|         |    Задачи этапа   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся         |    УУД   |  
  |   Организационный момент         |     Приветствие, создание атмосферы доброжелательности.   Проверка готовности к уроку. Мотивация к учебной деятельности     |    Приветствие, проверка подготовленно-сти к учебному занятию, организация внимания детей.    Попеременно с учащимися (через строчку)произно-сятся .правила работы на уроке: «На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным. Говори всё чётко, внятно, чтобы всё было понятно. Если хочешь отвечать, надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, подними спокойно руку». Учитель продолжает урок, обратив внимание детей на эпиграф к уроку: «Человек достигнет результата, только делая что-то сам»(Александр Пятигорский, русский философ).   |    При помощи смайликов показывают своё настроение, желают друг другу хорошей работы. Включаются в деловой ритм урока. Проговаривают хором: «Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: всё, что нужно, под рукой»(проверя-ют наличие всего на парте).  Попеременно с учителем произносят правила работы на уроке,   |    Личностные: самоопределе-ние.         |  
  |   «Мозговой штурм»  Лингвистическая разминка   |     Повторение пройденного материала, обобщение ранее изученного   |      Учитель задаёт вопросы:  -С каким разделом науки о языке мы с вами познакомились? Что изучает морфология? Части речи – это… Грамматичес-кое значение существитель-ного? Прилага-тельного? Глагола? Что такое глагол? Что такое орфограмма? Для чего мы должны изучать орфограммы? Где нам пригодится это качество – быть грамотным человеком? С какими орфографическими правилами мы познакоми-лись, изучая глагол?   |     Дети отвечают на вопросы, некоторые из них подтверждая примерами.   |    Познаватель-ные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;     Регулятивные:   самопроверка     |  
  |   Актуализация знаний   |    Актуализация опорных знаний и способов действий на основе изученного материала по аналогии          |     Учитель сообщает детям, что они продолжают работать в исследователь-ской мини-лаборатории, и ставит перед ними языковую задачу: работа в парах.   - На слайде даны слова. Вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте. Распределите слова в группы в зависимости от орфограммы(соб…рать,участв…вать,отм…рает,рассказ…вает,сж…гает,расст…лил,дыш…т,расст…лает).   Дополнить этот список своими примерами (2-3 слова)        |     Анализируют, сопоставляют, делают выводы.    Распределяют слова на группы(их 3), аргументиру-ют свой выбор     (парная работа)   -Дети дополняют список слов своими примерами на данные орфограммы        |    Познавательные:    преобразование модели с целью выявления общих законов, установление причинно-следственных связей  Логические :  построение логической цепочки рассуждений   Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,     представление информации.        |  
  |   Формулировка темы и цели урока(цели исследования).   |    Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.               |    Учитель создаёт проблемную ситуацию (озвучивает проблему): -Со всеми ли заданиями вы смогли справиться, вы-полняя предыдущую работу? -Возникли ли затруднения и почему? -Может, мы чего-то не знаем?  -А какие именно окончания глагола? –Значит ,какая у нас с вами учебная задача? -Попробуйте сформулировать тему, цели урока. -Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания безударных личных окончаний глагола?   |     Дети отвечают, что затруднения возникли, т.к. мы не знаем, как пишутся окончания глагола(безу-дарные). Определение учебной задачи(нау-читься писать безударные личные окончания глагола) и формулировка темы , целей урока.    Дети отвечают, что мы можем ознакомиться с правилом в учебнике, а можем понаблюдать за глаголами и самостоятельно выявить определённые закономернос-ти в написании безударных личных окончаний глагола.   |    Регулятивные :   высказывать предположения на основе наблюдений.   Формулиро-вать тему, цель, задачи урока.       |  
  |   Открытие новых знаний. Наблюдение.   |    Открытие новых знаний учениками, формулировка орфограммы, систематизация, отработка навыков     |     Проблемная ситуация: учи-тель предлагает образовать от данных на доске глаголов формы 2 и 3 лица(несём, тянем).   Учитель задаёт вопросы: -Cкажите, от какого глагола мы легко образовали формы, а от какого при образовании форм мы испытывали трудности? По-чему? А теперь в нашей исследователь-ской работе самый важный блок – составление алгоритма написания безударного личного окончания глагола.(Поиск решения выхода из создавшейся ситуации).   |     Ученики выявляют позицию гласной,в окончании (ударная, безу-дарная) и приходят к выводу ,что во втором столбике в глаголах окончание безударное, т.е. это ошибкоопас-ное место).Состав-ляют алгоритм под наблюдением учителя и вспоминают таблицу спряжений и окончаний глагола. Фор-мулируют правило.        -Соотносят свои выводы с учебником.   |    Регулятивные:   Искать пути решения проблемы.  Осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.  
      Познаватель-ные :   Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. Анализиро-вать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономер-ности.  
      |  
  |   Усвоение новых знаний, их первичное закрепление       |    Развитие учебно-языковых и орфографических умений.   |    Учитель проводит первичное закрепление:-Итак, в каком случае мы обращаемся к инфинитиву? -А если окончание ударное? -Значит, прежде чем выбрать один из способов, что мы должны сделать? -Когда у глаголов окончание будет являться орфограммой? На доске показывается образец применения алгоритма(фор-мируется репродуктивное мышление).Предлагается исследовать языковой материал с применением алгоритма действий. Затем учитель задаёт вопрос: «Итак, чему же мы научились, выполняя это задание?».  Учитель предлагает карточки..    Распределить слова в 2 группы.                |     Учащиеся отвечают: -Если окончание безударное, оно нам неизвестно: ведь мы его не видим, а на слух определить точно не можем. –Ударное окончание пишем так, как слышим. –Прежде чем выбрать один из способов, мы должны поставить в глаголе ударение.-Окончание у глагола будет являться орфограммой, когда оно безударное. Далее проходит устная работа в парах(прого-варивание друг другу в парах).Затем после образца, показанного учителем, учащиеся по очереди выходят к доске и действуют по алгоритму(   учащиеся пишут на доске, объясняя написание орфограммы. Остальные работают в тетрадях).             |     Познаватель-ные:     Строить работу на основе алгоритма.   Осуществлять познаватель-ную рефлексию.   Анализиро-вать, сравнивать, группировать.        Коммуника-тивные:   Слушать и слышать других, быть готовым корректиро-вать свою точку зрения   Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.  
      |  
  |   Физкультминутка   |         |         |          |          |  
  |   Закрепление .   |    Выведение на уровень автоматизированного умственного действия.   |    Учитель предлагает работу в группах: выписать глаголы из предложений, определить безударные окончания глаголов, графически обозначить орфограмму (упражнение учебника). Учитель предлагает детям письмо ( из мультфильма), где допущены ошибки и на данную орфограмму, и на другие орфограммы по теме «Глагол».Ошиб-ки необходимо исправить. Если останется время,проводит-ся контрольно-диагностический тест(буквенный диктант –Е/И в окончаниях глаголов): учитель диктует.   |     Дети работают в группах, затем самопроверка по слайду и выставление оценок учащимися в оценочном листе(1 оценка).Следующий вид работы: работаем помощниками корректора «Письмо кота Матроскина дяде Фёдору» (исправляют ошибки, проверяют себя по слайду).Выставляются оценки в оценочный лист(2 оценка и итоговая оценка).Если останется время, учащиеся пишут контрольно-диагностичес-кий тест на листах, которые сдают на проверку учителем.   |     Коммуника-тивные: сотрудниче-ство с учителем, сверстниками.   Регулятивные: Искать пути решения проблемы.   Осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.   |  
  |   Подведение итогов.  Рефлексия.   |    Обобщить, сделать выводы,     |     Учитель задаёт впрос.   -Достигли ли мы цели урока. -Мы научились… -Мы повторили…   -Оцените свою деятельность и одноклассников.-Выставление оценок учителем учащимся за устную работу в течение всего урока.   |     Ученики обозначают цель, доказывая формулировкой правила. Оценивают свою работу.   |    Регулятивные :   Соотносить цели и результаты своей деятельности.  Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.       |  
  |   Домашнее задание.   |    Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.         |     Домашнее задание по выбору: 1)Выполнить упражнение № 657 . 2)Составить на изученное правило тест-лист для работы в парах(10 глаголов). 3)Написать мини-сочинение на тему «Весна пришла»,исполь-зуя глаголы настоящего времени(6-7 предложений).   |     Задают вопросы.     |     Коммуникатив-ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.    
      |