Учебник : русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 317с.  
 Тема: «Доказательства в рассуждении».
 Оборудование урока :   ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.
        |   №   |    Этапы урока       |    Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |    Формируемые УУД   |  
  |   1   |    Мотивация к учебной деятельности            |     - Добрый день, ребята! На столах у вас лежат светофорики. С их помощью мы сейчас проверим, как вы усвоили предыдущую тему. Я называю имя сущ-ное, а вы показываете красную сторону, если оно нариц-ое, а зеленую-если собственное.       |    Выбирают сторону светофора, демонстрируя усвоение знаний   |    Личностные:  самоопределение,  Регулятивные:  саморегуляция.  Познавательные:  анализ.  Коммуникативные:  умение выражать свои мысли       |  
  |   2   |    Актуализация и пробное учебное действие.         |    Ребята, скажите, пожалуйста, а какие типы речи вы знаете? Докажите свой ответ.  Какие части речи чаще всего используются в каждом из типов?  У вас на столах лежат карточки с тремя текстам, давайте определим типы речи этих текстов.  1-Через два дня он уже был дома, в своей избенке, к великому изумлению солдатки, которую туда поселили. Помолясь перед образами, тотчас же отправился к старосте. Староста сначала было удивился; но сенокос только что начинался: Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки – и пошел он косить по-старинному, косить так, что мужиков только пробирало, глядя на его размахи да загребы…  2-Белый снег пушистый  В воздухе кружится  И на землю тихо  Падает, ложится.      И под утро снегом  Поле побелело, точно пеленою  Все его одело.      Темный лес что шапкой  Принакрылся чудной  И заснул под нею  Крепко, непробудно…      3-Вечер, перед тем как лечь спать, подошел Колька к календарю, оторвал листочек и прочел на нем «Вторник». Посмотрел на оставшийся листок и прочел «Среда».  «Завтра уже среда», - подумал Колька и похвалился:  -А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели висит. Верно я говорю?  -Верно,- согласилась мать  .  Вы обратили внимание на первый текст, узнали, откуда он?   Скажите, пожалуйста, какие тропы использует автор при описании зимнего дня? (Олицетворения, эпитеты, метафоры).  А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение.           |                        Отвечают на вопросы, выполняют задание.                           |    Личностные:  нравственно-этическое оценивание.      Регулятивные:  целеполагание      Познавательные:  применение методов информационного поиска,  анализ.      Регулятивные: саморегуляция.      Коммуникативные:  построение речевого суждения.           |  
  |   3   |    Целеполагание к деятельности       |    Ребята, вы обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?    Правильно, доказывать свое суждение. Вы уже догадались, какая сегодня тема урока?  Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства находить аргументы, делать вывод.       |    Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, согласовывают тему урока       |    Личностные:  смыслообразование      Регулятивные:    планирование      Познавательные:  структурирование знаний,  анализ, синтез, сравнение, рассуждение.      Коммуникативные:  разрешение конфликта,  умение выражать свои мысли   |  
  |   4   |    Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.         |    В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятия рассуждения, запишите в тетради:  1.-умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности;  2.-высказывание, обсуждение.  Скажите, какое это слово, основываясь на знаниях лексики? (многозначное).      Научимся правильно писать это слово (морфемный разбор): один ребенок идет к доске:  РАС_СУЖД_ЕНИ_Е.      |    Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, , выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы.          |    Личностные:  Осознание своих возможностей в учении  Регулятивные:  целеполагание,  планирование,  прогнозирование,      Познавательные:  анализ, синтез, выбор эффективных способов решения.      Коммуникативные:      планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,  разрешение конфликтов,  умение выражать свои мысли.       |  
  |   5   |    Реализация построенного проекта. .           |    В каких жизненных ситуациях необходимо использовать этот тип речи? (когда нужно что-то доказать, например, на уроках и т.д.)  Основная задача этого типа текста? (объяснить, доказать, установить истину)  Давайте попутно вспомним, каково назначение повествования и описания (рассказать, изобразить)   |    Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант.   |    Личностные:  нравственно-этическое оценивание.      Регулятивные:  прогнозирование, контроль, коррекция.      Познавательные:  выдвижение гипотез и их обоснование,  структурирование знаний, классификация, подведение под понятие.      Коммуникативные:  разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.   |  
  |   6   |    Первичное закрепление       |    Обратите внимание на доску – ваша задача определить тип текста по структуре:  А)- 1-Общее впечатление о предмете.   2-Детали предмета.  Б)-1-Начало события.   2-Развитие события.   3-Кульминация   4-Конец события, развязка.  В)-1-Тезис   2-Доказательства   3- Вывод.      Все верно. Скажите, пожалуйста, а вы сможете по той структуре построить рассуждение? А почему не сможете? Да. Вы не знаете, что означают термины. Посмотрите на экран и спишите определения в тетрадь:  Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать.  Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.  Вывод – то, что следует из сказанного выше.    Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, следует использовать слова-шпаргалки, или слова-конструкторы:  При формулировании тезиса- я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд…   Для введения доказательств – во-первых, одна из причин, во-вторых, кроме того, вторым доказательством является, к примеру…  В выводе логично использовать слова –    Таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу…           |             |    Личностные:  Иметь возможность осваивать новые виды деятельности      Регулятивные:  Контроль, коррекция.      Познавательные:  Анализ, синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование.      Коммуникативные:  умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера.       |  
  |   7   |    Самостоятельная работа в группах         |    Сейчас вы делитесь на пять групп, и каждая группа получает задание. Докажите, что:   весна-это существительное;  теплая – это прилагательное;  пришла – это глагол;  кадет – это существительное  храбрый – это прилагательное     |    Самостоятельно выполняют задания нового типа,    осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном,    выявляют и корректируют возможные ошибки,    определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить.              Далее самопроверка по эталону.       |    Личностные:  Участие в творческом, познавательном процессе  Регулятивные:  Контроль, коррекция, оценка.      Познавательные:  структурирование знаний, рассуждение, доказательство.      Коммуникативные:  умение выражать свои мысли       |  
  |   8   |    Включение в систему знаний и повторение.     |    Соревнование «Лучший редактор»  Определите, являются ли данные тексты рассуждением.  1.-Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Колька ехали в трамвае. На одной остановке вошла старушка. Коля быстро встал и сказал : «Садитесь, бабушка, пожалуйста». А когда мы вышли, помог старушке донести до дома тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек! ( Здесь нет тезиса)  2.-Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше, вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком подвязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (это сравнительная хар-ка).   |    Читают текст, доказывают свою точку зрения, делают вывод.                                                                 |    Личностные:  осуществление личностного морального выбора      Регулятивные:  коррекция, оценка      Познавательные:  построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство      Коммуникативные:  умение выражать свои мысли       |  
  |   9   |    Рефлексия учебной деятельности.     |    Организует рефлексию.    Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.    -Что такое тезис?  - Как строится рассуждение?  -Какие слова помощники можно использовать?     Давайте еще раз воспользуемся светофориками: если урок понравился, показываем зеленую сторону, если нет – красную.      Учитель оценивает работу учащихся на уроке.      Домашнее задание:  На основе упр.484 написать сочинение-рассуждение. Тему сочинения можно выбрать свою.   |    Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.              Дают ответы на вопросы                                       |    Личностные:  нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора.  Регулятивные:  оценка.  Познавательные:  рефлексия способов и условий действия.  Коммуникативные:  умение выражать свои мысли.   |