|   Этапы урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |         |  
  |        |  
  |   Организационный этап.  Цель: формирование положительного настроя на плодотворную работу.  1 мин   |    Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к работе.   |    Приветствуют учителя.   |         |  
  |   Языковая  разминка  (комплексное повторение,  развитие умений) с элементами актуализации изученного материала.  5 мин.   |    - Начинаем урок с  орфографической разминки.   - Обратите внимание на слова, записанные на доске:  мыш…, много туч…, меч…, молодёж…, рож…, , нож…, тиш..., постройка дач…   - Придумайте форму проведения языковой разминки.                              -Есть ещё предложения?  - Что выберем?  - Все принимают данное предложение?   -Начнём работу по языковой разминке.                                                  - Прервалась наша цепочка?   - Слова с какой орфограммой встретились вам во время игры?  - Мы знаем правописание мягкого знака в конце существительных, умеем им пользоваться, поэтому успешно справились с предложенным заданием.  - А сейчас поработаем с карточками.  Учитель раздаёт карточки со словами:  кон…ки, под…езд, об…единить, в…юга.  - В чём видите сходство с предыдущим заданием?              -А в чём отличие?          -Какие буквы надо вставить в данные слова?      - Как называется мягкий знак в середине слова?      - А в слове подъезд?      - В каких случаях надо вставлять Ъ или Ь?   |           Учащиеся читают слова, придумывают форму речевой разминки:  - Списать слова, вставить пропущенные буквы и устно объяснить свой выбор.  -Провести игру «ЦЕПОЧКА»: поочереди называть слова и объяснить выбор буквы.  -Провести игру «РУЧЕЁК»: работать по сменным парам, объясняя друг другу выбор букв в словах.  - Нет.      - Игру «Цепочка».  - Все.  Учащиеся по очереди анализируют слова, объясняют выбор буквы.   Например,   - мышь – существительное женского рода, 3 лица, вставим мягкий знак;  - много туч – существительное, женского рода, 3 лица, множественное число, поэтому мягкий знак на конце не ставим;   - меч – существительное мужского рода, 3 лица, ед.ч., мягкий знак на конце не ставим и т.д.          - Нет.  Правописание мягкого знака на конце существительного.          Учащиеся получают карточки со словами: кон…ки, под…езд, об…единить, в…юга.      - Мы видим, что необходимо вставить пропущенные буквы в словах: кон…ки, под…езд, об…единить, в…юга.      - Отличие в том, что в этих словах пропуск букв не в конце слова, а в начале и середине.   - Например, в слове коньки надо вставить мягкий знак.  -В слове коньки надо вставить разделительный мягкий знак.  - В слове подъезд – разделительный твёрдый знак.  - Для этого нужно знать правила.   |         |  
  |   Постановка  учебной проблемы. Подводящий к теме диалог (система  вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока).  3 мин   |    - Как вы думаете, какая тема данного урока?          - Есть ещё другие формулировки?  - Запишем тему урока в тетради: правописание слов с разделительным ъ и ь.  Учитель фиксирует тему урока на доске.   |    - Правила написания слов с разделительным мягким и разделительным твёрдым знаком.       - Нет.      Запись темы урока в тетрадь.       |         |  
  |   Формулирование проблемы,  планирование  деятельности  2 мин   |    - Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке?   ( На доске слова – помощники: различать, сравнивать, распознавать, определять)  Записывает на доске учебную задачу.          - Какими способами будем решать учебную задачу?              - Что выберем?      - Как будем работать?      - Что выберем?   - Все согласны?  - Договорились, будем работать в паре.   |    - Определить, какое место в слове занимают Ъ и Ь: после каких букв, перед какими буквами, в какой морфеме;   - сформулировать правило.      - Самостоятельная работа с упражнениями учебника.  - Работа с учителем.  - Работа в группах по заданию учителя.  - Самостоятельную работу с упражнением по изучению места в слове Ъ и Ь.  - Можно индивидуально, парами, группами.      - Лучше всего работать в паре.  - Да.   |         |  
  |   Поиск решения (открытие нового  знания), формулирование  правила (определения).  5 мин   |     Предлагает упр. 83 , с.36 уч. «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М.Разумовской.  - Какое место в слове занимают Ъ и Ь? После каких букв, перед какими буквами, в какой морфеме? Сформулируйте правило.  - Расскажите правило, которое сформулировали вы.  - Сверьте свой результат с определением учебника.          Составьте схематичную запись правила.   |    Открывают учебник с.36 упр.83.  Анализируют слова упражнения 83, определяют место Ъ и Ь, формулируют правило.  Каждая пара рассказывает правило.  По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника, с.36).  Составляют схему и представляют её.   |         |  
  |   Первичное применение нового знания  7 мин   |    Индивидуальная работа    а) Буквенный диктант.  Учитель объясняет, что в буквенном диктанте ответ учащихся – это набор букв - Ъ или Ь, которые нужно вставить в данное слово и зачитывает слова.  Объявил, полозья, съезд.  Объяснил, объедки, съест.  Обезьяна, льёт, подъезд.  Вьюга, вьюн, семья, разъезд.  Ответ: Ъ,Ь,Ъ,Ъ,Ъ,Ъ,Ь,Ь,Ъ,Ь,Ь,Ь,Ъ.   - Сверьте с ответами на доске. У кого совпали ответы?  У кого не совпали?              - Результат выполнения буквенного диктанта получился хороший.  Перейдём к выполнению другого задания.  б) Работа по карточкам: образуйте новое слово.   Подели, Уля, обедать, сел, полёт, Сёмка, Коля.                  - Время прошло достаточно для выполнения данной работы, давайте проверим.       - Выполнили все правильно.   |            Учащиеся записывают через запятую Ъ или Ь, которые нужно вставить в данное слово.                           Учащиеся объясняют полученные результаты:  - у меня всё правильно;  - у меня ошибка в слове полозья, я поставил Ъ, а надо Ь.       Каждый учащийся получает карточку, образует новое слово, вставляя Ъ или Ь, записывает в тетради.   Подели – (подъели), Уля – (улья), обедать – (объедать), сел – (съел), полёт – (польёт), Сёмка – (съёмка), Коля – ( колья).  По окончании работы объясняют как действовали.       |         |  
  |   Систематизация знаний  12 мин   |    Самостоятельная работа с упражнениями учебника  - Для самостоятельной работы предлагаю выполнить 2 задания:   - первое задание по карточке  - второе задание - упр.90 с.37   - Какие критерии выберем для оценивания самостоятельной работы?          - Принимаем такие критерии?  - Как будем оценивать?          Принимаете ли вы следующий порядок самооценивания:    «5» - 23-24 балла –если нет помарок  «4» - 20- 22 баллов   «3» - 12- 19 баллов?    Работа по карточкам: образуйте новое слово.     Подели, Уля, обедать, сел, полёт, Сёмка, Коля.  Проверка по ключу:  Подели – (подъели), Уля – (улья), обедать – (объедать), сел – (съел), полёт – (польёт), Сёмка – (съёмка), Коля – (колья).      Критерии оценивания:  Каждое правильно образованное слово – 1 балл, макс. балл – 14.           упр. 90 (2) с.37.    Проверка по ключу:  Загадочна и необъяснима красота русской природы. На редкость живописны окрестности Москвы. Бескрайние дали быстрые, вьющиеся по долинам речки, приветливые светлые леса.  Критерии оценивания:  - правильность – 3 балла  - обосновано употребление Ъ и Ь с помощью выделения корня или приставки и корня – 2 балла  - правильно написаны слова с пропущенными буквами и скобками- 5 баллов.   |                    - Правильность выполнения задания.  - Аккуратность выполнения задания.      - Принимаем.  - Как всегда, по баллам.  - если всё правильно      - Принимаем.      1.Работа по карточке   Каждый учащийся получает карточку, образует новое слово, вставляя Ъ или Ь, записывает в тетради.   Подели – (подъели), Уля – (улья), обедать – (объедать), сел – (съел), полёт – (польёт), Сёмка – (съёмка), Коля – ( колья).  Самооценка по ключу, выставление баллов по критериям.   Выполнение упр.90 с.37     Самооценка по ключу, выставление   баллов по критериям.  Загадочна и необъяснима красота русской природы. На редкость живописны окрестности Москвы. Бескрайние дали быстрые, вьющиеся по долинам речки, приветливые светлые леса.                      |         |  
  |   Итог урока Рефлексия.  2 мин   |    - Какую учебную задачу ставили на урок?          -Решили её.                  - Оцените свои умения в листах  самооценки.   - Я проверю  результаты вашего самооценивания.              |     -Определить, какое место в слове занимают Ъ и Ь: после каких букв, перед какими буквами, в какой морфеме.   - Да.  - Мы сформулировали правило, которое позволяет без ошибок писать в словах Ъ или Ь.      Самоанализ, самооценка.   |         |  
  |   Домашнее задание.  2 мин   |    - Выполните задание, которое позволит продемонстрировать ваши умения по изученной теме с. 37, упр. 91.  - Прочитайте самостоятельно домашнее задание  - Что нужно сделать? Как вы будете выполнять?      Желаю вам успешной работы.   |    Записывают домашнее задание в дневник.  Читают и объясняют задание.   |         |