Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не сдается перед проблемами, а стремиться их разрешить. В материале представлены приёмы использования технологии проблемного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы»
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не сдается перед проблемами, а стремиться их разрешить.
Технология проблемного обучения вызвала к жизни такой тип урока, как урок-коммуникация, цель которого – в первую очередь – создать речевую ситуацию, которая естественным образом рождает мысль и требует её реализации в речи.
В процессе анализа текста ученики выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста, восстанавливают замысел автора, создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.
Здесь мы решаем ещё одну задачу: анализ образцовых текстов, обсуждение языковых средств делают понятной для ученика причину изучения грамматики, фонетики, морфемики и других разделов программы. Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, мы начинаем и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты.
Своими уроками стремлюсь разбудить творчество, являющееся самым мощным импульсом в развитии ребёнка. Меня радуют живые работы моих учеников, где есть желание осмыслить мир по-своему.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Это семья, класс, школа, взрослые, товарищи, с которыми общается ребёнок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.
Стараюсь создавать на уроке благоприятный эмоциональный фон. Это вселяет в ребёнка уверенность, что к нему хорошо относятся. Поощряю любое проявление инициативы, желание высказаться. Для этого использую методы и приемы в рамках групповой работы:
• самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися, например задание типа «Пазл» (головоломка));
• групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке);
• ролевые и деловые игры (« Я - корректор» по теме «Местоимение») с использованием карточек. К изготовлению карточек я обязательно привлекаю учеников, потому что работа по подготовке к игре не менее полезна, чем сама игра, так как она требует от ребят эрудиции, умение выбирать нужное, самостоятельности.
• любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества». («Энциклопедия одного слова»: лексическое значение слова, слово и его родственники и т.д.)
При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью проблемного обучения. Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения
Как организовать такой учебный процесс?
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию; б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему; в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Познавательный интерес учащихся формируется и на уроках – практикумах:
1 этап. Репродуктивная деятельность: усвоенные знания применяются в аналогичных условиях. Цель: подготовить учащихся к выполнению более сложных заданий. (Разные виды разбора, составление схем, расстановка знаков препинания в тексте)
2 этап. Выбор языковых средств по образцу с изменением языкового материала. Цель: закрепить достигнутое, формировать умение применять знания в различных ситуациях. (Работа по образцу, но условия её выполнения сложнее, т.к. требуется изменение текста, а, значит, усложняется и логическая работа. На данном этапе предлагаю такие задания, как переконструирование предложений, замену одних синтаксических конструкций другими, изменение форм при списывании, вставка букв и т.д.) Например, из двух простых предложений нужно составить сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложение.
3 этап. Частично-поисковая деятельность. Цель: обучение творческому использованию языковых средств для создания текстов. Например, составить словосочетания по определённым схемам на тему «Школа».
Именно такая структура объясняется тем, что обеспечивается поступательное движение от выполнения простых заданий по образцу к поисковой деятельности.
Результат уроков – практикумов является развитие познавательных качеств личности.
Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках привлекаем материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.). Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт природа в стихотворениях поэтов XX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.
Занимательным может быть не весь урок, а какая-то его часть. Например, опрос можно провести в форме игры «Интеллектуальный футбол». Работа в группах. Роли как в игре в футбол. Задаётся вопрос: сначала отвечают более слабые уч-ся, последним отвечает самый сильный – вратарь. Нет ответа – гол! Работа в группах заставляет ребят ответственнее готовиться к урокам, чтобы не подвести всех.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}