|       Учитель: - Ребята, давайте вспомним, как называется раздел русского языка, объясняющий правильное написание слов.  Учащиеся: - Орфография.  Учитель: - Иностранцы считают русский язык очень сложным для написания, в нём большое количество правил. Вот такое предложение попросили написать иностранца.      В парк… на б…рёз… по…вились л…сточки.       Он неплохо говорит по-русски, но в таком коротком предложении при написании каждого слова у него возникли сомнения. Мы с вами изучаем родной язык четвёртый год и знаем уже много правил. Хотите проверить свою грамотность и помочь иностранцу правильно написать предложение?   Учащиеся: - Да.  Учитель: - Тогда спишите с доски это предложение и вставьте пропущенные буквы. Если, вдруг, и у вас возникает сомнение, то можно написать карандашом или оставить «окошечко». Затем обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поочерёдно объясните написание пропущенных орфограмм так, как вы бы постарались объяснить их иностранцу.      Учащиеся записывают предложение, затем, обменявшись тетрадями пробуют доказать пропущенные написания.  Учитель: - Поднимите руки те пары, в которых не возникло затруднений в написании орфограммы в корне слова.  - Почему у вас не возникло затруднений?  Учащиеся: - Знаем способ проверки: проверяемый гласный в корне проверяем, подобрав родственное слово или изменив форму слова, где гласный звук находится в сильной позиции, то есть под ударением. Непроверяемый гласный запоминаем или обращаемся к словарю.  Учитель: - Поднимите руки те пары, в которых возникли сомнения или затруднения и вы не смогли бы объяснить все написания человеку, изучающему русский язык.  - Почему у многих возникли затруднения?   Учащиеся: - Не знаем способа проверки безударных гласных в окончании имён существительных.  Учитель: - Сможем сейчас объяснить человеку, изучающему русский язык все написания?   Учащиеся: - Нет.  Учитель: - А хотели бы оказать ему помощь?  Учащиеся: - Да.      Учитель: - А что для этого нужно сделать?  Учащиеся: - Научиться проверять безударные гласные в окончаниях существительных.  Учитель: - Какая тогда задача будет стоять перед нами на уроке?  Учащиеся: - Познакомиться со способом проверки безударных падежных окончаний существительных.  Учитель: - Правильно. Будем работать над существительными, стоящими в единственном числе.  - Вспомним наблюдения, которые мы проводили над написанием окончаний имён существительных на прошлом уроке, кто забыл или затрудняется, можно обратиться к выводу в учебнике на стр.59 (Русский язык 4 класс, 2 часть Л.И.Тикунова, А.Г.Дигина).  Учащиеся: - Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одних и тех же падежах. (Учащиеся наблюдали над написанием ударных и безударных окончаний существительных на предыдущем уроке без выведения алгоритма, слова- «помощники» давались в готовом виде).      Учитель: - Используя эти знания попробуйте решить орфографическую задачу в группах по 4 человека, после решения которой составим алгоритм написания безударных окончаний существительных. Перед каждой группой карточка с предложениями, проанализируйте почему в первом предложении у имён существительных пишутся разные окончания. А во втором предложении одинаковые? Выберете одного отвечающего из группы.      Старая женщина волновалась о подруге и дочери.  В тесноте, да не в обиде.      Учитель координирует работу групп, прислушиваясь к их рассуждениям. Группам, испытывающим затруднения предлагает использовать подсказку – таблицу с обратной стороны карточки. Один ученик из группы фиксирует знания в таблице.  Затем выслушиваются выступающие из каждой группы. Учитель отмечает работу групп, справившихся правильно с заданием.  Учитель: - Давайте сделаем вывод, почему же получились разные окончания. По ходу рассуждений, группы, не до конца справившиеся с заданием дописывают таблицу.  Учащиеся отмечают, что существительные в 1предложении стоят в предложном падеже, единственном числе, они женского рода, но относятся к разным склонениям, поэтому у них разные окончания. Существительные во втором предложении стоят в предложном падеже единственного числа, они женского рода и оба 1 склонения, поэтому у них одинаковые окончания.                                           |   сущ.   |    Сходства в грамматических признаках   |    Различия в грамматических признаках   |     |   Из 1 предложения   |    Стоят в предложном падеже   Они женского рода  Стоят в единственном числе   |    склонение   |     |   Из 2 предложения   |    Стоят в предложном падеже, единственном числе  Женского рода  1 склонения   |    -   |            Учитель: - Какое из двух слов во втором предложении помогает другому правильно написать окончание? Почему?    Учащиеся: - Слово теснота, потому что, у него ударное окончание.   Учитель: - А для слова о подруг… оно может считаться проверочным?   Учащиеся: - Да, так как оно тоже стоит в предложном падеже и оно 1 склонения.   Учитель: - А какое слово можно взять проверочным для слова дочь?   Учащиеся: - Существительное 3 склонения, но с ударным окончанием.   Учитель: - Соответствует ли этот способ общему способы проверки гласных, что безударный гласный (в слабой позиции) можно проверить, поставив его под ударение (в сильную позицию).   Учащиеся: - Да, соответствует.   Учитель: - В чём вы заметили различие с проверкой безударного гласного в корне?   Учащиеся: - Чтобы проверить гласный в корне, нужно подбирать однокоренное слово или изменять это же слово, а чтобы проверить безударный гласный в окончании, достаточно подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.        Учитель: - Так же, работая в группах, посовещайтесь и запишите к себе в тетрадь слова, которые можно считать проверочными для слов 1, 2, 3 склонения (2-4 слова). Можно пользоваться таблицами на стр. 58-59 учебника.   - Проверим написанные слова.   Учашиеся предлагают варианты:   1скл. 2 скл. 3 скл.   земля двор степь   вода окно печь   Учитель: - Можно обвести и запомнить только по одному слову с    ударным окончанием из каждого склонения, которое использовать при проверке.   - Составим вместе алгоритм проверки написания безударных окончаний существительных по ходу решения нашей орфографической задачи:   - Что мы с вами делали сначала?   Учащиеся: - Нашли в предложении существительные с разными и одинаковыми окончаниями.   - Посмотрите на слайд на интерактивной доске и закончите предложение. (Каждый пункт алгоритма можно поочерёдно выводить на слайде интерактивной доски)   Алгоритм проверки   1слайд: Нахожу (имя существительное)        - Дальше что делали?   - Учащиеся: - Определили, что у слов во 2 предложении все грамматические признаки одинаковые и окончания у них одинаковые. Слова в 1 предложении различаются склонением и окончания у них разные. Как определяли склонение?   Учащиеся: - По начальной форме.   2слайд: Ставлю существительное в (нач. форму) и определяю (склонение)   Учитель: - Следующий шаг?   Учащиеся: - Слово – «помощник» взяли этого же склонения, но с ударным окончанием.   3слайд: Подбираю (слово – «помощник» того же склонения с ударным окончанием) и ставлю его (в тот же падеж)   Учитель: - Какие окончания у слов одного склонения с ударным окончанием и с безударными?   Учащиеся: - Одинаковые.   4. Пишу такое же окончание, какое у (слова – «помощника»)   ( На последнем слайде вывести все этапы алгоритма)        Учитель: - Какую задачу мы ставили в начале урока? Как вы считаете, справились мы с этой задачей?   Учащиеся: - Да, мы составили алгоритм (план) проверки новой орфограммы.        Учитель: - Все рассаживаемся по своим местам и возвращаемся к нашему первому заданию. Теперь, зная алгоритм проверки попробуйте объяснить написание слов с пропущенными окончаниями. (Сначала сильный учащийся у доски по алгоритму объясняет написание и вставляет пропущенную букву)   Учащийся: - 1. Окончание пропущено у существительного в парк…   2. Ставлю существительное в начальную форму – что? парк и определяю склонение. Существительное м.р. с нулевым окончанием, значит оно относится ко 2 склонению.   3. Подбираю слово – «помощник», например двор и ставлю его в тот же падеж – во дворе   4. Значит, пишу окончание, как у слова – «помощника» «е».   Другой учащийся аналогично объясняет написание существительного на берёз…             - Учитель: - В учебнике на стр. 63 дано задание просклонять 3 слова: берёзка, тополь, ель. Определим к какому склонению относится каждое слово. Первый вариант просклоняет первое слово, второй вариант – второе и третий вариант – третье слово. Понаблюдайте, в каких падежах возникают сложности в написании гласных – е,- и.   - О чём нужно помнить при склонении?   Учащиеся: - Правильно писать окончания.   - Что для этого нужно делать?   Учащиеся: - Подставлять слово – «помощник» этого же склонения.   После выполнения задания осуществляется проверка, учащиеся объясняют выполнение задания, делают вывод, что эти гласные нужно проверять в Р.п., Д.п., П.падеже. (На следующих уроках можно обратить внимание детей на то, что во 2 склонении нет гласной – и, в 3 склонении нет гласной – е и только в первом склонении нужно выбирать).        Учитель: - Последнее задание: на выданных каждому карточках можете выбрать по желанию первое или второе задание: первое – вставить пропущенные буквы, второе – составить предложение из рассыпавшихся слов, вставляя пропущенное окончание. Оцените на шкале самооценки, как вы справлялись с последними двумя заданиями самостоятельно. Если не возникало затруднений – поставьте крестик вверху, если в основном справились, но возникали небольшие затруднения, то крестик поставьте посередине. Если вам сложно было выполнять задание, крестик поставьте внизу. После проверки я поставлю крестик, чтобы сравнить наши мнения и разобрать ошибки.                                                                           |                          1. На обложк… тетрад… написана фамилия ученика.      2. На, кувшинки, воды, плавали, белые, поверхност… .              |                 Учитель: - Сдаём свои карточки с выполненным заданием и самоанализом.   - Чтобы ещё раз потренироваться в написании новой орфограммы дома выполните упражнение на стр.64 №87, повторив алгоритм. В учебнике даётся 2 способа проверки. Прочитайте их, а на следующем уроке расскажете про второй способ.                            |