|   Урок русского языка в 5 классе
  Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах»
  Цель: познакомить учащихся с условиями выбора написания – тся и –ться в глаголах.
  Задачи: 
  - научить правильно произносить и писать глаголы на –тся и – ться;
  - научить употреблять в речи глаголы, заканчивающиеся  на – тся и –ться;
  - формировать орфографическую зоркость;
  - формировать умение находить слово,  к которому относится глагол, ставить от него вопрос к глаголу;
  - обогащать словарный запас учащихся;
  - способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности; воспитание здорового образа жизни, влечение к спорту.
  Средства обучения: словесные; наглядные.
  Оборудование: мультимедийная презентация.
  Тип: интегрированный (русский язык и физкультура)
   Ход урока    Организационный момент.   - Здравствуйте ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Мы много на предыдущих уроках говорили о здоровье, о здоровом образе жизни и сегодня мы опять затронем эту тему. И сейчас я хочу вам предложить разгадать загадку, в результате которой вы узнаете важное событие России: 
  Сюда в любое время года
  Спортсмены приезжают.
  И в различных видах спорта 
  Друг друга побеждают.
  Победителя в итоге 
  Медалью награждают.
  И, конечно, флаг страны
  Над всеми поднимают.
  Все об этом знать нам надо
  Ведь это же…………….. олимпиада.
  - Олимпиада - слово, означающее самое спортивное женское имя и важное событие России. 
  - А каком важном событии идет речь? 
  - В городе Сочи в 2014 году состоятся зимние Олимпийские игры. А мы с вами попробуем провести репетицию своих Олимпийских игр в классе. Мы сегодня посетим спортивный комплекс Орфографии и поучаствуем в Спартакиаде разных орфограмм. Каждый из вас имеет возможность показать свои знания, померяться силами. За работу на уроке вы получите медали: «золото» - 5; «серебро» - 4; «бронза» - 3. Без наград, думаю, никто не останется. 
  - Итак, на старт, внимание, марш!
  - В своих опорных листах напишите сегодняшнее число, классная работа.
  - И вот вначале мы проверим ваши знания по предыдущим изученным темам и попадаем на Спортивный стадион. Здесь некоторые будут работать индивидуально по карточкам, 2-е пойдут к доске напишут кластер по домашнему заданию -правилам, остальные будут разгадывать спортивный кроссворд, записывая в словарную работу, отгаданные слова, объясняя написание.
  1. Словарная работа – отгадывание слов кроссворда.
  - Какие орфограммы встретились в словах?
  Устный ответ по кластерам у доски (2)
  - Ребята, а как вы думаете, что должен уметь настоящий олимпиец?
  На слайде:
  Постоянно занимает(?)ся спортом
  Стремит(?)ся к победе
  Должен борот(?)ся до конца
  Усиленно тренироват(?)ся
  - Как думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
  - Правильно. Сегодня тема нашего необычного урока «Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах». 
  Запись темы урока в опорный лист.
  - Запишите тему себе в опорный лист. Задача нашего урока изучить орфограмму правописания тся и ться в глаголах, научиться быстро и правильно применять правило.
  -Откройте учебники, прочитайте правило на стр. 90, выделяя в нем карандашом то, что вам уже известно и то, что узнали нового. Чтение и анализ правила – обсуждение.
  - Что вы уже знали? Что оказалось новым?
  Чтоб не думать, не гадать,
  Нужно ль мягкий знак писать,
  Надо помнить, что к глаголу
  Должен ты вопрос задать.
  Мягкий знак в вопросе есть,
  То хвала ему и честь – 
  Нужен тоже он в глаголе.
  Так всегда учили в школе! - Применив правило, запишите то, что должен уметь олимпиец. А записывать мы будем, играя в игру «Волейбол». Все могут играть в волейбол? 
  Распределительная работа:
  - Ваша задача на одно поле отправить слова, в которых пишется ТСЯ, а в другой ТЬСЯ, выделив орфограмму.
  Постоянно занимает(?)ся спортом, стремит(?)ся к победе, должен борот(?)ся до конца, усиленно тренироват(?)ся, поднят(?)ся на пьедестал почета, находит(?)ся в отличной форме, купает(?)ся в бассейне, увлекат(?)ся отдельным видом спорта, правильно питает(?)ся.
  Игра «Гулливеры»
  -Ребята, а кто из вас может назвать «Игру Гулливеров»? 
  - Конечно, это баскетбол. Сейчас мы с вами поиграем в мини - баскетбол. 
  - Ваша задача заменить словосочетания глаголом, запишите его, объясните правописание окончания. А назовет и запишет этот глагол на доске тот, кому я бросаю мяч.     Проявлять стремление   Испытывать волнение   Допускать ошибки   Принять решение   Чувствовать радость    Выражать удивление   Приветствовать друга     - А сейчас посмотрите на слова на слайде.
  - Скажите в чем их сходство, а в чем отличие. 
  - Как отличить слова и их написание?
  Игра «Стадий»
  - Ребята, а кто из вас знает, какой вид спорта называют «королевой спорта»?
  Это легкая атлетика. А что такое «Стадий»? Стадий – это бег на короткую дистанцию в Древней Греции, равнявшийся 192 метрам 27 сантиметрам. Как называют человека, бегающего короткие дистанции? Спринтер.
  - Мы с вами сейчас отправимся на стадион Орфографии, посоревнуемся в Стадии. А некоторые из вас станут настоящими спринтерами.
  - Ваша задача пока звучит музыка собрать нужные окончания, развешанные по классу, и прикрепить к слову, выделив орфограмму. А весь класс не только должен болеть за спринтеров, но и выполнить задание «Стадий» в опорном листе.
  (звучит песня)       |    На доске:   |     В опорном листе   |     |    Девица 
  Смотрится 
  Водица 
  Льется
  Спутница
  Обижается
  Не стесняться братца    |     Улица 
  Извивается 
  Учиться 
  Сестрица 
  Крутится
  Мельница
  Будет защищаться львица    |     Царица
  Смеяться 
  Отличница
  Забирается 
  Синица 
  Будет гордиться 
  Столица
  Обучается у кузнеца   |       - Давайте проверим работу спринтеров.
  Микроитог:
  - Ребята, назовите вид спорта, который ведет свою родословную от кулачных боев, воспетых еще Гомером. 
  - Да. Это бокс. Сейчас мы с вами попадем на боксерский ринг и выбьем ненужный вариант.
  Работа с пословицами.
  Тестирование «Третий лишний» по вариантам.
  Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть третье-лишнее.
  - Давайте подведем итоги нашей олимпиады: золото сегодня получили …….; серебро завоевали………; стали бронзовыми победителями ………………..
  V. Домашнее задание:
  Выучить правило с. 90, подготовить подробный устный ответ по теме; упр. № 245 (письменно по заданию)
  Приложение 1.
  Число:______________________________________________________________________________Классная работа._____________________________________________________________________     Словарная работа:     __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  Тема урока: ________________________________________________     Распределительная работа.     
 
        Орфографическая работа.    
 
             Смея…..    Отлични….   Забирае……    Сини….      |     Будет горди….    Столи…   Сохрани…   Обуча…. у кузне…    
      |      
 
        Тестирование «Третий лишний»     Комментированное письмо.     ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Домашнее задание: __________________________________________________________________   |