|   Урок 4   |    Класс 10а   |  
  |   Предмет Русская литература   |    Время проведения 29.09.2016   |  
  |    Урок литературы в 10-м классе с применением элементов технологии развития критического мышления и элементов проектно-исследовательской технологии "Тема дружбы в лирике А.Пушкина" . Цель урока:    образовательная - способствовать воспитанию читательского вкуса, проникнуться идеями поэта в решении важнейших нравственных проблем и роли дружбы в жизни человека;  развивающая- развивать навыки выразительного чтения, диалогической речи, умения высказывать свою точку зрения;  воспитательная - показать ответственность человека за свою судьбу и судьбу близких.    Применяемые технологии:   1. Новый подход в преподавании и обучении.   2.Обучение критическому мышлению .      3. Использование ИКТ   4.Работа с талантливыми и одаренными детьми .   5. Оценивание для обучения и оценивание обучения  Ресурсы: Интернет, ИД, презентации, деление на группы, бланки для критериального оценивания, поэтические сборники стихотворений А.С.Пушкина, индивидуальные карточки, слайды, портреты, аудиозаписи . Ключевые идеи урока: Потытка выяснить идеи и знания у детей в процессе обучения, соблюдения правил группы, создания обстановки сотрудничества, обобщение полученной информации ;развитие творчества детей ,создание условий для свободного развития личности.  Ожидаемый результат: знакомятся с посланиями Пушкина, отрабатывают навыки выразительного чтения ,диалогической речи, умеют высказывать свою точку зрения.  Формы урока: Коллективная, групповая, индивидуальная, творческие упражнения,самоконтроль, взаимоконтроль.  МО:словесный, наглядный,поисковый, исследовательский.  Межпредметная связь: Казахская литература.   Ход урока:   |  
  |   Время   |    Этапы урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность ученика (ожидаемый результат)   |    Формативное оценивание   |  
  |   I этап Организационный этап.    |  
  |       3 мин   |    Стадия Вызова.   1.Создание психологической атмосферы урока.    Слайд1.   |     1.Подготовка к уроку.   Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос:     Какую мысль хотел выразить автор в этих строках?   Все уроки, как люди, и похожи, и разны,     Если к ним приглядеться с различных сторон.   Есть уроки, как светлый и радостный праздник,   Есть другие – как страшный, мучительный сон.  - А когда уроки проходят быстро, интересно?     |    1.Рапорт дежурного.  2.Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.                                          Ответы учащихся.  -Когда все понятно.  -Когда все интересно…       |         |  
  |   IІ этап Проверка домашнего задания.   |  
  |               12минут.           |         |    1.Сообщения учащихся о жизни А.С.Пушкина в Петербурге, в южной ссылке (В Михайловском), о последних днях поэта.  2.Чтение наизусть стихотворений поэта.   |    Выступления учащихся.  Показ слайдов.   |        Ответственный в группе оценивает участие в работе каждого.   |  
  |   IIІ этап. Актуализация опорных знаний и их корректировка.   |  
  |   5м.                                                                                                                                                                                                               |    Слайд 2.              Слайд3.  Слайд4.                                  Слайд 5.                                                                  Слайд6.                                      Слайд7.                                       |    Эпиграф к уроку: Друзья мои! Прекрасен наш союз!  А.С.Пушкин Объявление темы урока, чтение эпиграфа и определение целей данного урока.    Какие ассоциации вызывает у вас слово дружба?    Какой она может быть?  Давайте “соберём” “корзину идей”.    Вывод: Дружба может связать самых разных людей по характеру, воспитанию, материальному положению. Друзья - это люди, имеющие общие интересы, взгляды, деятельность.  Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. ,Чаадаев.  Друзьям посвящены многие лирические произведения Пушкина. Вспоминая, лицейских друзей он восклицает: 
  Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он над сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.   |    2.Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.      Запись темы урока: Тема дружбы в лирике А.Пушкина .                      Каждый ученик в течение 2 минут записывает в тетради всё, что думает по этой теме.(доверие,любовь,мир,братств,взаимность,общение,взаимопомощь, улыбка,друг,верность,под-держка,детство,плечо,уважение…).  Обмениваются информацией в парах и представляют общее суждение.  
                                                                 Чтение отрывка из стихотворений «19 октября 1827 «   |         |  
  |   IV этап. Работа над темой урока.   |  
  |   20минут   |    Стадия Осмысления.      Слайды 8,9,  10,11.  Поэтическая минутка. (после выступления второй группы)   |    Сегодня мы узнаем, к кому из лицейских друзей обращается поэт.
  Деление на группы.  Приложение1,2,3.4.   |    (о друзьях А.С.Пушкина рассказывают учащиеся)  1-ая группа-: Иван Иванович Пущин  2-ая группа- Антон Антонович Дельвиг(  3-ья группа- 3.Вильгельм Карлович Кюхельбекер  4-ая группа- Пётр Яковлевич Чаадаев.   |    Взаимооценивание.                                       |  
  |    VI этап. Подведение итога урока.     |  
  |   3 минут.   |    Стадия Рефлексия.  Приемы  «Мысли вслух…».  Слайд12      «Синквейн»  Слайд13   |    «Мысли вслух…»   1. Дружба для Пушкина - это способность человека видеть недостатки в товарище, бороться с ними.   2. Настоящая дружба вечна, она не может прекратиться из-за каких-либо внешних обстоятельств.    3. Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина - это источник вдохновения.   4.Тема дружбы в лирике Пушкина является одной из основных, она неразрывно связана с любовью, преданностью, а также служением идеалам и отчизне  5.Самое ценное в дружбе Пушкин видит в сердечности и искренности друзей. Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь .  6. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.  7. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Иметь настоящих друзей – это великое счастье.  А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина.   |    Ученики пишут синквейн на тему:Дружба.  *Дружба. Искренняя, взаимная. Сближает, связывает, выручает. Позитивные взаимоотношения между людьми. Друг.  *Дружба. Настоящая, верная. Зарождается, хранится, рушится. Несчастен тот, кто ее не испытал. Доверие.  *Дружба. крепкая, надежная. помогает, доверяет, любит. дружить можно по-разному. честность.  * Дружба.   Верная, честная.  Укрепляет, сплачивает, обязывает.   Дружба нужна каждому человеку.   Привязанность.   |    На протяжении урока заполняется « Оценочный лист».  Таблица заполняется руководителем группы .   |  
  |   VII этап. Домашнее задание.   |  
  |   2 минуты   |        Слайд №11.   |    1.Напишите сочинение –эссе на тему: «Что такое настоящая дружба?»  2. Выучить наизусть одно из посланий друзьям.   |    Записывают домашнее задание.           |         |  
 
   Рефлексия на урок.
              На уроке ребята показали свои таланты, творчество. Они работали парами, в группах, индивидуально. Ученики сами составляли цель и стратегию урока. По структуре тема урока очень сложная, но несмотря на это я достигла своей цели. Было очень интересно, весело: деление учеников , использование сотовых телефонов, получение разных и интересных информации по интернету на уроке, защита своих проектов, в целом виден кропотливый и каждодневный труд  моих учеников.
             Разнообразие не только в плане урока, также в использовании цели, стратегии.  Интересной  показалась стратегия «Корзина идей», где ученики собирали в течение 2-х минут свои ассоциации к слову «дружба», «Поэтическая минутка» для релаксации, « Мысли вслух…» для закрепления материала, удачное использование WhatsАpp, которое действительно заинтересует каждого ученика.
  Творческие работы, цель, стратегии урока, переводы, рефлексия, самооценка, критериальная оценка, формативные оценки, связь с казахской литературой, смайлики, оценка настроения учеников, занимательные игры, физминутка, работа с интернетом, с сотовым телефоном- все это придавало позитивный и умелый подход. Но меня поразило то, что некоторые ученики  разговаривают с акцентом и несмотря на это, умело подбирают примеры, смело высказывают свои мнения. Это и есть моя победа.