kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема «Синтаксис. Словосочетание. Пунктуация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения, умение использовать теоретические знания по синтаксису для целей грамотного письма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема «Синтаксис. Словосочетание. Пунктуация»»

Тема: «Синтаксис. Словосочетание. Пунктуация»

Цель урока: закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения, умение использовать теоретические знания по синтаксису для целей грамотного письма.

Ход урока

I. Анализ изложений

II. Повторение темы «Словосочетание»

1. Вопросы по теории. — Что изучает синтаксис? — Что называется словосочетанием? Какие виды словосочетаний вам известны? — Приведите примеры согласования, управления, примыкания. (Согласование: третье тысячелетие, собачья будка, своё мнение, отрешенное лицо; управление: миновать препятствие, уверять в почтении, надеяться на лучшее, выход из тупика; примыкание: говорить наобум, пришел проститься, говорить заикаясь.) — Какие грамматические значения могут иметь словосочетания? — определительное — южный ветер, тетрадь в линейку (разлинованная тетрадь), свой парень — т. е. отвечает на вопросы какой? чей?; — обстоятельственное — летать над морем, летать высоко, очень высокий, сияющий от радости (главное слово обозначает действие или признак, зависимое — признак этого действия или признака, отвечает на вопросы как? в какой степени? где? куда? когда? как долго? почему? и другие вопросы обстоятельств); — дополнительное — чистить ботинки, воспринимать услышанное, направленный к цели (главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, на который направлено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей); — Что такое синонимичные словосочетания? Приведите примеры. (Словосочетания, разные по строению, но сходные по грамматическому и лексическому значению: юноша высокого роста — высокорослый юноша, варенье из вишни — вишневое варенье.)

2. Практические задания. 1) Словарный диктант с грамматическим заданием: Возлагать надежды, молча соглашаться, масляная краска, произвести расчеты, рассчитать точь-в-точь, прийти на помощь, сжигать мосты, претворять в жизнь, сыграть вничью, 112 трудиться бок о бок, устилая землю, упрекать в невежестве, действовать бескомпромиссно, беспринципное поведение, чуть-чуть лучше, глаза в пол-лица, избирательная кампания, обессилеть от усталости, выжженная трава, масленые блины. Задания: определить способы связи в словосочетаниях; объяснить правописание слов.

2) Выберите из данных примеров словосочетания и ответьте на вопросы (примеры написаны на доске; в сильных классах можно выполнять задание на слух): Последний звонок, после работы, решать задачу, выполнять одновременно, уникальный прибор, сканирование текста, что случилось, довольно общо, экзамены на носу, думать молча, фай создан. — Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры? После работы (это существительное с предлогом), что случилось, экзамены на носу, файа создан (это предложения). — Назовите способы связи в остальных примерах (последний звонок, уникальный прибор — согласование; решать задачу, сканирование текста — управление; выполнять одновременно, довольно общо, думать молча — примыкание).

3) В чем особенность следующих словосочетаний: хочу отдохнуть, надо отметить, можно сказать? Составьте предложения с этими словосочетаниями и выделите грамматическую основу. (Подобные словосочетания называются неделимыми, они являются одним членом предложения. Например: а) В каникулы я хочу отдохнуть на даче. б) Наиболее трудные слова надо отметить в тетради. в) Другу можно сказать все.)

III. Повторение темы «Простое предложение»

1. Вопросы по теории. — Чем предложение отличается от словосочетания? (Предложение — основная синтаксическая единица. Предложение имеет грамматическую основу, оно служит для сообщения, вопроса, побуждения, а словосочетание состоит из главного и зависимого слова и служит для более точного названия предметов, действий и их признаков. Предложение, в отличие от словосочетания, характеризуется смысловой и интонационной законченностью, может быть восклицательным.) — Чем в предложении может быть выражено подлежащее? — В каких случаях сказуемое не согласуется с подлежащим? Приведите примеры. (Сказуемое не согласуется с подлежащим, если в роли сказуемого выступают отглагольные слова, глагольно-междометные формы внезапного или мгновенного действия. Это встречается преимущественно в разговорной речи. Примеры: Татьяна ах! А он реветь.— А. С. Пушкин. А щука выскользнула из рук и бултых в воду! Вдруг в окно кто-то стук-стук.) — Чем в предложении может быть выражено сказуемое? — Назовите основные виды сказуемых. — Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым? — В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится? (Если сказуемое присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, что, точно: Девичьи слезы что вода. Один брат словно отражение другого. Если подлежащее выражено личным местоимением: Ты мне друг? Вы автор песни? Если при сказуемом есть отрицательная частица не: Гусь свинье не товарищ. Бедность не парок. Если на подлежащее падает логическое ударение, тире может ставиться и в этих случаях.) — Что такое неполные предложения? В каких случаях они употребляются? Приведите примеры. (В диалоге: — «Я не держу тебя; но где ты свои проводишь вечера? — «У Лариных». (А. С. Пушкин.) — Как проехать к вокзалу? — Две остановки на троллейбусе. — Вам чай или кофе? — Чаю, пожалуйста. Во второй части сложных предложений: Я был озлоблен, он угрюм. (А. С. Пушкин.) Бабушка любит черный чай, а я — зеленый. В данном случае тире обозначает паузу на месте пропущенного сказуемого.) 113

2. Практические задания.

1) Определите, какие сказуемые являются составными: а) Над рекой начинал подниматься туман; б) Он еще будет учить меня!; в) Дай слово молчать!; г) Мы одержали победу в трудной борьбе; д) Он вдруг перестал смеяться; е) Ты готов нам помочь?; ж) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан; з) Не задирай нос!; и) Он задрал голову кверху; к) Я рад вас слышать; л) Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден. А. С. Пушкин; м) Отблеск луны на реке казался дрожащим светлым мостиком. (— Составные глагольные сказуемые: а), д), е), ж) главное предложение, к); — составные именные сказуемые: л), м); — простые глагольные сказуемые: б) выражено формой составного будущего времени, в), г) — неделимыми словосочетаниями, ж) глаголом в придаточном предложении; з) — фразеологическим словосочетанием, и) простым глагольным сказуемым. 2) Найдите сказуемое, определите его вид, объясните постановку знаков препинания: Механический соловей был как живой. (Составное именное сказуемое включает сравнительный оборот, запятая перед союзом не ставится.)

3) Найдите неполные предложения: а) Первый теплый денек. б) Стемнело. в) Слышу знакомую мелодию. г) Почту обычно доставляют по утрам. д) Мне с сахаром. (Предложения а), б), в), г) — полные, односоставные: а) — назывное, б) — безличное, в) — определенно-личное, г) неопределенно-личное. Предложение д) — неполное.)

IV. Проверка домашнего задания Упражнение 268: определим типы односоставных предложений; повторим постановку знаков препинания при прямой речи и при обращении.

V. Домашнее задание

1. Упражнение 270 — устно, 271 — письменно.

2. Подготовить сообщение об обособлении второстепенных членов предложения, используя текст упражнения 275.

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об одном из выдающихся русских лингвистов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема «Синтаксис. Словосочетание. Пунктуация»

Автор: Гаджиханова Анисат Джабраиловна

Дата: 06.12.2019

Номер свидетельства: 530625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока русского языка  по теме " Синтаксис и пунктуация" в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "246243"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446315872"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Итоговый урок по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(49) "itoghovyi-urok-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "111211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407230837"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект  урока  по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "101530"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402420950"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Новогоднее путешествие». Урок закрепление по теме «Синтаксис и пунктуация "
    ["seo_title"] => string(84) "novoghodnieie-putieshiestviie-urok-zakrieplieniie-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "119909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413551275"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "189828"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427036663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства