Цель:  Закрепить знания о грамматических признаках имени существительного
Задачи:  
а) образовательные: закрепить умение учащихся определять грамматические признаки имени существительного;
б) коррекционно-развивающие:
- учить правильному построению предложений;
- развивать связную речь (в устной и письменной формах);
- развивать мышление;
в) воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, к чтению, музыке, к родной природе;
г) оздоровительные.
Оборудование:  загадки, слова-отгадки, снежинки, наборное полотно, пословица, картина, индивидуальные карточки, диск с музыкальным произведением Вивальди «Зима», фишки.
            Структура урока 
I. Орг. момент.
II. Повторение. Беседа по вопросам.
III. Основная часть.
- Работа со стихотворением.
- Игра «Снежинки.»
- Работа над пословицей.
IV. Физминутка.
V. Закрепление.
- Работа по картине.
VI. Индивидуальная работа по карточкам.
VII. Домашнее задание.
VIII. Итог урока.
Ход урока 
I.  Орг. момент. 
- Здравствуйте, ребята. Какое сегодня число?
- Какую часть речи мы изучаем?
- Откройте тетради и запишите.
- К какому времени года относится февраль?
- Назовите зимние месяцы.
- Ребята, послушайте и отгадайте загадки;  отгадки запишите в тетрадь.
Загадки:
1. Он самый худенький из всех,
Но все-таки случается,
Что раз в четыре годика
На день он прибавляется.
                            (февраль)  
2. Скатерть бела
Весь мир одела.
                            (снег) 
3. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет.
                            (сосулька) 
4. Снег на ветках голых,
Отдыхают пчелы,
Поздние восходы…
Что за время года?
                            (зима) 
5. Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит.
                            (мороз) 
Слова-отгадки выставляются учителем на наборное полотно.
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Сегодня на уроке тому, кто правильно будет отвечать, я буду давать красивые фишки. В конце урока посчитаем, кто больше их наберет.
II . Повторение. Беседа по вопросам. 
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Какие бывают имена существительные? (одуш. и неодуш., собств. и нариц.)
- Как изменяются имена существительные? (по числам, по родам, по падежам)
- Сколько склонений у имен существительных?
- Какие существительные относятся к 1 скл.?
                                                           - 2 скл.?
                                                           - 3 скл.?
(Учитель читает стихотворение):
Существительных в природе 
При любой найдешь погоде. 
«Кто?» и «Что?» - вопрос задай 
И спокойно отвечай: 
Это кукла, это книжка. 
Это кошка, это мышка. 
Всё так просто и понятно. 
Увлекательно, занятно.  
На вопросы «Кто?» и «Что?»  
Отвечать оно должно. 
- Приведите примеры имен существительных.
III.  Основная часть. 
Работа со стихотворением.
На доске записано стихотворение:
Зимним днём, 
Февральским днём 
Мы по улице идём. 
К сердцу воина-солдата 
На гранит цветы кладём. 
                            (В. Степанов) 
- Чтение стихотворения учителем.
- Чтение стихотворения учеником.
- О каком празднике идет речь в этом стихотворении? (О Дне защитника Отечества)
- Какого числа мы его отмечаем?
- Кого поздравляем в этот день?
- Спишите стихотворение в тетрадь. Найдите и подчеркните имена существительные.
- Разберем существительное «по улице» у доски и в тетради.
«По улице» - улица – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., 1 скл., Д.п.
Игра «Снежинки».
- Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки прилетели к нам в класс. Снежинки не простые. На каждой снежинке записано предложение. Надо найти в нем имена существительные, подчеркнуть их и разобрать одно из них.
1. Побелели от снега поля. 
Поля – поле – сущ., нариц., неодуш., с.р., мн.ч., 2 скл., И.п.
2. Тонким льдом покрылась река. 
Льдом – лед – сущ., нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Т.п.
3. Ребята поставили кормушки для птиц. 
Для птиц – птица – сущ., нариц., одуш., ж.р., 1 скл., Р.п.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Работа над пословицей.
На наборном полотне даны слова. Из данных слов надо составить пословицу:
В зимний холод всякий молод. 
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Запишите пословицу в тетрадь.
- Подчеркните имя существительное, разберите его.
Холод – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., м.р., 2 скл., В.п.
IV. Физминутка. 
V . Закрепление. 
Работа по картине.
- Ребята, посмотрите на картину.
- Какое время года здесь изображено? (зима)
- За что вы любите зиму?
- Послушайте стихи о зиме.
- Послушайте музыкальное произведение Вивальди «Зима».
- Понравилась вам музыка?
- Какую картину зимы вы представили себе?
- Придумайте предложение о зиме.
- Запишите его в тетрадь.
Все деревья покрыты серебристым инеем. 
Инеем – иней – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., м.р., 2 скл., Т.п.
VI . Индивидуальная работа по карточкам. 
Найти и подчеркнуть имена существительные, разобрать одно из них.
(Проверка с места)
 
VII.  Домашнее задание. 
Придумать 5 предложений о зиме. Подчеркнуть в них имена существительные и разобрать в каждом предложении по одному существительному.
 
VIII . Итог урока. 
- Какую часть речи мы изучаем?
- Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Какие бывают имена существительные?
 - Как изменяются имена существительные?
- Приведите примеры имен существительных.
- Подсчет фишек. Оценки.
 
    
    
    
    
            
                Просмотр содержимого документа 
                 
                «Открытый урок по русскому языку : "Имя существительное" » 
             
            
                                                                   ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» 
    
    
    
    
    
    
  Открытый урок 
  по русскому языку 
  на тему: 
  «Имя существительное» 
    
    
    
    
  
    
    
    
    
    
  Подготовила: учитель
  русского языка
  Долбунова Е.В.
    
    
    
    
    
    
    
    
  г. Саранск, 2013 г.
    
   
     
  Тема:   Имя существительное
  Цель:   Закрепить знания о грамматических признаках имени существительного
  Задачи:    
  а) образовательные: закрепить умение учащихся определять грамматические признаки имени существительного;
  б) коррекционно-развивающие:
  - учить правильному построению предложений;
  - развивать связную речь (в устной и письменной формах);
  - развивать мышление;
  в) воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, к чтению, музыке, к родной природе;
  г) оздоровительные.
  Оборудование:   загадки, слова-отгадки, снежинки, наборное полотно, пословица, картина, индивидуальные карточки, диск с музыкальным произведением Вивальди «Зима», фишки.
  Структура урока 
  I. Орг. момент.
  II. Повторение. Беседа по вопросам.
  III. Основная часть.
  - Работа со стихотворением.
  - Игра «Снежинки.»
  - Работа над пословицей.
  IV. Физминутка.
  V. Закрепление.
  - Работа по картине.
  VI. Индивидуальная работа по карточкам.
  VII. Домашнее задание.
  VIII. Итог урока.
    
  Ход урока 
  I.  Орг. момент. 
  - Здравствуйте, ребята. Какое сегодня число?
  - Какую часть речи мы изучаем?
  - Откройте тетради и запишите.
  - К какому времени года относится февраль?
  - Назовите зимние месяцы.
  - Ребята, послушайте и отгадайте загадки; отгадки запишите в тетрадь.
    
  Загадки: 
  1. Он самый худенький из всех,
  Но все-таки случается,
  Что раз в четыре годика
  На день он прибавляется.
   (февраль)   
  2. Скатерть бела
  Весь мир одела.
   (снег) 
    
  3. Растет она вниз головою,
  Не летом растет, а зимою,
  Но солнце её припечет –  
  Заплачет она и умрет.
   (сосулька) 
    
  4. Снег на ветках голых,
  Отдыхают пчелы,
  Поздние восходы…
  Что за время года?
   (зима) 
    
  5. Старик у ворот
  Тепло уволок.
  Сам не бежит
  И стоять не велит.
   (мороз) 
    
  Слова-отгадки выставляются учителем на наборное полотно.
  - Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
  - К какой части речи относятся эти слова?
  - Сегодня на уроке тому, кто правильно будет отвечать, я буду давать красивые фишки. В конце урока посчитаем, кто больше их наберет.
    
  II . Повторение. Беседа по вопросам. 
  - Что обозначает имя существительное?
  - На какие вопросы отвечает имя существительное?
  - Какие бывают имена существительные? (одуш. и неодуш., собств. и нариц.)
  - Как изменяются имена существительные? (по числам, по родам, по падежам)
  - Сколько склонений у имен существительных?
  - Какие существительные относятся к 1 скл.?
   - 2 скл.?
   - 3 скл.?
    
  (Учитель читает стихотворение):
  Существительных в природе 
  При любой найдешь погоде. 
  «Кто?» и «Что?» - вопрос задай 
  И спокойно отвечай: 
  Это кукла, это книжка. 
  Это кошка, это мышка. 
  Всё так просто и понятно. 
  Увлекательно, занятно.   
  На вопросы «Кто?» и «Что?»   
  Отвечать оно должно. 
    
  - Приведите примеры имен существительных.
    
  III.  Основная часть. 
    
  Работа со стихотворением. 
  На доске записано стихотворение:
  Зимним днём, 
  Февральским днём 
  Мы по улице идём. 
  К сердцу воина-солдата 
  На гранит цветы кладём. 
   (В. Степанов) 
    
  - Чтение стихотворения учителем.
  - Чтение стихотворения учеником.
  - О каком празднике идет речь в этом стихотворении? (О Дне защитника Отечества)
  - Какого числа мы его отмечаем?
  - Кого поздравляем в этот день?
  - Спишите стихотворение в тетрадь. Найдите и подчеркните имена существительные.
  - Разберем существительное «по улице» у доски и в тетради.  
  «По улице» - улица – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., 1 скл., Д.п.
    
  Игра «Снежинки». 
  - Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки прилетели к нам в класс. Снежинки не простые. На каждой снежинке записано предложение. Надо найти в нем имена существительные, подчеркнуть их и разобрать одно из них.
    
  1. Побелели от снега  поля. 
  Поля  – поле – сущ., нариц., неодуш., с.р., мн.ч., 2 скл., И.п.
    
  2. Тонким  льдом  покрылась река. 
  Льдом  – лед – сущ., нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Т.п.
    
  3. Ребята поставили кормушки  для птиц . 
  Для птиц  – птица – сущ., нариц., одуш., ж.р., 1 скл., Р.п.
  - Молодцы, ребята, справились с заданием.
    
  Работа над пословицей. 
  На наборном полотне даны слова. Из данных слов надо составить пословицу:  
  В зимний холод всякий молод. 
  - Как вы понимаете эту пословицу?
  - Запишите пословицу в тетрадь.
  - Подчеркните имя существительное, разберите его.
  Холод  – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., м.р., 2 скл., В.п.
    
  IV. Физминутка. 
    
  V . Закрепление. 
  Работа по картине. 
  - Ребята, посмотрите на картину.
  - Какое время года здесь изображено? (зима)
  - За что вы любите зиму?
  - Послушайте стихи о зиме.
  - Послушайте музыкальное произведение Вивальди «Зима».
  - Понравилась вам музыка?
  - Какую картину зимы вы представили себе?
  - Придумайте предложение о зиме.
  - Запишите его в тетрадь.
    
  Все деревья покрыты серебристым инеем. 
  Инеем  – иней – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., м.р., 2 скл., Т.п.
    
  VI . Индивидуальная работа по карточкам. 
  Найти и подчеркнуть имена существительные, разобрать одно из них.  
  (Проверка с места)
    
  VII.  Домашнее задание. 
  Придумать 5 предложений о зиме. Подчеркнуть в них имена существительные и разобрать в каждом предложении по одному существительному.
  
  VIII . Итог урока. 
  - Какую часть речи мы изучаем?
  - Что обозначают имена существительные?
  - На какие вопросы отвечают имена существительные?
  - Какие бывают имена существительные?
  - Как изменяются имена существительные?
  - Приведите примеры имен существительных.
  - Подсчет фишек. Оценки.
  Тихо, беззвучно в зимнем лесу.
    
    
    
  Пришла зима с морозами и метелями.
    
    
    
  Ребята поют песню.
    
    
    
  Девочки шьют фартуки.
    
    
    
  Витя читает книгу.
    
    
    
  По реке плывёт пароход.
    
    
    
  Катя написала письмо подруге.
    
    
    
  Ребята пришли в школу.
    
    
    
  Мальчики сажали деревья.
    
    
    
  Доктор лечит больных.
    
    
    
  В родном краю ветер пахнет ромашками.
    
    
    
  Учитель вызвал ученика к доске.
  Плохо бросать товарища в беде.
    
    
    
  Миша выучил уроки.
    
    
    
  Ребята шли по дороге.
    
    
    
  По дороге ехала грузовая машина.
    
    
    
  Мой товарищ спел песню.
    
    
    
  Сосульки свисают с крыши.
    
    
    
  Самолёт оторвался от земли.
    
    
    
  Туристы вышли из деревни.
    
    
    
  Рыболов поймал окуня.
    
  
    
   Побелели от снега поля.
      
   Тонким льдом покрылась река.
      
   Ребята поставили кормушки для птиц.
      
    
    
    
  В зимний   
    
  холод   
    
  всякий 
    
  молод. 
    
  Пришла 
    
  зима с 
  морозами 
  и   
    
  метелями. 
    
    
    
  февраль 
    
    
  сосулька 
    
    
  зима 
    
    
  мороз