Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №1391 г. Москвы
  
 
  
 
  
 
  
 
  Открытый урок по русскому языку.
  Тема урока: «Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже».
  4 класс «В»
  Учитель: Сапунова Н. М.
  
  
  
 
  
 
  
 
  г. Москва
  2014 год
  
 
  Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже.
  Тип урока: урок – рефлексии.
  Цель урока: познакомить обучающихся с основными значениями родительного падежа, его вопросами и предлогами; формировать умение употреблять в речи существительные в родительном падеже.
  Задачи урока:
  - выработать последовательность действий при написании падежных окончаний имён существительных в родительном падеже, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.
  - формировать у обучающихся способность к рефлексии;  
  - научить  безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
  - отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
  Формирование УУД:
  Личностные:  
  -осознавать роль языка в жизни людей;
  - понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;
  - уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.
  Метапредметные:
  Регулятивные:
  - самостоятельно формировать тему и цели урока;
  -составлять план решения учебной проблемы;
  -работать по плану.
  Познавательные:
  -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить таблицу);
  -строить рассуждения;
  -устанавливать причинно-следственные связи  
  -оформлять свои мысли в письменной речи;
  -слушать и слышать других;
  -договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
  Предметные:
   Оборудование: учебник Русский язык Т. Г. Рамзаевой, проектор, ноутбук, карточки для работы.
  Ход урока:
   Мотивация.слайд2
 
  -Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.  
  -Что ещё может делать улыбка? (Дарит хорошее настроение, радость).
  -Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.
  - Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).
  
 
   Актуализация опорных знаний. Слайд 3
 
  - Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы:
  "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".  
  - Как вы ее понимаете? (Мы узнаем что-то новое).
  - Вы уже знаете, что наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня нам этот сундучок понадобится.
  А)Групповая работа: японская игра «Синквейн». Слайд4
  Темы: «Осень», «Школа», «Каникулы», «Друг».Слайд5-9.
 (Проверка. Синквейн пишется по определенным правилам.)
 Б)Индивидуальная работа: осень- звуко - буквенный разбор,
 Школа-разбор предложения, Каникулы-разбор по составу, Друг - морфологический разбор.  
  В)-Представьте себе, что вы устроились удобно в кресле,
  приготовились смотреть любимый фильм, а вместо этого на экране появляется завораживающая картина и вы слышите: Слайд10-11.  
  
 
  -Унылая пора !Очей Очарованье,
  Приятна мне твоя прощальная краса-
  Люблю я пышное природы увяданье,
  В багрец и золото одетые леса,
  В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
  И мглой волнистою покрыты небеса,
  И редкий солнца луч и первые морозы,
  И отдалённые седой зимы угрозы.
  
 
  -Чьё это произведение?(А.С.Пушкина)
  -Какому времени года оно посвящено?(осени)
  -Об этой чудесной поре писали многие поэты: Тютчев, Лермонтов, Фет, Есенин, Майков и многие другие поэты.
  Г) Проверка индивидуальных работ.
  
 
  Е) Самостоятельная творческая работа детей. Слайд 12.
  -Мы с вами сейчас говорили, что осени посвятили свои творенья многие поэты и писатели. Музыканты тоже писали об осени, но музыку.
  -Сейчас я вам поставлю отрывок одного музыкального произведения, которое посвящено разным временам года.
  -Закройте глазки, внимательно слушайте, а потом расскажите, что вы представили.
  -Итак, какому времени года посвящена эта музыка?(Осени)
  -Что вы представили себе?(дети отвечают)
  --Молодцы! Это произведение написал известный русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Называется оно «Времена года»,а отрывок «Октябрь».
  -Писали осенние пейзажи и художники. Перед вами репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень». Слайд 13.
  -Что вы видите на ней?
  -Что можно описать на этой картине?.(На доске вспомогательные слова).  
  Дети: небо, шум, краски.
  -Я предлагаю вам записать словосочетания, которые можно употребить при описании картины. Я вам называю первые слова словосочетаний, а вы записываете второе из слов для справок, связав их по смыслу. Слайд 15.
  Цвет (чего?) неба   
  краски осени
  шум ветра
  сверкание реки
  голос (кого?) птицы
  след зверя
  
 
  Слова для справок : река, ветер, птица, осень, зверь, небо. Слайд 14.
  
 
  - Определите падеж, число выделенных существительных.
  Вывод: Все существительные стоят в родительном падеже и в единственном числе.  
  - Выделим окончания выделенных существительных.
  - Сравните окончания. Что мы можем о них сказать?
  - Все окончания разные. Слайд 16-17.
  ПРОБЛЕМА!!!- Обратите внимание. Существительные стоят в одном и том же падеже (родительном), в одном и том же числе (единственном), а окончания у них разные. Почему?
  3.Постановка цели и задач урока.
  -Сегодня на уроке мы вместе с вами попробуем решить эту орфографическую задачу. А вот как?
  -Может быть, есть какие-нибудь предположения?( высказывания детей)
  !!! (Если не догадаются)
  - А как вы думаете, почему разные существительные склоняются по-разному. Посмотрите на эти существительные. Какими грамматическими признаками они отличаются?
  - Они разного рода. Река, осень, птица - женского, зверь, ветер – мужского, небо – среднего. А еще существительные: птица и зверь – одушевленные, а существительные: река, ветер, осень, небо – неодушевленные.  
  - Так, может быть, окончание существительных зависит от их рода? Давайте проверим.
  -Так какой же будет цель нашего урока?
  (научиться определять род и число имен существительных, чтобы правильно писать их окончания). Слайд 18.
  Тема урока: Упражнение в определении падежных окончаний имен существительных в родительном падеже. Слайд 19.
  А я - падеж Родительный,
  Характер мой общительный.
  Кого? Чего? И вот он я!
  Предлоги часто мне друзья.
  И "с", и "до", и "у", и "из",
  До неба вверх и с неба вниз.
  Похож я на винительный бываю иногда,
  но в тексте различите вы два падежа всегда.
  
 
  4. Применение знаний и умений в новой ситуации. Слайд 20-21.
  А) Беседа учителя. «Падеж родства».
  -Вы послушали стихотворение, которое вам поможет ответить на вопросы Почемучки.
  -Итак, на какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже и с какими предлогами употребляется? (Вопросы и предлоги записываются в тетрадях и на доске.)
  
 
  Запись в тетрадях и на доске. Слайд 20.
  
 
  Родительный падеж.
  Кого? Чего?
  С, до ,у, из, без, для, около, после.
  - Знаете ли вы, почему этот падеж носит такое название? (Предположения детей).
  -Родительный падеж действительно означает «полученный от рождения» и даже раньше назывался родственным.  
  - Придумайте примеры существительных в форме родительного падежа, употребляемых с таким значением. Запишите.
  Запись в тетради. Слайд 21.  
  Дочь Анны, внук знаменитого деда, сын Петра.
  
 
  -Родство можно понимать и шире. Продолжаем запись.
  Ветка березы, листок тетради.
  
 
  -Мы видим, что существительные в родительном падеже могут указывать на лицо, которому принадлежат предметы. Затем родительный падеж приобрел иные значения, некоторые из них далеко ушли от основного.
  Физкультминутка. Слайд 22.
  Б) Существительные в форме родительного падежа, употребляемые в значении места.
  Выполняется упр.120. Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснить их написание. Найти существительные в родительном падеже, пояснить их значение.(Значение места и принадлежности кому – либо.) Слайд 23.
  В) Существительные в форме родительного падежа, употребляемые в значении материала, из которого сделан предмет.
  -Ответьте на вопросы полными предложениями. Ответы запишите в тетрадь. Слайд 24.
  Из чего делают манную крупу?
  Манную крупу делают из пшеницы.
  -Из чего получают пшено?
  Пшено получают из проса.
  -Из чего изготовляют керосин?
  Керосин изготовляют из нефти.
  -Найдите в ваших предложениях имена существительные в родительном падеже. Укажите их значение.
  Г) Существительные в форме родительного падежа, употребляемые в сравнительном значении. Слайд 25.
  - Составьте предложения, ответив на вопросы. Предложения запишите. Найдите существительные в родительном падеже. В каком значении употребляются данные существительные в составленных вами предложениях?
  -Что толще – нитка или веревка?
  Веревка толще нитки.
  -Что шире - калитка или ворота?
  Ворота шире калитки.
  -Что больше – деревня или город?
  Город больше деревни.
  
 
  6.Обобщение и систематизация знаний. Слайд 25-26.
  Возврат к ПРОБЛЕМЕ урока!!!(слайд 16,17)
  Итак, существительные стоят в одном и том же числе, а окончания у них разные.  
  Теперь вы знаете почему? ( ответы детей).
  - Сегодня наш сундучок пополнился новыми знаниями. А какими сейчас вспомним.
  С.69 №126.
  
 
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Слайд 27.
  С.68 упр.№123
  8. Рефлексия. Слайд 28.
  -Самооценка на лесенке. Успеха.
  - Выставляют смайлики на ступеньках лесенки Успеха.
  Слайд 29 Молодцы! Всем спасибо!