воспитание ценностного отношения к слову.
          |   Этапы урока   |    Время   |    Деятельность учителя   |    Деятельность обучающихся   |    УУД   |  
    Мотивация к учебной деятельности    Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне  
          |    1 мин.   |            Приветственное слово учителя:  Будем отвечать активно,  Хорошо себя вести,  Чтобы на урок всем нам  Захотелось вновь прийти   |    Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.                                               |    Регулятивные: формирование способности принимать учебную задачу.  Личностные:   нравственно-этическое оценивание нового материала  Коммуникативные:  формирование умений выражать свои мысли; строить монологическое высказывание     Познавательные:   формирование умения оценивать услышанное с целью подготовки к последующему изложению данного материала   |  
  |   2. Актуализация знаний и пробное учебное действие    Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.   |    5 мин.   |    Посмотрите в окно: на улице тоже ярко светит солнце, день чудесный. Посмотрите вокруг: вас окружаю друзья. Итак, мы начинаем с этой веселой песни урок. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Все помнят, что прилагательное классная пишется с удвоенной –нн-. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран.  *(Презентация слайд 1- проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик", "Пень".)  
     - Известны ли вам данные сказки?  - Кто автор?  *(презентпция слайд 2 - В.П.Катаев)  
     - Какая сказка неизвестна?  Недавно мы писали с вами изложение, которое назвали "Хитрый заяц". Какое это было изложение по объему? Как мы излагали материал?  
     *(Презентация слайд 3 - .Сжатое изложение по рассказу В.П.Катаева «Пень».)        |    Слушают учителя,  участвуют в диа-  логе с учителем.   Отвечают на во-   просы.         |    Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания; проводить убедительные доказательства.  Личностные:   обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся;  Регулятивные:  обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности;   |  
  |   3. Выявление места и причины затруднения.  Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.   |    6 мин   |    Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева "Пень".  - Как вы понимаете этот термин? (ответы учащихся).  - Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.  - Какие же кратко, а какие - подробно? (ответы учащихся).  Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.  
          |    Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;  в сотрудничестве с учителем и од-  ноклассниками делают выводы; читают, слушают,     |    Регулятивные:  планирование собственной задачи, анализировать собственную работу  Познавательные:  Проверять информацию, выделять общее и частное, приводить примеры в качестве доказательства.   |  
  |   4.Построение проекта выхода из затруднения  (открытие детьми новых знаний)  Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.   |    7 мин.   |    Работа с текстом   прослушивание фонограммы произведения В.П. Катаева «Пень»;  выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником    (текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1);   осмысление текста.    Беседа:  - Понравился ли вам рассказ?  - Докажите, что данный отрывок является текстом?  (учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)  *(презентация слайд 4 – Докажите, что это текст)  
     - Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.  
      4)чтение текста учащимися  (установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?).  - О чем этот рассказ, т.е. его тема?*(презентация слайд 6- Какова тема…)  - Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (ответы учащихся: осуждение гордого пня)       |    Составляют план изложения совместно с учителем   |    Познавательные: поиски способов решения проблемы  Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу  Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью   |  
  |   Физкультминутка. Раз- подняться, потянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка.  На четыре- руки шире, Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть. Выполняют элементарные физические упражнения   |         |    языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаи-  мопонимания.  — Кто правильно разгадает кроссворд, тот сумеет прочитать слово в выделенных клетках   |  
  |   5.Реализация построенного проекта  Цель: построение и фиксация нового знания.   |    5 мин.   |    Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?  - Какой урок можно извлечь из данного текста? (ответы учащихся)  *(презентация слайд 7 – Как можно озаглавить текст)  - Как бы вы назвали этот рассказ? ( Варианты: "Старый пень", "Притча о гордом человеке", "Ты не царь").  - Какое название отражает в большей степени основную мысль?  
      4) словарно-лексическая работа.  *(презентация слайд 8 – Какое слово…)  - Какое слово в этом тексте является ключевым? (уч-ся отвечают: гордость).  - Подберите синонимы к слову гордость  (гордость, зазнайство, высокомерие).  - Понимаете ли вы разницу в значении слов?  *(презентация слайд 9)(учащимся помогают словари)  - Что вы знаете о приставке воз-? (при добавлении к глаголам образует глаголы со значением направления действия вверх ). Обратите внимание, что пень не гордился, а возгордился.   - О таком пороке, как зазнайство, высокомерие говорили еще в древние времена, вот послушайте, что писал древний комедиограф Менандр (342 до н.э.- 291 до н.э.): « Выше высокомерия нет гнуснее порока». А Лопе де Вега, испанский драматург, сказал так: «Учтивость отомкнет везде Расположенье и доверье, А глупое высокомерье – ключ к неприязни и вражде».    *(презентация слайд 10)  Учитель:  - Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?    - Прочитайте каждую часть и дайте ей название.  - Что мы составили для рассказа? (План. 1.Грибники вокруг старого пня. 2.Старый пень возгордился. 3. Молчание деревьев. 4. "Я ваш царь!". 5." Ничего ты не царь").  *(презентация слайд 11 – Составим план)  Учитель:  - Задумаемся… *(презентация слайд 12- «Задумаемся»)   |    Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации  учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)       |    Личностные:  следование в поведении моральным и этическим требованиям;   самооценка на основе критерия успешности; самоопределение  Познавательные: обобщение,    построение логической цепи рассуждений, доказательство  Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения   |  
  |   6.Первичное закрепление – работа в парах  Цель: применение нового знания в типовых заданиях   |    5 мин.   |    сжатый пересказ.  - Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста (обобщение, исключение, упрощение).  *(презентация слайд 14)  отбор нужной информации.  *(презентация слайд 15)  - Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать? (ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2-го абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше).  *(презентация слайд 16)  - Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?  *(презентация слайд 17)  - Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную).  *(презентация слайд 18)  - Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3-го абзаца полным или его можно упростить.  - Верно, его можно сделать покороче.  (например: Но деревья стояли молча. - Деревья молчали.)  *(презентация слайд 19)  - Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4-йабзац? Подумайте.  (учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы).  - Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)  - Выберите ключевые фразы из последней части.  (Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты:    Прилетела синичка и сказала:    - Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят).  - Давайте теперь прочтем то, что у нас осталось после сжатия текста.  *(презентация слайд 20)  В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.     Возгордился старый пень и сказал деревьям, что раз люди ему кланяются, значит он главный, поэтому и деревья пню тоже должны кланяться.  Но деревья стояли в безмолвной тишине.   Рассердился старый пень и ну кричать.   Прилетела синичка и сказала:  - Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находя).  - А теперь попробуем пересказать (ученики пересказывают текст).  - Теперь вам нужно изложить то, что вы пересказали письменно (учащиеся приступают к сжатому изложению текста).   |     Формулируют   собственные мыс-   ли, высказывают   и обосновывают   свою точку зре-   ния. В сотрудни-   честве с учите-   лем и однокласс-   никами делают   выводы.   Выполняют зада-   ние, отвечают  на вопросы   |    Регулятивные - оценивать правильность выполнения задания;  Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;  Коммуникативные – управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра   |  
  |   7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Вторичное закрепление материала  Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.       |    8 мин   |    Написание сжатого изложения.  Самоконтроль.   |    Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации   |    Личностные:  следование в поведении моральным и этическим требованиям;   самооценка на основе критерия успешности; самоопределение  Познавательные: обобщение,    построение логической цепи рассуждений, доказательство  Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения   |  
  |   8. Рефлексия деятельности  Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.       |    4 мин.   |        – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?  – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?  – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.          |    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений   |    Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе  Познавательные – рефлексия способов и условий действий  Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.   |  
  |   7.Домашнее задание  
     Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.       |    4 мин.   |     Правило повторить, словарные слова.            |    Записывают домашнее задание.   |    Коммуникативные – уметь слушать и понимать речь других.  Познавательные – рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.     |