Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Тип урока: изучение нового
Цели:
	- Дать представление о видах сложного союзного предложения, о знаках препинания в них.
 
	- Формировать умение опознавать и классифицировать сложное предложение; производить синтаксический разбор сложного предложения; составлять структурно-семантические схемы ССП и СПП.
 
	- Развитие умений:
 
- сравнение изучаемых явлений: простого и разных типов сложного предложений; формы связи в словосочетании и в предложении;
- находить, группировать и объяснять пунктограммы;
- формулировать вопросы от главной части к придаточной (в СПП).
 
Материалы:
- наглядные пособия: обобщающие таблица  «Сложное предложение»,  алгоритм   «Порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения»; структурно-семантические схемы ССП и СПП;
- раздаточный материал для индивидуально-групповой самостоятельной работы;
- компьютер.
Ход урока.
	- Организация начала урока:
 
- Приветствие.
- Учитель отмечает  отсутствующих в классном журнале.
2.Проверка выполнения домашнего задания, актуализация опорных знаний и умений. Проанализировать  предыдущую домашнюю работу, отметить положительные и отрицательные моменты. (cм.Приложение. 1).
Итак, мы определили границы частей в сложном предложении и средства связи (союзные и БСП (интонация)).
 
Метафора.        См. Приложение 2.
 
3.Всесторонняя проверка знаний.
А теперь воспользуемся своими домашними заготовками и попытаемся охарактеризовать природу связи между частями в сложном союзном предложении.
- Работа у доски по карточкам.    (см.Приложение 3)
-Фронтальный опрос.
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Что такое синтаксис?
- Что такое словосочетание?
- Что такое предложение?
- Какие предложения по цели высказывания вы знаете?
- Какие предложения по эмоциональной окраске вы знаете?
- Что такое грамматическая основа?
- Если в предложении одна грамматическая основа, то предложение___________?
- Что такое однородные члены предложения?
- Если в предложении две и более грамматических основ, то предложение___________?
- Итак, какое предложение называется простым, а какое – сложным?
- Предложение, части которого соединены при помощи союзов, называется__________?
- Предложение, части которого соединены только при помощи интонации, называется  ____________?
Проверка работы у доски.
Дополнительные вопросы: 1. Произведем синтаксический разбор предложений (устно).
                                              2. Какая форма связи существует между однородными членами предложения? (Однородные члены предложения между собой равноправны, друг от друга не зависят, Связь – сочинительная.).
                                              3. Что общего между двумя предложениями? Какие средства связи используются? (Союз «И»).
                                               4. Какой можно сделать вывод? Части  данного сложного союзного предложения не зависят друг от друга, являются равноправными, между ними_________________________(СОЧИНИТЕЛЬНАЯСВЯЗЬ).
Предложение, части которого соединены сочинительной связью, называется_______(СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМ,ССП).
                                               5. Обратите внимание на словосочетания.  По структуре словосочетание состоит из  ________________________(ГЛАВНОГО (Х) и ЗАВИСИМОГО). 
                                                6. Как мы определяем главное и зависимое слово в словосочетании? (Задаем вопрос).
                                                 7. Какое место занимает в структуре словосочетания зависимое слово?  Зависимое слово может стоять перед главным и после него).
                                                 8. Между главным и зависимым словами в словосочетании 
___________________________(подчинительная ) связь.
                                                 9. Предложение, части которого соединены подчинительной связью, называется _________________(СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМ,  СПП).
	- Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
Все в мире взаимосвязано. Язык описывает мир, язык адекватен миру.
Ученикам предлагаются (индивидуально) две карточки с иллюстрациями (взаимоотношения в обществе) и две карточки, отражающие в данных предложениях  подобную природу связи.
См. Приложение 4
Задание. Найти ССП СПП и соотнести с картинкой, указать грамматические основы, произвести (устно) синтаксический разбор, используя план разбора. Обратить внимание на схемы (символическое  изображение ССП и СПП).
Пишем на доске и в тетради тему урока, фиксируем схемы и опознавательные признаки СПП и ССП в обобщающей таблице
 ( см. Приложение 4)
     ССП                                                                                СПП
 
РАВНОПРАВНЫЕ ЧАСТИ                                 ГЛАВНАЯ  ЧАСТЬ    
                                                                       ПРИДАТОЧНАЯ   ЧАСТЬ
 5.     Усвоение новых знаний.
 
 
См. Приложение  5
 
Карточки с индивидуально-групповыми заданиями.
 
Задание. Установить границы каждого простого предложения в составе сложного, Указать союзы. Назвать вид предложения. Потренируйтесь в постановке ? от главного предложения к придаточному предложению.
	- Первичная проверка понимания изученного.
 
Цифровой диктант.
Не записывая предложения, поставить номер по порядку в обобщающую таблицу, в зависимости от вида предложения, Составить схему предложения (можно в тексте).
См. Приложение 5
РЕЛАКСАЦИЯ.  Упражнение в сопровождении музыки. «Поющий лес». Сейчас, когда вы закроете глаза, вы отправитесь в приятное путешествие. Устройтесь удобно. Это щебечут птицы, поет лес… Легко ощущать свободу и энергию. Направьте свои силы на закрепление материала
7. Закрепление новых знаний. 
Работа с учебником.
П. Упражнение 333, с.109.
Графическая работа. Составить схемы предложений, сделать синтаксический разбор предложения.
 
8. Подведение итогов.
Контрольные вопросы. См. Приложение 6
 
- В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений? 
 
Сходство сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в том, что и те и другие предложения ______________(сложные), имеют две и больше ___________(грамматических основ). 
Различие их в том, что в сложносочиненном предложении (ССП) части _________(равноправны) и ________________(не зависят друг от друга), а в сложноподчиненном предложении части _____________(зависят друг от друга; одно предложение главное, другое предложение придаточное)
 
 
 
9. Инструктаж о выполнении домашнего задания.
Т. 24,25,26.
П., с.110, Упражнение 335
Опорный материал П., с.109.
	-  Рефлексия. Заполнение таблицы учащимися,   (См.Приложение. 7).
 
Оценить работу класса и отдельных учеников.
 
    
    
    
    
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В   5 классе СПП и ССП»
                            
            
                                                              Урок разработан учителем русского языка и литературы
  НОУ ШКОЛА «Доверие» Рыбинской И.О.
  
 
 
 
  
 
  УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-М КЛАССЕ
  
 
  
 
  Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  Тип урока: изучение нового
  Цели:
   Дать представление о видах сложного союзного предложения, о знаках препинания в них.
  Формировать умение опознавать и классифицировать сложное предложение; производить синтаксический разбор сложного предложения; составлять структурно-семантические схемы ССП и СПП.
  Развитие умений:
 
  - сравнение изучаемых явлений: простого и разных типов сложного предложений; формы связи в словосочетании и в предложении;
  - находить, группировать и объяснять пунктограммы;
  - формулировать вопросы от главной части к придаточной (в СПП).
  
 
  Материалы:
  - наглядные пособия: обобщающие таблица «Сложное предложение», алгоритм «Порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения»; структурно-семантические схемы ССП и СПП;
  - раздаточный материал для индивидуально-групповой самостоятельной работы;
  - компьютер.
  
 
  
 
  Ход урока.
  
 
  
 
   Организация начала урока:
 
  
 
  - Приветствие.
  - Учитель отмечает отсутствующих в классном журнале.
  
 
   Проверка выполнения домашнего задания, актуализация опорных знаний и умений. Проанализировать предыдущую домашнюю работу, отметить положительные и отрицательные моменты. (cм.Приложение. 1).
 
  Итак, мы определили границы частей в сложном предложении и средства связи (союзные и БСП (интонация)).
  
 
  Метафора. См. Приложение 2.
  
 
   Всесторонняя проверка знаний.
 
  
 
  А теперь воспользуемся своими домашними заготовками и попытаемся охарактеризовать природу связи между частями в сложном союзном предложении.
  
 
  - Работа у доски по карточкам.  (см.Приложение 3)
  
 
  
 
  -Фронтальный опрос.
  - Какой раздел науки о языке мы изучаем?
  - Что такое синтаксис?
  - Что такое словосочетание?
  - Что такое предложение?
  - Какие предложения по цели высказывания вы знаете?
  - Какие предложения по эмоциональной окраске вы знаете?
  - Что такое грамматическая основа?
  - Если в предложении одна грамматическая основа, то предложение___________?
  - Что такое однородные члены предложения?
  - Если в предложении две и более грамматических основ, то предложение___________?
  - Итак, какое предложение называется простым, а какое – сложным?
  - Предложение, части которого соединены при помощи союзов, называется__________?
  - Предложение, части которого соединены только при помощи интонации, называется ____________?
  
 
  
 
  Проверка работы у доски.
  
 
  Дополнительные вопросы: 1. Произведем синтаксический разбор предложений (устно).
  2. Какая форма связи существует между однородными членами предложения? (Однородные члены предложения между собой равноправны, друг от друга не зависят, Связь – сочинительная.).
  3. Что общего между двумя предложениями? Какие средства связи используются? (Союз «И»).
  4. Какой можно сделать вывод? Части данного сложного союзного предложения не зависят друг от друга, являются равноправными, между ними_________________________(СОЧИНИТЕЛЬНАЯСВЯЗЬ)..
  Предложение, части которого соединены сочинительной связью, называется_______(СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМ,ССП).
  5. Обратите внимание на словосочетания. По структуре словосочетание состоит из ________________________(ГЛАВНОГО (Х) и ЗАВИСИМОГО).  
  
 
  6. Как мы определяем главное и зависимое слово в словосочетании? (Задаем вопрос).
  7. Какое место занимает в структуре словосочетания зависимое слово? Зависимое слово может стоять перед главным и после него).
  
  
 
  
  8. Между главным и зависимым словами в словосочетании  
  ___________________________(подчинительная ) связь.
  9. Предложение, части которого соединены подчинительной связью, называется _________________(СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМ, СПП).
  
 
  
 
  
 
   Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
  
 
  
 
  Все в мире взаимосвязано. Язык описывает мир, язык адекватен миру.
  
 
  Ученикам предлагаются (индивидуально) две карточки с иллюстрациями (взаимоотношения в обществе) и две карточки, отражающие в данных предложениях подобную природу связи.
  См. Приложение 4
  
 
  Задание. Найти ССП СПП и соотнести с картинкой, указать грамматические основы, произвести (устно) синтаксический разбор, используя план разбора. Обратить внимание на схемы (символическое изображение ССП и СПП).
  
 
  Пишем на доске и в тетради тему урока, фиксируем схемы и опознавательные признаки СПП и ССП в обобщающей таблице
   ( см. Приложение 4)
  
 
  ССП СПП
  

 
  
 
  
 
  
 
  
 
  РАВНОПРАВНЫЕ ЧАСТИ ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ  
   ПРИДАТОЧНАЯ ЧАСТЬ
  
 
   Усвоение новых знаний.
 
  
 
  
 
  См. Приложение 5
  
 
  Карточки с индивидуально-групповыми заданиями.
  
 
  Задание. Установить границы каждого простого предложения в составе сложного, Указать союзы. Назвать вид предложения. Потренируйтесь в постановке ? от главного предложения к придаточному предложению.
  
 
  
 
   Первичная проверка понимания изученного.
 
  
 
  Цифровой диктант.
  
 
  Не записывая предложения, поставить номер по порядку в обобщающую таблицу, в зависимости от вида предложения, Составить схему предложения (можно в тексте).
  См. Приложение 5
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  РЕЛАКСАЦИЯ. Упражнение в сопровождении музыки. «Поющий лес». Сейчас, когда вы закроете глаза, вы отправитесь в приятное путешествие. Устройтесь удобно. Это щебечут птицы, поет лес… Легко ощущать свободу и энергию. Направьте свои силы на закрепление материала
  
 
  7. Закрепление новых знаний.  
  
 
  Работа с учебником.
  П. Упражнение 333, с.109.
  Графическая работа. Составить схемы предложений, сделать синтаксический разбор предложения.
  
  8. Подведение итогов.
  Контрольные вопросы. См. Приложение 6
  
 
  - В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?  
  
 
  Сходство сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в том, что и те и другие предложения ______________(сложные), имеют две и больше ___________(грамматических основ).  
  Различие их в том, что в сложносочиненном предложении (ССП) части _________(равноправны) и ________________(не зависят друг от друга), а в сложноподчиненном предложении части _____________(зависят друг от друга; одно предложение главное, другое предложение придаточное)
  
 
  
 
  
 
  9. Инструктаж о выполнении домашнего задания.
  
 
  
 
  Т. 24,25,26.
  П., с.110, Упражнение 335
  Опорный материал П., с.109.
  
 
  
 
  
 
   Рефлексия. Заполнение таблицы учащимися, (См.Приложение. 7).
 
  
 
  
 
  
 
  Оценить работу класса и отдельных учеников.