Формировать умение находить дополнения в предложениях и верно графически обозначать их.
 Развивать навыки использования дополнений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
 Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
 зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
        |   Этап урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность ученика   |    Время         |    Формируемые УУД   |  
  |   1.Организацион  ный момент       |    Приветствие учащихся    Я рада видеть каждого из вас,  И пусть весна прохладой в окна дышит,  Нам будет здесь уютно,  Ведь наш класс  Друг друга любит, чувствует и слышит.        Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесёт вам радость общения друг с другом.   |    Приветствие друг друга  Принцип психологической комфортности       |    1 мин   |    УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на  учёбу, создание ситуации успеха);  коммуникативные  умение работать в  коллективе   |  
  |    2.Мотивация к учебной  деятельности       |    1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование  презентации слайд 1) Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается  - Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?  -Чем будут для нас эти слова?   Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые.
          - Сейчас я вам прочитаю сказку, ваша задача - перевести её на научный язык. У вас это точно получится!   Сказка о Подлежащем и Сказуемом   (по В.Бурмако)   В стране Предложение жили Король и Королева . Они жить не могли друг без друга. Правда, занятия у них были разные. Король Подлежащее отвечал на вопросы: кто? что?, а Королева Сказуемое была болтушкой и отвечала сразу на 4 вопроса: что делает? каков? (какой?) кто таков? Что такое? И одевались они по-разному. Король Подлежащее любил костюмы из существительного и местоимения в именительном падеже, а Королева Сказуемое чаще бывала в платье из глагола, иногда в мантии из имени существительного в именительном падеже и прилагательного.   - Вы догадались, о чем идет речь? (Учащиеся дают определение подлежащему и сказуемому)      Проведите взаимопроверку домашнего упражнения , выставьте оценки в оценочные листы у вас на парте. Сдайте тетради, запишите число и классную работу, оставьте место для темы.           |    Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют  грамматическую  основу  С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2)             Учащиеся дают характеристику предложения                          Показывают знания предыдущей темы                                   |    2мин                                      3мин   |    -личностные: мотивация к учебной  деятельности,  - регулятивные: планирование своих  действий в диалоге с учителем  -познавательные (осознают познавательную  задачу)  коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные  мысли, высказывают свою точку зрения       |  
  |   3.Актуализация знаний   |          Запишите предложение.   Художник рисует весну красками.   - Разберите его по членам предложения, дайте характеристику. - Почему вы испытываете затруднения? (С какой трудностью вы столкнулись?)  - Какую учебную проблему будем решать на уроке? ( Какие еще есть второстепенные члены предложения, как они называются?)      Послушайте продолжение сказки .  Однажды к королю и королеве пришли 6 братьев, они стали жаловаться на старшего брата, который считал,что он самый главный,потому что дружит с королём. Он заставлял своих братьев трудиться день и ночь в поте лица, а сам ,как он говорил,занимался государственными делами. Король с королевой ничего не могли ответить , и так их утомила эта ссора родных людей, что они отправили братьев к мудрым пятиклассникам, чтобы они рассудили их.  -Догадайтесь, что это за братья, как называются 5 братьев без старшего и для чего на сегодняшнем уроке они нам будут очень нужны.(слайд 4)  О каком члене предложения мы будем говорить на уроке?               |    Рассуждения и ответы учащихся                                                                      Отвечают, что это косвенные падежи,они нужны при работе над темой «Дополнение».       |    5 мин.   |    - личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  - регулятивные: самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование,  прогнозирование;  - познавательные: осуществляют для  решения учебной за дачи операции анализа, синтеза;  - коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей       |  
  |   4. Целеполагание   |    -Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?       |    Узнать ,что такое дополнение, на какие вопросы оно отвечает, чем бывает выражено,как подчёркивается.  Научиться находить дополнения в предложении.       |    2 мин.   |         |  
  |   Работа по теме урока                                                                                                                   |    Сейчас откройте задачник на станице 59, прочитайте сведения о дополнении, заполните таблицу, которая есть у вас на партах.( слайд 5,6)                |       |    ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ     |     |   ДОПОЛНЕНИЕ     |    ОПРЕДЕЛЕНИЕ     |    ОБСТОЯТЕЛЬСТВО     |     |   1. От какого слова зависит?   |    От глагола   |         |        |     |   2. Что обозначает?   |    Предмет, с которым связано действие или признак   |         |        |     |   3. На какие вопросы отвечает?   |    На вопросы косвенных падежей   |         |        |     |   4. Какой частью речи выражен?   |    Чаще существительным или местоимением   |         |        |           Работая в паре составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении.   а)найду в предложении слово, обозначающее действие предмета, то есть глаголсказуемое;   б) поставлю от него вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чём? и др.;   в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет;  г) если есть, это дополнение (слайд 7)   |        Работа с учебником – чтение определения          Заполнение таблицы, сравнение с учебником                                                      Составляют алгоритм, работают в паре   |    5 мин.   |    Р. Вычитывать разные виды информации; анализировать, сравнивать, обобщать.   |  
  |       Первичное закрепление   |    А теперь поработаем с текстом ( слайд 8)      Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!  Кому принадлежат эти строки? (Алексею Плещееву)  -Найдите и подчеркните дополнения, определите, чем они выражены? Произведите самопроверку .(слайд 9) Поставьте за это задание оценку в оценочный лист.   |    Работают по заданию, проводят самопроверку   |    5 мин.   |    - личностные: осознание необходимости продолжать урок;  - коммуникативные: выполнение  упражнений вместе,       |  
  |   4. Физкультминутка   |     Мы словно деревья в чаще лесной,   Ветвями качаем под ветром зимой.   Весною мы выше и выше растем,   И тянемся к солнышку ночью и днем.   А осенью листья стряхнем постепенно.   И кружит, и кружит их ветер осенний.       |         |    2 мин   |         |  
  |   7. Самостоятельная  работа с проверкой по эталону   |    Следующее задание- восстановить текст, подчеркнуть вставленные слова как члены предложения, выделить основы, тексты у вас на партах.(слайд 10)          Черемуха душ..стая С … расцвела И … золотистые, Что кудри, зав..ла. Кругом р..са м..двяная Сп..лзает по … , Под нею зелень пряная Сияет в … .            - Произведите взаимопроверку.( слайд 11)   |    Выполняют задания предложенного материала.                                  Словесное рисование картины по прослушанной музыке.           |    8 мин   |    - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную  информацию  - регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи;  -познавательные: способность понять  информацию;  - коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения   |  
  |   Включение в систему знаний   |    -У Алексея Толстого есть такие замечательные строки о цветах , которые вот- вот появятся в лесах : (слайд 12)  Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли.
  Юный лес, в зелёный дым одетый, Тёплых гроз нетерпеливо ждёт; Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит и поёт (слайд 13)      Вы видите фотографию весенней природы нашей Оренбургской области, придумайте сами задание к ней по нашей теме.   |    Слушают чтение учителя                                              Придумывают задание и выполняют его   |    5 мин   |    - личностные: критическая оценка своих знаний;  - коммуникативные: умение слушать друг друга       |  
  |   Итог урока. Рефлексия   |    ( слайд 16,17)Выполните небольшой тест, проверьте себя и поставьте оценки. А теперь посчитайте общее количество баллов за все задания и поставьте себе оценку за урок. ( слайд 18)  Продолжи фразы:   Сегодня я узнал….  Было интересно...  Было трудно… и так далее   |    Выполняют рефлексию своей работы на уроке, подводят итог   |    5 мин.   |    коммуникативные (оценка своей  работы),  - личностные: приобретение мотивации к учебному процессу,  - познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё,  - коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга,  умение посмотреть на ситуацию с иной  позиции   |  
  |   Домашнее задание   |    ( Слайд 19)Стр.59, упр.126 или составить текст на тему «Весна», подчернуть основы и дополнения.   |    Записывают в дневники   |    2 мин.   |         |