-нибудь.
 Этап самостоятельной работы с самопроверкой.СЛАЙД
 Мини-тест.
  - Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис? 
 А) Местоимения с предлогами
  Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-
  
 
  2.  Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?
  А) Да, всегда
  Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов
  В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогами
  3. Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то ?
  А) Да
  Б) Нет
 
 
 
 
 Приложение  
 Карточка-подсказка
 Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.
  Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся_____________________________________________________.
  Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.
  
 
 Карточка-подсказка  
 Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.
  Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся_____________________________________________________.
  Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.
  
 
 Карточка-подсказка
 Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.
  Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся_____________________________________________________.
  Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Мини-тест.
 1. Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?
 А) Местоимения с предлогами
 Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-
 2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?
 А) Да, всегда
 Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов
 В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогам
  3. Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то ?
 А) Да
  Б) Нет
 Мини-тест.
 1. Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?
 А) Местоимения с предлогами
 Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-
 2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?
 А) Да, всегда
 Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов
 В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогам
  3. Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то ?
 А) Да
 Б) Нет