kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные группы сложноподчинённых предложений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделение видов придаточных предложений. Союзные слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные группы сложноподчинённых предложений»

Основные группы СПП СПП с придаточными определительными

Основные группы СПП

СПП с придаточными определительными

Основные группы СПП СПП с придаточными определительными Дом, в котором я живу, находится в новом районе. СПП с придаточными изъяснительными (сходны с дополнениями) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. СПП с придаточными обстоятельственными Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

Основные группы СПП

  • СПП с придаточными определительными

Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

  • СПП с придаточными изъяснительными (сходны с дополнениями)

Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

  • СПП с придаточными обстоятельственными

Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

Виды придаточных предложений Вид придаточного На какой вопрос отвечает Определитель-ное К чему относится Какой? Местоименно –определитель-ное Какой? Место придаточ-ного К сущ-ному в главном предложе-нии К мест. в значении сущ-ного Кто именно? После определяемого слова При помощи чего присоединяет-ся Союзных слов который , что , где , куда и др. Что именно? До и после определяемого слова Союзных слов кто , что

Виды придаточных предложений

Вид

придаточного

На какой вопрос отвечает

Определитель-ное

К чему относится

Какой?

Местоименно –определитель-ное

Какой?

Место придаточ-ного

К сущ-ному в главном предложе-нии

К мест. в значении сущ-ного

Кто именно?

После определяемого слова

При помощи чего присоединяет-ся

Союзных слов который , что , где , куда и др.

Что именно?

До и после определяемого слова

Союзных слов

кто , что

Замените СПП синтаксическими синонимами – простыми предложениями

Замените СПП синтаксическими синонимами – простыми предложениями

  • После рекламной паузы вернёмся к событиям, которые происходят в этом матче.
  • Гриб, что я нашёл, оказался отличным боровиком.
  • Цвета костюмов, которые сшили для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага.
Составьте СПП, соответствующие схемам:

Составьте СПП, соответствующие схемам:

  • [ …, (где … ), … ].
  • [ … то … ], (что … ).
  • [ … тот ], (кому … ).
  • [ Все, (кто … ), … ].
Основные группы СПП СПП с придаточными изъяснительными

Основные группы СПП

СПП с придаточными изъяснительными

Виды придаточных предложений Вид придаточного На какой вопрос отвечает Изъясни-тельное К чему относится Вопросы косвенных падежей Место придаточ-ного К словам со значе-нием мысли, речи, чувства При помощи чего присоединяет-ся Свобод-ное (до, после, внутри главного предложе-ния) Союзов что, как, будто, чтобы ; Союзных слов кто, что и др .; частицы ли

Виды придаточных предложений

Вид

придаточного

На какой вопрос отвечает

Изъясни-тельное

К чему относится

Вопросы косвенных падежей

Место придаточ-ного

К словам со значе-нием мысли, речи, чувства

При помощи чего присоединяет-ся

Свобод-ное (до, после, внутри главного предложе-ния)

Союзов что, как, будто, чтобы ;

Союзных слов кто, что и др .; частицы ли

СПП  с придаточными обстоятельственными СПП с придаточными времени и места

СПП с придаточными обстоятельственными

СПП с придаточными времени и места

Придаточные обстоятельственные делятся на три основные группы:

Придаточные обстоятельственные делятся на три основные группы:

  • придаточные времени и места;
  • придаточные причины, следствия, условия, уступки, цели;
  • придаточные образа действия, меры, степени, сравнения.
Виды придаточных предложений Вид придаточ-ного На какой вопрос отвечает Обстоятельственные К чему относится Времени Место придаточ-ного Когда? Места Где? При помощи чего присоединяет-ся Как долго? Ко всему главному предложению Ко всему главному предложению Куда? С каких пор? До каких пор? Свободное Союзов: едва, когда, пока, с (до) тех пор как, как только, в то время как Откуда? Свободное Союзных слов: где, куда, откуда

Виды придаточных предложений

Вид

придаточ-ного

На какой вопрос отвечает

Обстоятельственные

К чему относится

Времени

Место придаточ-ного

Когда?

Места

Где?

При помощи чего присоединяет-ся

Как долго?

Ко всему главному предложению

Ко всему главному предложению

Куда?

С каких пор? До каких пор?

Свободное

Союзов: едва, когда, пока, с (до) тех пор как, как только, в то время как

Откуда?

Свободное

Союзных слов: где, куда, откуда

Как отличить союзы от союзных слов?

Как отличить союзы от союзных слов?

  • Союзные слова – члены придаточных предложений, их можно заменить указательными местоимениями или местоименными наречиями , союзы – нельзя.
  • На союзные слова может падать логическое ударение , а на союзы – не может.
  • Союз обычно можно изъять из предложения без потери смысла, а союзное слово – нельзя.
  • После союзного слова можно поставить частицу же , именно , а после союзов – нельзя.
Все эти критерии надо использовать в совокупности, отдельно они редко «работают»!

Все эти критерии надо использовать в совокупности,

отдельно они редко «работают»!

Всегда!!! являются союзными словами:

Всегда!!! являются союзными словами:

  • где
  • куда
  • откуда
  • кто
  • который
  • какой
  • чей
  • почему
  • зачем
  • сколько
Когда является союзом в придаточных времени, условия.   Когда является союзным словом :

Когда является союзом в придаточных времени, условия.

Когда является союзным словом :

  • в придаточном времени, если в главном предложении есть указательное слово тогда ;
  • в придаточном изъяснительном;
  • в придаточном определительном.
Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.  когда? [ Мы прибежали на вокзал ], ( когда поезд уже отправлялся ). Придаточное обстоятельственное (значение времени),  когда  – союз .

Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.

когда?

[ Мы прибежали на вокзал ], ( когда поезд уже отправлялся ).

Придаточное обстоятельственное (значение времени), когда союз .

Скажите, когда отправляется поезд?  что? [ Скажите ], ( когда оправляется поезд )? Придаточное изъяснительное, когда – союзное слово

Скажите, когда отправляется поезд?

что?

[ Скажите ], ( когда оправляется поезд )?

Придаточное изъяснительное,

когда – союзное слово

Известны случаи, когда легенду создает определенное лицо.  какие?  [ Известны случаи ],  ( когда легенду создает определенное лицо ).  Придаточное определительное, когда – союзное слово.

Известны случаи, когда легенду создает определенное лицо.

какие?

[ Известны случаи ], ( когда легенду создает определенное лицо ).

Придаточное определительное,

когда – союзное слово.

СПП  с придаточными обстоятельственными СПП с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными

СПП с придаточными обстоятельственными

СПП с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными

Виды придаточных предложений Вид придаточ-ного На какой вопрос отвечает Обстоятельственные К чему относится Образа действия Место придаточ-ного Как? Меры и степени В/до какой степени? К сочетанию с указательным словом Каким образом? При помощи чего присоединяет-ся После главного Насколько? К сочетанию с указательным словом Союзов и союзных слов: что , как , чтобы , словно и др. Сколько? После главного Как? Союзов и союзных слов: что , как , будто , словно , сколько и др.

Виды придаточных предложений

Вид

придаточ-ного

На какой вопрос отвечает

Обстоятельственные

К чему относится

Образа действия

Место придаточ-ного

Как?

Меры и степени

В/до какой степени?

К сочетанию с указательным словом

Каким образом?

При помощи чего присоединяет-ся

После главного

Насколько?

К сочетанию с указательным словом

Союзов и союзных слов: что , как , чтобы , словно и др.

Сколько?

После главного

Как?

Союзов и союзных слов: что , как , будто , словно , сколько и др.

Виды придаточных предложений Вид придаточ-ного На какой вопрос отвечает Обстоятельственные К чему относится Сравне-ния Место придаточ-ного Как? Подобно чему? При помощи чего присоединяет-ся Ко всему главному предложению В сравнении с чем? Свободное Союзов как , подобно тому как , будто , словн о, точно , как бы и др.

Виды придаточных предложений

Вид

придаточ-ного

На какой вопрос отвечает

Обстоятельственные

К чему относится

Сравне-ния

Место придаточ-ного

Как?

Подобно чему?

При помощи чего присоединяет-ся

Ко всему главному предложению

В сравнении с чем?

Свободное

Союзов как , подобно тому как , будто , словн о, точно , как бы и др.

Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.   Как? Каким образом?   [  Лес рубили ТАК  ] , ( чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу ).   [ … так ], ( чтобы … ). СПП с придаточным образа действия.

Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

Как? Каким образом?

[ Лес рубили ТАК ] , ( чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу ).

[ … так ], ( чтобы … ).

СПП с придаточным образа действия.

В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.   Насколько? До какой степени?   [ В течение … дней было  ТАК  холодно ], ( что занятия отменили ).  [ … так … ], ( что … ). СПП с придаточным меры и степени.

В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

Насколько? До какой степени?

[ В течение … дней было ТАК холодно ], ( что занятия отменили ).

[ … так … ], ( что … ).

СПП с придаточным меры и степени.

Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. (И.С. Тургенев)  Как? Подобно чему? [ Герасим вырос немой и могучий  ] , ( как дерево растёт на плодородной почве ) .   [ ], ( как … ). СПП с придаточным сравнения

Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. (И.С. Тургенев)

Как? Подобно чему?

[ Герасим вырос немой и могучий ] , ( как дерево растёт на плодородной почве ) .

[ ], ( как … ).

СПП с придаточным сравнения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основные группы сложноподчинённых предложений

Автор: Оксана Андреевна Чигиринова

Дата: 21.03.2023

Номер свидетельства: 628065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению"
    ["seo_title"] => string(73) "osnovnyie_ghruppy_slozhnopodchinionnykh_priedlozhienii_po_ikh_znachieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "430089"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506598818"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Мастер-класс по русскому языку на тему " Повторение и обобщение сведений о сложноподчинённых предложениях с различными видами придаточных" "
    ["seo_title"] => string(159) "mastier-klass-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-povtorieniie-i-obobshchieniie-sviedienii-o-slozhnopodchinionnykh-priedlozhieniiakh-s-razlichnymi-vidami-pridatochnykh"
    ["file_id"] => string(6) "127254"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415286030"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447670625"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок русского языка на тему "Сложноподчиненные предложения  с несколькими придаточными" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "171421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423670717"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства