|   Этапы урока   |    Обучающие и    развивающие компоненты, задания и упражнения   |     Деятельность учителя   |    Осуществляемая деятельность учащихся   |    Формы организации взаимо-  действия   |    Формируемые умения (Универсальные учебные действия)   |    Промежу-  точный   контроль   |  
  |   1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности   |    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала   |    Вступительное слово:  Хорошо поверь, дружок,  Ты готов начать урок?  Все ль на месте, все ль в порядке,  Ручка, книжка и тетрадки?  Все ли правильно сидят?  Все ль внимательно глядят?  Каждый хочет получать  Только лишь отметку (дети хором) «пять».  -Сегоднямы с вамибудемисследователями.  - Кто такие исследователи?  - Какими близкими по значению словами их можно заменить? (Путешественник, первопроходец)   |    Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.  Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку   |    Фронтальный опрос   |    Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу;  Регулятивные: планируют необходимые действия, операции;  Коммуникативные: работают в парах, учатся понимать позицию партнера   |    Листы обратной связи   |  
  |   2.Актуализация и проблемное учебное действие   |    Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическаябеседа, ответы на вопросы. Просмотрпрезентации   |    Мы с вами снова отправляемся по океану Знаний в страну «Морфемика» (слайд)  - Чем интересна эта страна?    ( Она состоит из островов)  -Какие острова находятся в этой стране?  (Острова Корень, Суффикс, Приставка, Окончание).  Слайд «Фронтальныйопрос»   |    Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания   |    Индивидуальная, фронтальная   |    Личностные: имеют мотивация к учебной деятельности;  Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют длярешение учебных задач,операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи;  Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.   |    Устные ответы   |  
  |   3.Выявление места и причины затруднения   |    Эвристическаябеседа, ответы на вопросы. Обучающаяигра   |    -Расскажите об этом острове.  (Корень – это…)  (Создает проблемнуюситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности ( самостоятельно или при незначительной помощи учителя).  ИГРА «ВЕРНО-НЕВЕРНО»:  (Сильные учащиеся получили домашнее.задание:  Работа с толковымсловарем)   Верно ли, что слова «портной» и «портфель» произошли от одного исторического слова?  Слова «ветеран и ветчина » произошли от одного исторического слова?  Слово «мелодия» можно проверить словом «милый»?  Слова «плотник » и «плот» родственные?     |    Обдумываютответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируютсобственныемысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.   |    Индивидуальная, групповая   |    Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков;  Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;  Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний;  Коммуникативные:  задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации   |    Устные ответы   |  
  |   4 .Целе=  полагание и построение проекта выхода из затруднения   |    Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.  Эвристическаябеседа.  Подбор своих   примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,         |    (Дополняет ответы.Формируетцельучебнойдеятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя)  - Сегодня мы с вами начнем исследовать еще один остров. А что это за остров, вы сейчас отгадаете.  - Служит для образования новых слов.  - Часть слова.  - Стоит перед корнем.  - Может состоять из 1,2,3,4 букв?  ( Это приставки)  - Кто внимательно слушал, тот уже сможет сформулировать тему нашего урока.  - Запишитечисло, класснаяработа.  Тема урока: Приставкикаксловообразовательныеморфемы. Значениеприставок  Цельурока (определят учащиеся, учитель дополняет.  -Приставки-это…(учащиеся сами дают определение).  Работа с учебником: уч-ся читают правило и примеры.  - Что значит значимая часть слова? Ваше мнение?  -Упражнение 95. Устно.  Внимательно посмотри те на слова, записанные в Упр.96 (письменно). Что потеряли эти слова? Почему они нам непонятны? Помогите им.    - Внимательно посмотрите на памятку. Какая информация важна.  - Это интересно. Сколько в слове может быть приставок?  Значение приставок. Слайды:  1. Посмотрите на иллюстрацию. Какое значение имеет приставка ВЫ-  2. Сравните по лексическому значению слова с приставками ВЫ- и В.  3. Какое значение у этой приставки ПРИ-  4. Приведите примеры слов с приставками У- и ОТ_  Работа с текстом:  Нивы сжаты, рощи голы,  От воды туман и сырость.  Колесом за сини горы  Солнце тихое скатилось.  Дремлет взрытая дорога.  Ей сегодня примечталось,  Что совсем-совсем немного  Ждать зимы седой осталось.   Найдите в стихотворении слова с приставкой.  Выделите приставки, какой смысл они несут?  Узнали автора? Какие выразительные средства используются в тексте?    - А сейчас поиграем в игру с приставками.  -Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю «В» , что вы сделаете?  ( Включим телевизор)  А если скажу «пере-»?  ( Переключим телевизор на другой канал)  А если «ВЫ»?  (Выключим телевизор)  Какойвыводможносделать?  ( Каждая приставка имеет определенный смысл, образовывает новые слова)   |    Формирует цель учебной  деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы   |    Индивиду-альная, групповая   |    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.  Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.  Регулятивные: планируют необходимые действия операции, действуют по плану.  Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-воспитательных задач.   |    Вопросы для уточнения информации   |  
  |        |    Физкультминутка   |    Буратино потянулся,  Раз – нагнулся, два – нагнулся,  Руки в сторону развел,  Ключик, видно, не нашел.  Чтобы ключик нам достать,  Нужно на носочки встать.   |         |         |         |         |  
  |   5.Творческаяпрактическаядеятельность   |    Воспроизведениеранееизученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях   |    Сегодня вы не просто ученики, а исследователиинститутаГрамматики. В нашем институте две лаборатории    Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться.   1.Название каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? ( Это Ъ и Ь)   Верно. Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным твердым знаком, а другая – с разделительным мягким знаком.   2. Какая цель их исследования?   Повторитьправиланаписанияразделительного Ъ и Ь знака, уметь различать знак и при написании слов с ними.   Упражнение 101 (письменно)   Что общего у этих букв, чем они интересны? В чем их различие? Какую «работу» выполняет Ъ в словах?   ВЫВОД:     Общее: не допускают слияние гласного и согласного.   Ь – пишется в корне слова;   Ъ – между приставкой и корнем.     Внимательно прочитайте, написанные на доске словосочетания. Какойвопросмыбудемрешать и наша задача?   (до)ехал (до) деревни   (про)читал (про) завод   (по)бежал (по) дороге   (под)полз (под )машину   На какие две группы можно разделить находящиеся в скобках слова?   Как надо писать приставки с корнем?   Молодцы. Теперь назовите слова с предлогами.     Какнадописатьпредлогисословами?   Прочитайте правила правописания предлогов и приставок в учебнике.   ИГРА «Да-НЕТ»   Хлопните всего разок,     если назову предлог  Поехали, до школы, перешел , добежал, прибежал , к дороге,по траве   |    Отвечают на вопросы, под руководством учителя выполняют творческую работу, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения   |    Групповая,фронтальная,индивиду-альная   |    Личностные: приобретают новые знания и повторяют ранее изученное.  Познавательные:  извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.  Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правила контроля и успешно используют его в решении задачи.  Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.   |    Устные ответы, вопросы для уточнения информации   |  
  |   6.Первичное закрепление с комментированием.  Включение в систему знаний повторение   |    Обобщение и систематизациязнаний и формирование рациональных способов применения их на практике   |    Где предлог, где приставка, где часть корня?  Стр.47.Перепишите, раскрывая скобки и устно объясните написание.  ВЫВОД:  ПРИСТАВКА  1.Часть слова.  2.Пишется слитно.  3.Служит для образования новых слов.  ПРЕДЛОГ   Самостоятельное служебное слово.  Пишется с существительным раздельно.  Служит для связи слов в предложении         |    Принимают участие в работе, выполняют упражнения   |    Индивидуальная, групповая   |    Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.  Познавательные:  выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.  Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.  Коммуникативные: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.   |    Вопросы для уточнения информации. Выполнение письменной работы  
          |  
  |   7.Рефлексияучебнойдеятельности на уроке (итог урока)   |    Заключительнаябеседаповопросам   |    - Что нового узнали на уроке?  - Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолели?  -Понравился ли вам урок?  -Что вас удивило?  - За что вы себя можете похвалить?   |    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.  Оценивание работы на уроке, выставление оценок   |    Индивидуальная, групповая   |    Личностные: приобретают мотивацию к обучению.  Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений, сложных действий.  Регулятивные: оценивают свою работу.   |    Домашнее задание. Оценивание работы учащихся на уроке.   |