kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме: " Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих". Урок составлен по учебнику Иванова к УМК Школа 21 век

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих»

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных.

Задачи:Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показатель женского рода

Развивать мышление, внимание, память.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь распознавать имена существительные по рода

Уметь писать слова с новой орфограммой.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Уметь формулировать тему и цель урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать речь других.

Уметь правильно формулировать свои ответы.

Работать в группе.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Работать по алгоритму.

Личностные:

Объективно оценивать свою работу.

Доброжелательное отношение к другим.

Ход урока:


шипящих в конце имён существительных.

Цели: 1) формирование представлений о способе написания мягкого знака у

имён существительных с шипящим звуком на конце;

2) развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод;

3) Учить учебному сотрудничеству;

4) воспитывать интерес к русскому языку.

Организационный момент.


На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.
Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь,

дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель.

I. Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

-Начнём с минутки чистописания.

-Прочитайте слова и определите буквы для чистописания.

Земля, поле, шум

Одна из букв находится в имени существительном мужского рода и обозначает непарный по твёрдости – мягкости согласный звук. Вторая буква следует за ней в алфавитном порядке. Чередуем написание этих букв. Первая заглавная, вторая строчная.

-Какие буквы вы прописали? ( Шщ )

-Что мы можем сказать об этих буквах?

-Какие ещё вы знаете буквы, обозначающие шипящие звуки?

2. Повторение изученного.

-На доске между букв, обозначающих шипящие звуки, спряталось слово.

Кчржощвшачтщь

-Какое это за слово? (Кровать)

-Какую работу в этом слове выполняет мягкий знак? ( Показатель мягкости)

Работа в группах.

-У вас на столе лежат карточки со словами.

Копьё, кольцо, деревья, пеньки, варенье, вьюга, соль, коньки, веселье, дождь

- Разделить карточки на две группы.

-На какие две группы разделили слова? ( С мягким и с разделительным мягким знаком)

-Сейчас мы с вами вспомнили, какие две работы может выполнять мягкий знак.

III. Самоопределение к деятельности.

1. Создание проблемной ситуации.

-На доске записаны слова:

Ночь, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ.

-Определите, какой частью речи являются эти слова.

- Прочитайте их и произнесите звуки, которые вы услышали на конце каждого слова.

-Скажите, что вы знаете об этих звуках?

-Что необычного вы заметили в написании данных слов? (В одних словах после шипящих пишется мягкий знак, а в других не пишется)

-Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)

-А какую цель мы перед собой поставим? ( Научиться правильно писать слова на это правило).

-Вернёмся к словам на доске. Мы уже определили, что это имена существительные. На какие две группы можно разделить эти слова? ( Имена существительные женского и мужского рода). В каких словах пишется мягкий знак?

-Какой можно сделать вывод?

- Верно ли это? Где мы можем найти правильный ответ? ( В учебнике)

- Откройте учебник на стр.31 и прочитайте правило.

-Совпадает ли правило с нашими выводами?

IV. Работа по теме урока.

1.Построение алгоритма решения орфографической задачи.

-Давайте поработаем в парах и составим алгоритм написания мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода.

Работа в парах.

Составляется алгоритм.

1.Определить часть речи.

2.Определить род имени существительного.

3.Если имя существительное женского рода – мягкий знак пишется.

4.Если имя существительное мужского рода – мягкий знак не пишется.

На доске вывешивается таблица с алгоритмом.

2.Физкультминутка

-Встаньте на ноги. Я буду называть имена существительные с шипящим на конце.

Если на конце слова надо ставить мягкий знак, вы должны похлопать в ладоши.

Если мягкий знак не надо писать, вы топаете ногами.

Борщ, плащ, дочь, мышь, меч, вещь, кирпич, глушь, помощь, врач, тушь.

3. Работа по развитию речи.

-У ребят вызвало сомнение слово тушь.Одни ребята хлопали в ладоши, а другие топали ногами. Кто же из них прав?

-Давайте разберёмся со значением этого слова. Где мы можем найти информацию по этому вопросу? ( Ответы детей)

- Перед нами толковый словарь С.И.Ожегова ( К доске идут два ученика. Они ищут в словаре значение слов тушь и туш).

-Оказывается! Есть слово туш,которое обозначает короткое торжественное музыкальное произведение. И есть словотушь, которое обозначает краску для письма или для ресниц. Делаем вывод. Чтобы правильно написать слово, нужно точно знать его значение.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа в тетради

-Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

- Когда он нам может пригодиться?

Выполним самостоятельную работу. Упр.53.

-Запишите, вставляя пропущенные буквы. Взаимопроверка.

-Объясните, почему на конце одних имён существительных вы написали мягкий знак, а на конце других нет.

Двое учащихся работают на тренажёре (электронном приложении к учебнику)

2. Работа в парах.

-На партах карточки с заданием.

Прочитай. Исключи из каждой цепочки одно слово не менее чем по двум признакам.

Обоснуй свой ответ.

Поэт, сторож.., чертёж..;

Вещ..., реч…, гараж…;

Резкий, карандаш…,товарищ…;

Семья, тиш.., мыш..;

Запиши оставшиеся слова. Подчеркни изученные орфограммы.

Составь цепочку из исключённых слов по принципу « четвёртый лишний». Запиши её. Подчеркни орфограммы.

VI. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

Мне было легко…

Мне было интересно….

Мне было трудно….

Мне было не интересно…

VII. Подведение итогов.

-Скажите, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

-Какую цель ставили?

-Достигли мы этой цели?

-Какую третью работу выполняет мягкий знак?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих

Автор: Наталья Евгеньевна Угарова

Дата: 20.02.2021

Номер свидетельства: 573738

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Правописание мягкого знака на конце слов существительного женского рода"
    ["seo_title"] => string(77) "pravopisaniiemiaghkoghoznakanakontsieslovsushchiestvitielnoghozhienskoghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "282330"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453668167"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "111554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407640729"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Технологическая карта урока по русскому  языку по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(130) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "245746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446204392"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Мягкий знак  на конце существительных после шипящих "
    ["seo_title"] => string(69) "miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh-3"
    ["file_id"] => string(6) "196141"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427999282"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Русский язык. 4 класс Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих"
    ["seo_title"] => string(76) "russkii-iazyk-4-klass-tiema-miaghkii-znak-v-ghlagholakh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "268914"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450715663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства