|   1. Орг. момент.    Вступительное слово.   |    Проверка присутствующих. Цели и задачи урока. Проверка готовности к уроку.    
      - Ребята!  Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Для фразеологизмов характерны экспрессивность, метафоричность, эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.    История возникновения неделимых словосочетаний и выражений, закономерности их функционирования, значения на примерах использования в контексте – все это содержит в себе словарь фразеологизмов. Русский язык насчитывает тысячи подобных выражений, которые способны обогатить речь, сделав ее образной и яркой.  В 2002 году Словарю исполнилось 35 лет. Он верно и надежно служит целям углубленного изучения фразеологического богатства русского языка. Этой дате мы посвящаем конкурс знатоков русской фразеологии «Фразеологический зверинец» (рассматриваются фразеологизмы, в которых встречаются названия животных, в качестве примеров можно также приводить фразеологизмы с прилагательными, образованными от существительных, обозначающих животных).  Биться как рыба об лед – тщетно, безрезультатно прилагать все усилия, чтобы выйти из бедственного материального положения; бедствовать.  Ни рыба ни мясо – ничем не выделяющийся, средний, посредственный человек.  Ловить рыбу в мутной воде – извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, корыстно пользоваться какими-либо неурядицами, беспорядками, неясностью обстановки.  Как рак на мели – в крайне затруднительном положении.  Когда (пока) рак свистнет – неизвестно когда; в неопределенном будущем; никогда.  Извиваться змеей (ужом) – льстить, угодничать, подхалимничать; изворачиваться, ловчить, хитрить и т.п.   |    репрод   |    фронт   |    2   |         |         |         |  
  |   
     3. Актуализация знаний   |    « Презентация» просмотр  Пословица не даром молвится. Пословица – всем делам помощница. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.    Пословица – всем делам помощница.Ребята, о чем идет речь? Что такое пословицы, поговорки, фразеологизмы?  О чем мы сегодня будем говорить?  – Какова тема нашего урока? (Пословицы и поговорки)  – Почему наш урок называется "Пословица не даром молвится"?.  
       Выборочный диктант (устный). Задание: На слух просчитать количество фразеологизмов в тексте. Победит тот ряд, в котором больше всего правильных ответов.      СЕЛ В ГАЛОШУ (ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА)   День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчет уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница вызвала меня неожиданно к доске, я вылез кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10), но в конце концов я сел в галошу (11). Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу, как я. (14).   2. проверка выполнения задания IV  
      |         |         |         |         |         |         |  
  |   4. Изучение новой темы   |    Вводное слово.  Вопросы: Ребята!– Прочитайте статью учебника "О пословицах и поговорках"    – О чем говорится в данной статье, на что автор обращает внимание?  Пословица  • краткое, мудрое суждение о жизни  • содержит поучительный смысл  • законченное суждение  • характеризует поступки человека,их образ жизни  • украшает нашу речь  Поговорка  • меткое суждение  • часть суждения, незаконченное предложение  • дает оценку поступкам человека,но не поучает  • выражает чувства  Вопрос: Какие пословицы мы уже знаем? Пословицы на какую тему? ( Пословицы на тему Родины, трудолюбия, о дружбе , о милосердии, заботе ближних, взрослых, пожилых и т.д.)  Родина - не просто слово. Каждый человек считает своей Родиной то место или край, где он родился и вырос, где прожил всю жизнь, познал счастье и горе, радости и невзгоды. Нередко можно услышать от людей, что они служат на благо народа и Отчизны. Это, на мой взгляд, несколько наивно и преувеличено. Каждый человек служит самому себе, но при этом он приносит пользу отечеству, родному народу, даже мировой цивилизации. То есть человек через служение своим интересам и благосостоянию, опосредовано, но, в конечном счете, все же приносит пользу своей Отчизне, высоким идеалам и гражданскому долгу.  Пословицы связаны с жизнью человека. Все, что говорится в пословицах – взято из жизни. Они нас поучают, учат жизни, через пословицы мы выражаем свои чувства, делаем выводы своим поступкам.  Сегодня, особенно важно воспитывать в себе нравственные ценности, в основе которой такие качества, как трудолюбие, честь, порядочность, милосердие, стремление к постоянному самосовершенствованию и обучению, дисциплина. Поэтому у нас в школе действует программа «Атамекен», создаются отряды «Жасулан», проводятся операции «Милосердие», «Жасыл ел». Мы должны заботиться о ветеранах, своих родителях, о младших товарищах. Большое внимание уделять формированию духовных и культурных ценностей. Обычаями и традиции, культура народов, проживающих в Казахстане- вот наша ценность. Молодой гражданин должен знать свои корни, традиции, все лучшее, что отличает казахстанцев.  
     
     Физ. минутка         |    объяснительно-иллюстративный   |    фронтальная   |    1   |         |    +   |         |  
  |   5. Закрепление изученной темы   |    Класс делим на две группы.  2. Разминка «Одним словом»  Как можно заменить фразеологические обороты одним словом?  • Дать обещание.  • Вылететь из головы.  • Не за горами.  • Надуть губы.  • Не покладая рук.  • Буква в букву.  • Пускать пыль в глаза.  • Клевать носом.  • В час по чайной ложке.  • Не на шутку.  3. «Пантомима»  Команды вытягивают карточки, на которых написаны фразеологизмы. Необходимо без слов изобразить фразеологизм так, чтобы соперники догадались, о чем идет речь.  Брать себя в руки, вертится в голове, смотреть во все глаза, душа нараспашку, зуб на зуб не попадает, пальца в рот не клади, наступать на любимую мозоль, язык чешется.  4. «Эрудит» Необходимо догадаться, о чем идет речь.  1. Она может болеть, если кто-то испытывает тревогу, страдания; может быть не на месте, если кто-то чувствует себя неспокойно; с нее может камень свалиться, если кто-то почувствует облегчение; на ней могут кошки скребти, если кто-то тоскует, грустит; в нее можно плюнуть, если кого-то оскорбить; наконец она может уйти в пятки, если кто-то испытает сильный страх. (Душа.)  2. Он может не повернуться, если у кого-то нет решимости; он может отняться, если кто-то вдруг от страха или удивления теряет способность говорить; он может чесаться, если неудержимо хочется что-то сказать; он может быть повешен у человека, который хорошо умеет говорить (Язык.).  3. Она может быть садовой у несообразительного, невнимательного, медлительного человека; у умного, сообразительного она будет на плечах; она может пойти кругом, если у кого-либо теряется способность ясно соображать от множества дел, забот; ее можно повесить, если прийти в сильное уныние, в отчаяние; наконец она может быть ветреной у легкомысленного, ненадежного человека (Голова.).  5. «Закончи фразеологизм»  Дрожит…(как осиновый лист).  Катается…(как сыр в масле).  Выводить…(на чистую воду).  Держать…(в ежовых рукавицах).  Вариться…(в собственном соку).  Сидеть…(сложа руки).  6. «Синонимы»  Подобрать синонимы –фразеологизмы (за 2 мин.).  Кот наплакал – с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчелся.  Тьма-тьмущая – с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, как собак нерезаных, конца-краю нет.  7. «Капитаны, вперед!»  Определите лексическое значение фразеологизмов:  Авгиевы конюшни – очень загрязненное место, запущенное помещение, беспорядок в делах;  Альфа и омега – основа всего, самое значительное;  Аннибалова клятва – твердая решимость бороться до конца;  В два счета – очень быстро;  Воротить нос – с пренебрежением отвертываться, не замечать, отказываться;  До новых веников – очень долго помнить;  Заговаривать зубы – посторонними разговорами намеренно отвлекать внимание от чего-либо важного, обманывать;  Китайская грамота – что-либо совершенно непонятное;  Пройти сквозь огонь и воду и медные трубы – многое испытать, выстрадать.  
     Фразеологические загадки. (карточки)  1команда  - Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.  2 команда  - Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её “просит” рваная обувь; она в голове у вечных путаников.  1команда  - Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.    2 команда  - Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.    1команда  - Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди; на вешают при разговоре.   Побеждает команда, набравшая большое количество очков за правильные ответы.   Работа с таблицей: На доске даны слова для справок. На один фразеологизм можно подобрать 1, 2 и даже 3 синонима или антонима. У вас 4 минуты.   Слова для справок: перед носом, два сапога пара, другой породы, у черта на куличках, как картинка, два шага, из одного теста, белая ворона, из другого теста, пугало гороховое, на краю света .   Взаимопроверка (критерии):       |    фразеологизм   |     синоним   |     антоним   |     |    Рукой подать       |     перед носом     два шага   |     у черта на куличках   |     |    Одного поля ягоды   |     два сапога пара     из одного теста     |     из другого теста     другой породы     белая ворона   |     |    За три девять земель   |     на краю света   |     два шага   |       
      Вопрос: – Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? Пословицы играют в нашей жизни важную роль, особенно в становлении и развитии человеческих, патриотических, нравственных качеств. Воспитывают в нас истинного патриота.   В чем суть понятия «патриотизм»? Оно связаны с местом, где родился и рос человек, с обычаями и традициями родных мест, с историческим прошлым, родовыми корнями. Все, что окружает маленького человека, влияет на становление патриотического сознания каждого человека. Таким образом, патриот должен: 1.     Почитать место своего рождения и проживания, уважать местные традиции. 2.     Уважать своих предков, земляков, проживающих рядом с ним, стремиться помогать людям. 3.     Работать для улучшения и развития своей Родины, ее озеленения, благоустройства. 4.     Поддерживать земляков и соотечественников, укреплять дружеские отношения с соседями, с сослуживцами, с одноклассниками. 5.     Выступать против тех, кто разрушает нашу Родину, наносит вред, угнетает сограждан. 6.     Бороться со сквернословием, с загрязнением окружающей природы, с вредными привычками. И это все мы можем найти в пословицах   
      |     проблемный   |     Групповая     |     3   |     
      |     
      |     
      |