|   Цели для ученика
 
     Обучающие: давать определения правописания букв Н-НН в суффиксах прилагательных; уметь графически обозначать данную орфограмму; уметь отличать морфемы с данной орфограммой; усвоить правила  написания данной орфограммы и исключения.      Развивающая:  учиться формулировать тему; ставить перед собой цель, решать задачи по достижению намеченного; учиться работать с источниками (дидактический материал, словари), анализировать, сопоставлять, приходить к выводу; учиться слушать, контролировать свою речь с точки зрения содержательности, употребления терминов.      Воспитывающая: формировать умение слышать окружающих и на основе их высказываний формулировать своё мнение.   |    Цели для учителя
 
     Образовательные: вырабатывать навыки, необходимые для правильного написания Н-НН в суффиксах прилагательных; учить графически обозначать данную орфограмму; отрабатывать навыки написания слов с данной орфограммой.      Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; умения, связанные со сравнительным анализом.      Воспитательные: воспитывать в пятиклассниках умение слышать окружающих, не бояться высказывать свою точку зрения, доказывать свою позицию.
 
          |  
  |   Тип урока
 
     Комбинированный   |    Форма урока
 
     Традиционная     |  
  |   Опорные понятия, термины
 
     Морфема  Буква  Орфограмма  Корень  Суффикс  Прилагательное   |    Новые понятия
 
     
 
     
 
      |  
  |   Формы контроля:  Работа с карточками  Фронтальный опрос   |    Домашнее задание 
  §64, упр.369       |  
 
         |   Этап урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность ученика   |    Используемые методы, приемы, формы   |    Формируемые УУД   |    Результат взаимодействия (сотрудничества)   |  
  |   I.Мотивация 
 
     5 минут
 
     
 
     
 
          |    Включение в деловой ритм.  Устное сообщение учителя.  Опрос   |    Подготовка к работе.  Учащиеся настраиваются  на аналитическую работу .   |    Словесная форма.       |    Личностные:  умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности;  регулятивные:  умение создать условия для целеполагания, корректировки материала по ходу урока; коммуникативные:  умение слушать; осуществлять речевой контроль.   |    Психологический настрой учителя и учащихся.   |  
  |   II. Актуализация знаний
 
     
 
     2 минуты   |    Проверка и корректировка домашнего задания.      - Правило Н-НН в суффиксах прилагательных  -   |    Вызванный читает слова и объясняет написание, остальные проверяют. (упр.367, ч.2)  
 
 
     Отвечают на вопросы.   |    Фронтальная проверка.     |    Личностные:    самопроверка, оценивание своего ответа;  познавательные: анализ объектов с  целью выделения признаков;  регулятивные:    умение создать условия для целеполагания  и планирования действий.     |    Отработка умений  находить и объяснять орфограмму.   |  
  |   III. Изучение нового материала:  а) Создание проблемной ситуации.  
 
 
 
 
 
 
     б) Фиксация затруднений при знакомстве с новым материалом.      
 
     
 
 
 
     в) Отработка изучаемого материала.      6 минут  
 
 
 
      |    Подводит учащихся  к самостоятельному формулированию темы урока путем сопоставления слов ветреный-ветряной.      -Обращение на доску, где написаны слова. Выделение морфемы и обозначение орфограммы. (См. Приложение 1). УПр.368  - Установление закономерности между значением слова и буквой  -    -Вывод и формулировка темы урока.  - Запись  в тетрадь её, а также примеров, подобранных учениками самостоятельно    Различение омонимичных слов  (См. Приложение 2).  Сопоставление самостоятельно сделанных выводов  с материалом учебника.  Придумывают собственные примеры.      -Обобщите свои рассуждения.      Синтаксическая минутка.  На лесных дорогах еще кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода.               |    Вызванные учащиеся выделяют морфемы и подчеркивают орфограмму.  
 
 
 
 
 
     
 
 
     -собственные примеры.  
     Отвечают на вопросы.  
 
     Формулируют тему урока.  
 
     Разбор предложения
 
  Анализируют слово с изучаемой орфограммой, формулируют  вывод.  
  Отвечают на вопросы учителя.  
 
 
 
          |    Групповая работа.  Практический метод. Приём познавательной активности через  задание.
 
          |    Личностные:  умение обобщать полученный результат;  регулятивные: целеполагание,  постановка и формулирование цели, планирование действий, поиск и выделение необходимой информации;  коммуникативные:  формулирование понятного для другого высказывания,  умение строить речевое высказывание.   |    Уважительное отношение друг к другу при коллективной  и групповой работе.       |  
  |   IV. Лингво-физкультминутка. 
 
     1  минута   |    Объясняет задание.      - Отдых с одновременной проверкой умения правильно писать - Садитесь.   |    Выполняют упражнения:         |    Игровой приём. Здоровьесбере-гающая технология.   |         |         |  
  |   V. Актуализация новых знаний.
 
     а) Первичное закрепление.
 
     5 минут   |    Устанавливает осознанность восприятия.    Развивает навыки применения  новых знаний на практическом материале.      - Выполнение упражнений            - Проверка ответов     |     Выполняют упражнения:
 
 
 
 
 
             Выполняют задания.  
 
      Самостоятельно записывают слова, комментируя написание записывают их в тетрадь.  Отвечают на вопрос.   |    Фронтальный опрос.   |    Регулятивные:    контроль, оценка,  коррекция;  познавательные:  умение структурировать знания, выбирать  наиболее эффективные способы решения заданий;    коммуникативные:    умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание; речевое взаимодействие со сверстниками, учителем.       |    Умение формировать письменную речь, оценивать её с точки зрения содержания и оформления.   |  
  |   2) Первичное обобщение.  17 минут   |    Организует деятельность по  применению новых знаний.      -Проговаривание правила написания Н-НН в прилагательных      - Решение кроссворда      -Распределительный диктант                               |    
 
     Выполняют письменные задания по применению новых знаний.      Распределяют слова в два столбика , объясняя условия выбора и выделяя морфемы                       |    Комментированное письмо по цепочке.  
     
     
     
     
     
     
     
     Обсуждение вариантов ответа   |    Коммуникативные:  инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.   |         |  
  |   VI. Рефлексивно-оценочный этап.
 
     5  минут   |    Организует рефлексию.  Выясняет, что усвоено на уроке, что нет; с какими трудностями столкнулись учащиеся в ходе работы.      Осуществление контроля над пониманием темы.  Организует беседу с целью формулирования вывода по уроку, о достижении учебных задач.       |    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.       |    Беседа.
 
          |    Коммуникативные:    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других; быть готовыми отстоять свою точку зрения;  регулятивная: контролируют правильность ответов учащихся; познавательные:    рефлексия; личностные: самосовершенствование.   |    Умение оценивать себя.  
 
 
 
 
 
 
     Умение оценивать результат учебной деятельности.   |  
  |        |    Предлагает заполнить табличку самооценки работы на уроке.  
          |    Придумывают предложения со словами-исключениями.            Делают обобщающий  вывод о правописании гласных и-ы после ц, о достижении поставленных задач.      Оценивают результат своей деятельности. Заполняют Таблицу самооценки.       |         |         |         |  
  |   VII. Домашнее задание.  1 минута   |     Объясняет домашнее задание:        -Подобрать слова для распределительного диктанта по изученной орфограмме (10-15 слов)        - упражнение 369  - Выучите теоретический материал в учебнике.   |    Слушают и записывают задание в дневник   |         |    Регулятивная: саморегуляция.   |         |  
 
  – Прослушайте отрывок из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». (Можно подготовить инсценировку.)
  – На самом ли деле Правдин считает, что Митрофанушка хорошо изучил грамматику? Докажите.
  – Докажите, что вы не Митрофанушки и поднимите руки те, кто знает, что такое имя прилагательное.
  – Назовите общие признаки имен существительных и имен прилагательных. В чем различие этих частей речи?
 .   На лесных дорогах еще кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода.