|   Этап урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |  
    Организационный момент.     |    Доброе день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, тему которого я вам предлагаю назвать самостоятельно, исходя из моего к вам вступительного слова.  - У вас на партах лежит оценочный лист, где вы будете оценивать свою деятельность на каждом этапе урока.     |    Встают, здороваются.   |  
    Мотивация.     |    «Итак, сегодня первое марта две тысячи шестнадцатого года. Второй день недели. Через три месяца завершится 2015-2016 учебный год. Три прекрасных месяца летних каникул пройдут как один день. И вы, подросшие сантиметров на десять и поправившиеся от полутора до двух килограммов, на правах учащихся седьмого класса первого сентября без пятнадцати девять соберетесь в двадцать третьем кабинете. И я, придя к вам на первый урок в новом учебном году, скажу: «А помните ли вы наш урок по теме…».   |    Называют тему урока «Употребление числительных в речи».  Открывают тетради, записывают число и классная работа, тему урока.   |  
    Цель.     |    – Кто запомнил, какие числительные я употребила в своем обращении к вам?  – К какому стилю речи можно отнести мое вступительное слово?  – Назовите тип речи.  Мы с вами изучали имя числительное, поэтому определите цель нашего урока.   |     Отвечают на вопросы.  Определяют цель урока:  - в каких речевых ситуациях возможно употребление слов, обозначающих число, количество или порядок при счете.  - Оценивают свою работу.   |  
    Актуализация знаний.     |    Для того, чтобы не допустить ошибку в правописании имен числительных и воспользоваться необходимым правилом, нужно уметь отличать их от других частей речи. Проверим, как мы справляемся с этой задачей?  Задание «Четвертое Лишнее»:  Преодолеть впервые,  Первоклассный талант, звезда  первой величины,  изучать по первоисточникам.   |    Дают ответ, подтверждают его изученными определениями и правилами.  - Оценивают свою работу.   |  
    Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.     |    Проверка домашнего задания.  - С именами числительными вы работали дома. Вам было предложено поисковое задание: найти интересные факты и события, связанные с историей нашего города Перми.  - Выясняют синтаксическую роль числительного, выполняют синтаксический разбор предложения.       |    1.Индивидуальный опрос (3-4 ученика): один ученик читает – класс находит числительные, классифицирует разряд и состав.   
      - Первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года сделала 122-мм корпусная пушка А-19 № 501, сделанная в Перми.   - Оценивают свою работу.   |  
  |   - Внимательно прослушайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.  - Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад.  - Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены?  - Запишите по памяти 1-2 словосочетания с числительным из услышанного текста и выделите в них орфограммы.  - Какой вывод вы можете сделать.   |    Отвечают на вопросы:  - В этом тексте много терминов: семейство, длина тела, высота в холке, вес, процентное содержание жира, белка. Это средства языка, характерные для научного стиля речи.                          - Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т.е. для точности.  - До тридцати пяти килограммов, около четырех тысяч, девять процентов.  - Мы познакомились с употреблением числительных в научном стиле речи. В научной литературе, в учебниках по математике, биологии, географии имена числительные записываются цифрами. Нам надо научиться правильно их произносить и писать.  - Оценивают свою работу.   |  
  |   - Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится.  «Уважаемые жители д. Федорки!  Со 2 по 25 марта аптека № 1 закрыта на ремонт.  Ближайшая дежурная аптека находится по адресу:  ул. Гагарина, 5 и работает круглосуточно.  Администрация аптеки № 1».  - Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте?       |    Отвечают на вопросы:  - Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей. Этот текст относится к официально-деловому стилю речи.              - Обозначение даты, адреса, № аптеки. Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретности.  - Оценивают свою работу.   |  
    Фузминутка.     |    - Я буду называть вам слово, если это будет имя числительное, то вы хлопайте в ладоши, если другая часть речи – садитесь.  - Тройка, третий, четырнадцать, пятиэтажный, шестьдесят седьмой, девять, трижды, столетие, пятидневка, сто, двадцать, сто четыре, полтора, полтораста, семимильный, шестидесятый, семеро товарищей, три девочки, обеим книгам, обоих друзей.   |    Хлопают и садятся.  - Оценивают свою работу.   |  
    Самостоятельная работа.     |    Объединяйтесь по парам.  - Представьте, что вам необходимо провести экскурсию для гостей школы. Составьте текст, где будете использовать числительные в нужном падеже.  - Какие правила склонения имен числительных вы вспомнили, выполняя задание?   |    Объединяются по парам, составляют текст, числительные записывают в нужном падеже.  Отвечают на вопрос учителя.  - Оценивают свою работу.   |  
    Рефлексия деятельности.     |    - Интересно вам было сегодня на уроке?  - Что понравилось?    - О чём бы вы хотели еще поговорить?  - Можно ли человека, который неправильно произносит числительные в речи, назвать грамотным, культурным человеком?   |    Отвечают на вопросы.  Подводят итоги.      |  
    Домашнее задание.     |    Учитель комментирует домашнее задание.   |    Выбирают тему:  1) Сочинение – миниатюра «Моё любимое место в родных местах».  2) Найти в СМИ текст с использованием числительных  3) Сочинение – рассуждение «Нужны ли нам имена числительные?»     |