kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

ЦЕЛЬ УРОКА:

дать понятие о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

продолжить формировать навык транскрибирования;

Повторить предложение с прямой речью и знаками препинания при ней;

Продолжить формировать навык разграничения прямой речи и слов автора.

ЗНАТЬ: буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 1 или 2 звука.УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Ход урока(4 слайд) -сегодня на уроке мы возьмем словарное слово ЯИЧНИЦА.

–Обратите внимания, что произносится оно по другому « яишница»! - Лексическое значение этого слова? ( Приготовленное из яиц блюдо.) - Составляем словосочетания. –Возьмем одно из предложенных – вкусная яичница! (5 слайд)-Разберем словосочетание (главное и зависимое слово).

-Что такое словосочетание? ( Два слова, связанные по смыслу и грамматически) - В этих словах спрятались орфограммы. Какие? ( Непроизносимая согласная в корне слова. ЧК, ЧН, без Ь знака)   

-Следующее задание:записать  предложения и разобрать под цифрой 4.

– Как называется этот разбор? ( Синтаксический) сущ. гл. прил. сущ.Мама приготовила вкусную яичницу. ( Повест., невоскл., прост., распр.)(6 слайд)- А теперь, что бы забыть главные и второстепенные члены предложения,внимание на слайд, который называется « Второстепенные члены предложения», он содержит подсказку.

– На какие вопросы отвечает обстоятельство?

 - Чем является в предложении дополнение?

- Как подчеркивается определение?

- Спасибо, садитесь!(7 слайд) - Обратите внимание на схемы. «П,» - а. А: «П»

- Что изображено на слайде? ( Прямая речь) - Из чего состоит прямая речь?  ( Из слов автора и прямой речи)  -Задание : я диктую предложения, вы записываете и расставляете знаки препинания при прямой речи, обращая внимания на схемы « Спасибо, мама, за вкусный завтрак,» -сказал сын.Мама ответила: « Пожалуйста.» (8 слайд)

- А теперь проверьте, правильно ли вы расставили знаки. –Почему слово «мама» выделено запятыми? ( Это обращение)(9 слайд)-А теперь второе предположение.–Что стоит вначале- прямая речь или слова автора? ( Слова автора) -Следующее государство необъятного материка Русский язык, которое называется :"Фонетика", мы с вами изучаем сейчас.

-Что же такое фонетика? ( Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.)

(11 слайд)

-А теперь ответьте на вопросы на следующем слайде.

(12 слайд)

-Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)

-Сколько всего гласных букв?(10)

-Сколько всего гласных звуков? (6)Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида.Их тоже 6.

-Почему так происходит? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

Объяснение нового материала

-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.

Мера[м`эра]

Полёт[пал`от]

Клюв [кл`уф]

Сяду [с`аду]

(13 слайд)

-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)

-Сколько звуков они обозначают?(1)

-После каких согласных они стоят? (После мягких)

-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.

-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )

`А `У `О `Э

-Почему?

-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?

(обозначают 1 звук, когда стоят после мягкой согласной)

(14 слайд)

-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.

-Работаем со следующим столбиком. К доске :::

(15 слайд)

Ем [й`эм]

Ёлка [й`олка ]

Юг [й`ук ]

Ясный [й`асный` ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)

-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)

-Подходит оно под наше правило (Да)

-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова, то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

Боец [бай`эц ]

Приём [пр`ий`ом ]

Каюта [ кай`ута ]

Стоят [стай`ат ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )

-Сколько звуков обозначают? (2)

-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной, то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

отъезд [атй`эст ]

съёмка [сй`омка ]

вьюга [в `й`уга ]

обезьяна [аб`из`й`ана ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или ь знаков)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака, то они обозначают 2 звука.

-Ещё раз обратите внимание на слайд : сколько букв там отображается -4, а сколько звуков они дают- 2.

-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)

-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции?( Не хватает запятой после Й)

-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)

-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

(16 слайд)

-Вы уже, наверное, догадались, как можно сформулировать тему урока?

(17 слайд)

Записали тему урока: "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

-Это будет нашим заголовком к таблице, которую мы заполним.

-Откроем учебник на странице127 и прочитаем правило, затем запишем условие обозначения 1 или 2 звуков.

-таблица состоит из 2 столбиков.

(18 слайд)тся: … « Фонетика», мы с вами изучаем сейчас. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"»

Тема: « Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях; продолжить формировать навык транскрибирования;

Повторить предложение с прямой речью и знаками препинания при ней;

Продолжить формировать навык разграничения прямой речи и слов автора. ЗНАТЬ: буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 1 или 2 звука. УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Ход урока(4 слайд) -сегодня на уроке мы возьмем словарное слово ЯИЧНИЦА. –Обратите внимания, что произносится оно по другому « яишница»! - Лексическое значение этого слова? ( Приготовленное из яиц блюдо.) - Составляем словосочетания. –Возьмем одно из предложенных – вкусная яичница! (5 слайд) -Разберем словосочетание (главное и зависимое слово).

-Что такое словосочетание? ( Два слова, связанные по смыслу и грамматически) - В этих словах спрятались орфограммы. Какие? ( Непроизносимая согласная в корне слова. ЧК, ЧН, без Ь знака)

-Следующее задание:записать предложения и разобрать под цифрой 4. – Как называется этот разбор? ( Синтаксический) сущ. гл. прил. сущ. Мама приготовила вкусную яичницу. ( Повест., невоскл., прост., распр.) (6 слайд) - А теперь, что бы забыть главные и второстепенные члены предложения, внимание на слайд, который называется « Второстепенные члены предложения», он содержит подсказку. – На какие вопросы отвечает обстоятельство? - Чем является в предложении дополнение? - Как подчеркивается определение? - Спасибо, садитесь! (7 слайд) - Обратите внимание на схемы. «П,» - а. А: «П»

- Что изображено на слайде? ( Прямая речь) - Из чего состоит прямая речь? ( Из слов автора и прямой речи) -Задание : я диктую предложения, вы записываете и расставляете знаки препинания при прямой речи, обращая внимания на схемы « Спасибо, мама, за вкусный завтрак,» -сказал сын. Мама ответила: « Пожалуйста.» (8 слайд) - А теперь проверьте, правильно ли вы расставили знаки. –Почему слово «мама» выделено запятыми? ( Это обращение) (9 слайд) -А теперь второе предположение. –Что стоит вначале- прямая речь или слова автора? ( Слова автора) -Следующее государство необъятного материка Русский язык, которое называется :.."Фонетика", мы с вами изучаем сейчас.

-Что же такое фонетика? ( Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.)

(11 слайд)

-А теперь ответьте на вопросы на следующем слайде.

(12 слайд)

-Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)

-Сколько всего гласных букв?(10)

-Сколько всего гласных звуков? (6)Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида .Их тоже 6.

-Почему так происходит? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

Объяснение нового материала

-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.

Мера[м`эра]

Полёт[пал`от]

Клюв [кл`уф]

Сяду [с`аду]

(13 слайд)

-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)

-Сколько звуков они обозначают?(1)

-После каких согласных они стоят? (После мягких)

-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.

-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )

`А `У `О `Э

-Почему?

-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?

(обозначают 1 звук , когда стоят после мягкой согласной)

(14 слайд)

-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.

-Работаем со следующим столбиком. К доске :::

(15 слайд)

Ем [й`эм]

Ёлка [й`олка ]

Юг [й`ук ]

Ясный [й`асный` ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)

-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)

-Подходит оно под наше правило (Да)

-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

Боец [бай`эц ]

Приём [пр`ий`ом ]

Каюта [ кай`ута ]

Стоят [стай`ат ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )

-Сколько звуков обозначают? (2)

-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

отъезд [атй`эст ]

съёмка [сй`омка ]

вьюга [в `й`уга ]

обезьяна [аб`из`й`ана ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или ь знаков)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.

-Ещё раз обратите внимание на слайд : сколько букв там отображается -4, а сколько звуков они дают- 2.

-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)

-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции?( Не хватает запятой после Й)

-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)

-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

(16 слайд)

-Вы уже, наверное, догадались, как можно сформулировать тему урока?

(17 слайд)

Записали тему урока: "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

-Это будет нашим заголовком к таблице, которую мы заполним.

-Откроем учебник на странице127 и прочитаем правило, затем запишем условие обозначения 1 или 2 звуков.

-таблица состоит из 2 столбиков.

(18 слайд)тся: … « Фонетика», мы с вами изучаем сейчас.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока по русскому языку "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Автор: Адырова Акслу Кудайбергеновна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок русского языка в 5 классе по теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (разработка с презентацией)"
    ["seo_title"] => string(86) "urokrusskoghoiazykav5klassiepotiemiedvoinaiarolbukvieioiuiarazrabotkaspriezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "280524"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453387456"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Разработка урока по русскому языку 5 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "razrabotkaurokaporusskomuiazyku5klass"
    ["file_id"] => string(6) "278970"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453174671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства