|        Организационный этап.    Каковы цели нашего урока? Подумаем над критериями оценивания.   Вызов     Репортаж – это глаза и уши читателя. Г.Я. Солганик - Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста? - Какая задача стоит перед автором репортажа? (Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)
      Словарная работа   Словарь иностранных слов  Репортаж – 1) работа репортёра;     2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.  Репортёр – сотрудник газеты, журнала, радио, кино, телевидения, доставляющих сведения о     текущих событиях и происшествиях.  Толковый словарь  Репортаж – 1) сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация»;   2) репортёрская работа.  Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих     событиях местной жизни.  Советский энциклопедический словарь  Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.   Осмысление    Теория репортажа  Чтение с выделением главного.     Репортаж-жанр публицистического стиля. Рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего детально или в общих чертах, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.   -Репортаж изображает событие как процесс.   -В репортаже личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.    - Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет и говорит по-своему.   -Однако выделяют зачин-начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды-все зависит от авторского замысла.   -Зачин должен быть динамичным. А динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции.   -Репортаж может начаться с прямого обращения к слушателям, читателям.   -В центральной части репортажа –рассказ о событии. Обычно представляет собой тип речи- повествование.   - А организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляются в форме настоящего времени, что создает впечатление «сиюминутности»происходящего.   Используются также формы прошедшего времени совершенного вида , краткие страдательные причастия прошедшего времени.    -Выделяют в репортаже и концовку. Она чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому он подводит читателя или слушателя.    - В репортаже всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию ( радость, гордость, сочувствие..)   - Выразить эти чувства помогают различные синтаксические конструкции, например вопросительные предложения или цепь вопросительных предложений, восклицательные предложения, обращения, вводные слова и предложения.   В репортаже может быть рассказано не только о событии или каком-либо действии. Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками или просто улицами.   Репортаж следует отличать от газетной заметки.     - Просмотреть номер газеты, найти репортаж. - О каких событиях рассказывается в них? Назвать темы. - Какие бывают репортажи? Необходимо отличать репортаж и информационную заметку.  - Что общего и в чем различия? Заполнить таблицу.         |        |    Газетная заметка   |    Репортаж       |     |   Различия   |    1. Лишь сообщает о событии как о  свершившемся факте. 2. Автор остается в тени. его отношение к событию всегда  проявляется.
      |    1.Изображает событие как процесс.  2. Личность автора всегда присутствует.   |     |   Сходства   |    Сообщается о каком-либо важном событии   |      Составление памятки для тех, кто пишет репортаж. Памятка
       Отобрать самое главное из того, что происходит.   Выразить свое отношение к событию.   Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле.     Композиция репортажа.    Зачин.     Рассказ.   Концовка. Краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.    - Какова же композиция репортажа? Начало репортажа – это зачин. Каким он может быть? Центральная часть – это рассказ о чем? - Какой тип речи представляет? - Слова какой части речи организуют повествовательный текст? (глаголы) - В форме какого времени обычно употребляются? (чаще в форме Н. в.) - Почему? (впечатление «сиюминутности» происходящего) Также используются формы П. в. сов. в., краткие страд. причастия П. в. Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.
     Пишем правила репортажа. Постер.  Физминутка. Деление на группы.  Правила репортажа.      1. Изложение ведется от 1-го лица   2. «Открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность .   3. Документализм, объективная точность.   4. Эскизность речи.   5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.   6.Полная и достаточно достоверная информация.   Репортаж ведет репортер.  В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события.    Работа с текстом М.А. Булгакова и его анализ.  Найти доказательства, что это репортаж.  Чтение с остановками.   В верхней Аутке, изрезанной кривыми узенькими уличками, вздирающимися в самое небо, среди татарских лавчонок и белых скученных дач, каменная беловатая ограда, калитка и чистенький двор, усыпанный гравием. Посреди буйно разросшегося сада дом с мезонином идеальной чистоты, и на двери этого дома маленькая медная дощечка: « А.П. Чехов».    1 остановка  О каком авторе идет речь? Опишите внешний вид усадьбы А.П.Чехова.   Благодаря этой дощечке, когда звонишь, кажется, что он дома и сейчас выйдет. Но выходит средних лет дама, очень вежливая и приветливая. Это- Марья Павловна Чехова, его сестра. Дом стал музеем, и его можно осматривать…   В столовой стол, накрытый белой скатертью, мягкий диван, пианино. Портреты Чехова. Их два. На одном- он девяностых годов,- живой, со смешливыми глазами. « Таким приехал сюда». На другом - в сети морщин. Картина - печальная женщина, и рука её не кончена. Рисовал брат Чехова.   -Вот здесь сидел Лев Николаевич Толстой, когда приезжал к Антону Павловичу в гости. Но кроме него сидели многие: Бунин и Вересаев, Куприн, Шаляпин, и Художественного театра актёры приезжали к нему репетировать.    2 остановка  Опишите столовую А.Чехова.   В кабинете у Чехова много фотографий. Они прикрыты кисеей. Тут Станиславский и Шаляпин, Комиссаржевская и др..   Какое-то расписное деревянное блюдо, купленное Чеховым на ярмарке на Украине. Блюдо, за которое над Чеховым все домашние смеялись, - вещь никому не нужная. С карточки на стене глядит один из братьев Чехова, задумчиво возвёл взор к небу. Подпись: « И у журавлей , поди, бывают семейные неприятности… Кра…» Верхние стекла в трехстворчатом окне цветные; от этого в комнате мягкий и странный свет. В нише, за письменным столом, белоснежный диван, над диваном картина Левитана. Зелень и речка – русская природа, густое масло. Грусть и тишина.. И сам Левитан рядом.    3 остановка  Опишите кабинет А.Чехова.   При выходе из ниши письменный стол. На нем в скупом немецком порядке карандаши и перья , докторский молоток и почтовые пакеты, которые Чехов не успел уже вскрыть. Они пришли в мае 1904 года, и в мае он уехал за границу умирать.   - В особенности донимали Антона Павловича начинающие писатели. Приедет, читает, а потом спрашивает: « Ну, как вы находите, Антон Павлович?» А тот был очень деликатный , совестился сказать, что- ерунда. Язык у него не поворачивался. И всем говорил: « Да ничего, хорошо…Работайте!» Не то что Шаляпин, тот прямо и бухал каждому: « Никакого у вас голоса нет, и артистом вы быть не можете!»     Здесь свечи под зеленым колпаком, и стоит толстый красный шкаф- мать подарила Чехову. Его в семье назвали насмешливо «наш многоуважаемый шкаф», а потом он стал «многоуважаемый» в «Вишневом саду». ( М. А. Булгаков.)     Вопросы и задания:    Озаглавьте текст.     Каково настроение автора? Что можно сказать об общем впечатлении Булгакова от посещения музея?   Определите жанровую принадлежность текста, для чего укажите его основные приметы.       Задания разного уровня.    Рафт- составить репортаж на выбранную тему. «День здоровья»  Составить телевизионный новостной репортаж.  Доказать, что текст является репортажем.           Авторский стул.   Рефлексия.         Домашнее задание.  Написать репортаж – экскурсия в город Костанай. Придерживаясь выработанными правилами.          Подведение итогов.  Обратная связь       Оценивание по 12 бальной шкале.  «1-6 баллов»- оценка 3  «6- 10 баллов» - оценка 4  «11- 12 баллов» - оценка 5      1-30 – оценка 3  30- 50 - оценка 4  50- 60 – оценка 5                  |   ФИ уч-ся   |    Критерии       |    Балл   |    Учитель   |     |        |    Грамотность       |         |         |     |        |    Объем информации       |         |         |     |        |    Умение излагать свои мысли   |         |         |     |        |    Связь с современностью       |         |         |     |        |    Знание особенностей  репортажа   |         |         |                         |