Просмотр содержимого документа
«"Понятие об обособлении"»
Учитель русского языка и литературы
Межаков Леонид Владимирович,
филиал МБОУ СОШ №1 с.Александров-Гай
в пос. Приузенский Александрово-Гайского
района Саратовской области
Тема урока. Понятие об обособлении.
Цели: дать характеристику обособления как категорию языка; рассмотреть систему пунктуации при обособлении; развить навыки выделения отдельных элементов синтаксического разбора.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Актуализация знаний.
-Вспомните знаменитую фразу из старого мультфильма:
«Казнить нельзя помиловать» (на доске)
Решалась жизнь героя-недоучки. Ему давался шанс – спастись, поставив правильно запятую.
-Кто попробует поставить знак препинания? (Казнить нельзя, помиловать)
3.Постановка учебной задачи.
-Давайте попробуем сами составить такую фразу. Прежде определим её особенности: глаголы-антонимы, между ними слово «нельзя»
Забыть нельзя, помнить,
Проиграть нельзя, выиграть
Говорить, нельзя молчать
Эти фразы объединяет запятая. Именно она меняет смысл. Прочитайте по-разному фразу, делая паузу на месте запятой. Что у нас получится?
(Читают)
-Какой вывод сделаем? (Маленькая запятая имеет большое значение)
Напрашивается пословица «Мал золотник, да дорог» (поставить запятую)
Есть исторический факт, когда одна запятая спасла человека: Русской императрице Марии Федоровне удалось переправить запятую в резолюции супруга, императора Александра III: «Простить нельзя, отправить в Сибирь» на «Простить, нельзя отправить в Сибирь».
4.Самостоятельная работа.
- Вспомним правила постановки запятой. Перед вами текст, расставьте запятые и объясните их постановку.
Приехала притопала
Прибежала прискакала.
Спрашиваю: «Кто там?»
Отвечает: «Тьма ночная» (Н.Волкова)
-Какие орфограммы есть в данном стихотворении?
(Приставка при- в значении приближение)
-А теперь обратим внимание на стилистическую окраску слов. К какому стилю принадлежат слова?
(нейтральные: приехала, прибежала;
разговорный стиль: притопала, прискакала)
- Приведите свои примеры просторечных слов:
Например, танцевать – плясать - вихляться говорить - болтать – трещать
смеяться – хохотать – прыснуть со смеху.
Перечисление действий помогает передать чувства – в этом участвуют запятые.
Нам уже знакомы некоторые правила постановки запятой.
- Начертите схемы предложений, в которых есть одна запятая (схемы предложений с однородными членами, с обращением, с вводным словом; сложное предложение) и примеры устно.
- Попробуйте распространить предложение так, чтобы появилась одна запятая: