kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Когда мягкий знак не мягкий?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан и опробован на практике. В теме урока уже спрятана проблема. Урок сопровождает яркая красочная презентация. Показаны разные формы групповой и индивидуальной работы, дифференцированная постановка домашнего задания, практически связанная с жизнью детей. Также в уроке показаны разные виды контроля и самоконтроля, что особенно ценно сегодня. Урок начинается с психологического настроя детей на урок. Затем идет актуализация знаний учащихся и работа в команде.Этап постановки цели урока в процессе урока начался с разгадывания загадки об объекте исследования – мягком знаке. Задача урока преимущественно была поставлена в увлекательной форме. Использовались способы фиксации цели урока на слайдах и приёмы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся у детей знаний. Подготовительная работа к открытию нового знания позволила детям систематизировать то, что им уже известно и что не известно. Использовался приём «очеловечивания школьных знаний», т. е. рассмотрение более сложного материала с позиций учеников.

Этап постановки проблемы. На этом этапе был использован способ создания проблемной ситуации через преднамеренное столкновение достигнутого учащимися уровня знаний с научным фактом, для объяснения которого у детей не хватило знаний и жизненного опыта.

? Этап  решения  проблемной ситуации по теме урока. Организуется работа учащихся в микрогруппах.  Привилегирует проблемно - поисковый метод, который хорошо развивает аналитическое мышление, самостоятельность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Когда мягкий знак не мягкий?" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

Муниципальное образование Темрюкский район





























Урок русского языка



Тема: «Когда мягкий знак не мягкий?»















Автор:

Панченко

Алла Геннадьевна,

учитель нач. классов























Тема урока: «Когда мягкий знак не мягкий?»



УМК «Гармония»

Учебник: «Русский язык» 3 класс, авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко

Тип урока: урок - исследование

Форма урока: мультимедиа-урок

Цель урока : помочь учащимся усвоить правило правописания мягкого знака на конце существительных женского рода, отработать умения и навыки его применения.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать прежние знания, умения и навыки, связанные с темой урока ( функции мягкого знака в русском языке, грамматическая категория имён существительных – род);

  • сформировать у учащихся новые понятия и способы действия, связанные с правописанием мягкого знака на конце имён существительных женского рода;

  • организовать усвоение нового материала учащимися в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в условиях проблемной ситуации, применяя имеющиеся у них знания и накопленный опыт;

Развивающие:


  • развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность и орфографическую зоркость;

  • развивать коммуникативные навыки детей в ходе групповой и парной работы, способность к взаимоконтролю и самоконтролю;

  • продолжить формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку;

  • пробуждать в ученике чувство гордости за свои личные достижения и успехи своих товарищей.

Оборудование: ТСО - проектор, экран, компьютер, диск с компьютерной презентацией по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

( Демонстрация слайдов занимает не более 15минут урока)

Ход урока:

1. Психологический настрой на урок

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Слайд№1

Учитель: Ребята, я предлагаю вам тоже поздороваться со всеми.

Слайд№2

Учитель: Да, ребята, утро сегодня действительно доброе!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

А доброе утро пусть длится до вечера!

Ну что ж, друзья, я думаю пора,

Начать урок родного языка

С этих красивых и радостных строк.

Прошу вас садиться,

Начнём наш урок.

Учитель: Ребята, сегодня у нас будут работать эксперты. Они в течение урока будут наблюдать за работой в классе, а в конце урока они расскажут о своих наблюдениях. Перед тем, как разгадать загадку, которая подскажет, о чём пойдёт речь на уроке, предлагаю дополнительное задание для умников и умниц.

(Дополнительное задание повышенной трудности по теме урока на доске)

•Запишите слова орфографически грамотно:

[йош]- ?

[лош]- ?

[плащ]- ?

[клуч]- ?

2. Постановка целей и задач урока

Учитель: Прочитайте загадку.

Слайд№3

Учитель: О чём загадка? ( О мягком знаке ) Сегодня на уроке мы научимся писать мягкий знак в именах существительных мужского и женского рода.

- Подготовительная работа к открытию нового знания

В чем вы видите хитрость мягкого знака?

(-У него нет собственного звука;

-Не может стоять в начале слова и предложения, так как не имеет заглавной буквы

-Но зато эта буква может влиять на звук, стоящий перед ней!)

Учитель: Ребята, да это же настоящий талант!

Слайд № 4

Учитель: Эта буква не только талантливая, но и многофункциональная, трудолюбивая буква русского алфавита, потому что она выполняет нес- колько работ в русском языке. Помогите доказать это.

3. Актуализация опорных знаний по теме урока

Работа учащихся у доски в команде по составлению опорного конспекта (ОК) «Функции ь»

А В С Д

1.Реши орфографии- 1.Преврати им.сущ. 1. Отгадай кроссворд 1.Составь ОК.

ческие задачи. в глаголы неопр. ф. загадок. 2.Сделай по ОК вывод.

2.Отгадай загадки. 2.Проверь С.. 2.Чем похожи отгадки?

3.Проверь В. Дрожь→? 3.Проверь А. 3.Подтверди ответ при-

Один л_ёт, Бег→? мерами из А В С.

Другой п_ёт, Смотр→?

Третий растёт? Крик→?

Сидит Федос_я, Помощь→?

Распустивши волос_я?



Задание для всех:

Учитель:1. Решите орфографические задачи и запишите слова в тетрадь.

Зд..ров..е, жужжат.., ..нвар.., ..без..яна, к..пет.., к..сел..

ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ СВОИХ РАБОТ ПО КЛЮЧУ

Слайд№5. 2.Сравните слова. В чём сходство? (Наличие мягкого знака в каждом слове) Различие? (Мягкий знак выполняет разные функции в словах) 3.Разделите слова на 3 группы по орфографическому признаку. (здоровье, обезьяна - разделительный ь; кисель, январь – ь показатель мягкости; жужжать, кипеть – ь показатель неопределённой формы глагола). Назовите функции мягкого знака.

4.Разделите слова по морфологическому признаку на 2 группы. Докажите свой выбор.(здоровье, кисель, январь, обезьяна - имена существительные; жужжать, кипеть - глаголы)

Учитель: Тема урока тесно связана с им. существительными, а точнее с родом им. сущ. Вспомним, что мы знаем об этом.

Игра «Определите род»

Учитель: Хочу сыграть с вами в игру:

«Определите род» .

Род женский - девочки встают,

Мужской – наоборот.

Будьте внимательны, друзья,

В игре не ошибайтесь,

В словах, что я вам назову,

Вы род узнать старайтесь!

Ёж, лещ, дичь, печь, нож, помощь, стриж,

А также ночь, кирпич,

Борщ, тишь, товарищ и камыш,

И карандаш, и мышь.

Спасибо, молодцы, друзья!

За вас, ребята, рада я!

Вывод команды учащихся по ОК о функциях мягкого знака

Учитель: Проверим работу команды у доски. (Отчёт команды учащихся и их вывод по опорному конспекту « Функции мягкого знака»)

Учитель: Вернёмся к началу урока.

Слайд№6..

Учитель: Вы, ребята, молодцы. Рассказали о том, почему Ь буква талантли-

вая и многофункциональная, а вот почему мягкий знак буква загадочная? Кто может ответить на этот вопрос? Какие загадки она хранит? Этого мы пока не знаем. Читаем тему урока.

Слайд №7.

Учитель: Ребята, кто может из вас отгадать эту загадку? ( Дети затрудняются ответить.)

5. Постановка проблемы

Учитель: Итак, возникла проблема урока: когда же всё - таки мягкий знак не мягкий? Раз проблема есть - её надо решать!

6. Выявление условий решения проблемы

Учитель: Скажите, что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? ( Дети формулируют условия решения проблемы)

7.Решение проблемной ситуации по теме урока

Учитель: Для того, чтобы разгадать загадку мягкого знака, предлагаю вам провести небольшое исследование. Вы должны разбиться на четыре группы. (Дети встают, переставляют столы и стулья, выбирают лидеров групп). Прочитайте цепочку слов, определив лишнее по двум признакам и запишите слова в столбик без лишнего слова в тетрадь. Подготовьтесь к аргументированному ответу. (Выступает лидер каждой группы).

Слайд №8

Дети: Это слово врач. Оно мужского рода и без мягкого знака.

Учитель: Найдите лишнее слово в другой цепочке слов. Запишите слова в дру- гой столбик.( Дети исследуют слова, лидеры отвечают).

Слайд №9

Дети: Это слово помощь. Оно женского рода и с мягким знаком.

Учитель: Исследуйте две группы слов. Найдите сходство по двум признакам Дети: Это имена существительные. Слова заканчиваются на шипящий звук.

Учитель: Найдите различие по двум признакам.

Дети: В первом столбике слова мужского рода, а во втором столбике слова женского рода и с мягким знаком.

8. Результаты исследования

Учитель: Когда же мягкий знак выходит на работу, а когда нет? ( Ответы детей). Какую функцию выполняет здесь мягкий знак? Попробуйте самостоятельно сформулировать правило. Проверьте своё заключение по учебнику.

Учитель: Ребята, так когда же мягкий знак не мягкий? Какая грамматическая категория помогает не ошибиться в написании Ь на конце им. существительных после шипящего ?(Ответы детей)

Слайд№10

9. Пауза-релаксация

Учитель: Вы хорошо поработали. Давайте отдохнём.

Слайд № 11

9. Применение полученных знаний на практике

Учитель: Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить . Ваша

Задача состоит в том, чтобы записать только вторые пары словосочетаний.

Слайд№12

ПРОВЕРКА В ПАРАХ

10. Первичная диагностика усвоения и применения новых знаний по теме урока.

Учитель: Ребята, сделайте в тетради подобную схему. Предлагаю вам мини – тест, для того, чтобы вы проверили свои знания по новой теме.

Слайд№13

Учитель: Прочитайте слова и вычеркните в каждой строке

лишнее слово по определённому признаку.

Слайд№14

Учитель: Поменяйтесь тетрадями, друзья, выполните проверку.



Слайд№15

1 2 3

ОЦЕНИ СОСЕДА!

4 5 6 О ошибок-оценка «5»

1-2ошибки-оценка «4»

3-4ошибки-оценка «3»

7 8 9

Учитель: Ребята , встаньте те, кто получил «5» и «4».Молодцы! Вы заслуживаете громких аплодисментов! Тем, кто получил сегодня «3» и «2» - советую дома ещё раз внимательно просмотреть новый материал в учебнике.

11. Подведение итогов урока

Учитель: Откройте справочники с ОК, найдите ОК «Функции Ь». Дополните свои ОК новыми знаниями и сделайте обобщение по ОК о функциях Ь.

Ребята, сегодня на уроке вы сами открыли ещё одну тайну русского языка о том, когда мягкий знак не мягкий. А это могло получиться только у очень дружных ребят. Мне очень приятно было с вами сотрудничать.



12. Домашнее задание



Учитель: Ребята, дома вы продолжите исследование.

Тем, кто написал сегодня мини – тест на оценку пять, предлагаю найти слова с новой орфограммой в любом художественном тексте, заглянув для этого в библиотеку.

Тем, кто получил за мини – тест оценку четыре, предлагаю найти имена существительные женского рода с мягким знаком на конце после шипящих в названии предметов на своей кухне дома.

Тем, кто написал на оценку три и ниже, предлагаю отыскать слова с новой орфограммой в словаре своего учебника.

Завтра на уроке вы обобщите результаты своего мини-исследования и сделаете вывод о важности мягкого знака в русском алфавите.





13. Выставление оценок за урок

Учитель: Послушаем выступления наших экспертов. ( Мальчик и девочка высказывают свои мнения о работе ребят на уроке, обязательно обосновывая все оценки.)

Слайд № 17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Когда мягкий знак не мягкий?"

Автор: Панченко Алла Геннадьевна

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак в словах. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-razdielitiel-nyi-miaghkii-znak-v-slovakh-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "168044"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423160784"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_razdielitiel_nyi_miaghkii_znak_praktichieskii_ma"
    ["file_id"] => string(6) "390073"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486671234"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок русского языка по теме "Правописание слов с мягким знаком""
    ["seo_title"] => string(68) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "311925"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459265491"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок по русскому по теме - Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_imen_sushchestvitelnykh_posle_sh"
    ["file_id"] => string(6) "629414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681241042"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока русского языка по теме "Звуки и буквы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "111523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407583325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства