kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить и углубить сведения о самостоятельных и служебных частях речи.

Задачи:

1) повторение названий частей речи;

2) умение различать самостоятельные и служебные части речи;

3) закрепление алгоритма определения частей речи;

4) определение частей речи, учитывая морфологические и синтаксические признаки;

5) подготовка к всероссийской проверочной работе (ВПР).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке»

Морфология как раздел лингвистики.

Части речи в русском языке

Цель: обобщить и углубить сведения о самостоятельных и служебных частях речи.

Задачи:

1) повторение названий частей речи;

2) умение различать самостоятельные и служебные части речи;

3) закрепление алгоритма определения частей речи;

4) определение частей речи, учитывая морфологические и синтаксические признаки;

5) подготовка к всероссийской проверочной работе (ВПР).


Ход урока.

Мотивация.

Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и вспомните о чём-то очень-очень хорошему улыбнитесь!

Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

Да и в самом деле, главное - доброе начало.

Орфографическая минутка

1. Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте орфограммы:

Распол..жились, к..саются, с увл..чением, расст..лается, поз..ней осенью, одевает..ся, заг..раются, пр..брежных, п..б..лели, пуш..стые, здра..ствуй, (разно)цветные.


Выполните синтаксический разбор предложения:

Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело…

Какой приём использует автор для описания поздней осени? Назовите лексическое значение слова «чело». (Это слово-архаизм: оно вышло из употребления, но обозначаемое им понятие осталось).

- назовите все части речи, встретившиеся в предложении.

- Как вы определили, к какой части речи принадлежит то или иное слово?

— Почему нужно уметь определять, какой частью речи является слово? (Не зная, как склоняются существительные и прилагательные, как изменяются глаголы, числительные, местоимения, можно сделать в тексте немало ошибок, когда понадобится выразить мысль сложную, требующую пояснения, грамотно написать без ошибок - вот тогда придется трудно, если человек не знает законов языка, не изучал грамматику).


Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь.

— Какие задачи поставим перед собой?


- Что изучает раздел «морфология»? (Слово «морфология» греческого происхождения. В его составе присутствуют два греческих корня : morphe, что значит «форма» + logos, которое переведем как «разум, понятие, мысль, речь и слово». Понятие «морфология» многозначное. Оно встречается в биологии, например, морфология растений, морфология животных (в том числе и человека). Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)

Актуализация знаний.

- Сколько частей речи в русском языке?

Рубрика «Это интересно».

Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

- Ребята, как вы думаете, почему у солнышка одни лучики длиннее, а другие короче? (Все части речи делятся на самостоятельные и служебные. А также есть отдельная группа слов – это междометия и звукоподражательные слова).

Междометия служат для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, не называя их. Междометия выражают удивление, восторг, боль и другие чувства. Звукоподражательные слова-это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.


Умение различать самостоятельные и служебные части речи.

- Как же мы можем узнать, в каком случае слово является служебной частью речи, а в каком – самостоятельной? (Предположения детей)

Поисковая деятельность.

Я вам предлагаю посмотреть на порядок рассуждения:

Можно ли задать вопрос к слову служебной//самостоятельной части речи?

Являются ли членами предложения слова самостоятельных// служебных частей речи?

Обладают ли лексическим значением слова служебных// самостоятельных частей речи?

Итак, вернёмся к нашей проблеме. Можем ли мы сейчас ответить на вопрос:


Как определить, когда слово является самостоятельной частью речи, а когда служебной? Объясните, приведите свои примеры.

Самостоятельные части речи: можно задать вопрос, являются членами предложения, имеют лексическое значение.

Служебные части речи: нельзя задать вопрос, не являются членами предложения, не имеют лексического значения


Практическая работа.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Вот из густых ёл..к вышел к берёзе заяц и ост..новился. Не п..смел он идти через большую п..лянку и пош..л вокруг неё от берёзки к берёзке. Вот он ост..новился, прислуш..лся. Если б..ишься, то лучше не х..ди в лес, пока листья шепчутся.

Самостоятельная работа. Контроль над темой.

ВПР (задание 5)

Спишите. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Здравствуй, зима!

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.

Домашнее задание.

1. Держи голову в холоде, живот в голоде а ноги в тепле – проживёшь долгий век на земле.

2. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

3. В чужом глазу соринку видим, а в своём бревно не замечаем.





















































Рабочий лист

1. Орфографическая пятиминутка

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте орфограммы:

Распол..жились, к..саются, с увл..чением, расст..лается, поз..ней осенью, одевает..ся, заг..раются, пр..брежных, п..б..лели, пуш..стые, здра..ствуй, (разно)цветные.

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело…

3. Практическая работа.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Вот из густых ёл..к вышел к берёзе заяц и ост..новился. Не п..смел он идти через большую п..лянку и пош..л вокруг неё от берёзки к берёзке. Вот он ост..новился, прислуш..лся. Если б..ишься, то лучше не х..ди в лес, пока листья шепчутся.

4. Самостоятельная работа.

Спишите. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Здравствуй, зима!

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.



Рабочий лист

1. Орфографическая пятиминутка

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте орфограммы:

Распол..жились, к..саются, с увл..чением, расст..лается, поз..ней осенью, одевает..ся, заг..раются, пр..брежных, п..б..лели, пуш..стые, здра..ствуй, (разно)цветные.

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело…

3. Практическая работа.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Вот из густых ёл..к вышел к берёзе заяц и ост..новился. Не п..смел он идти через большую п..лянку и пош..л вокруг неё от берёзки к берёзке. Вот он ост..новился, прислуш..лся. Если б..ишься, то лучше не х..ди в лес, пока листья шепчутся.

4. Самостоятельная работа.

Спишите. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Здравствуй, зима!

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.


Домашнее задание.

Спишите. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

1. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле – проживёшь долгий век на земле.

2. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

3. В чужом глазу соринку видим, а в своём бревно не замечаем.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Домашнее задание.

Спишите. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

1. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле – проживёшь долгий век на земле.

2. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

3. В чужом глазу соринку видим, а в своём бревно не замечаем.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Домашнее задание.

Спишите. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

1. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле – проживёшь долгий век на земле.

2. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

3. В чужом глазу соринку видим, а в своём бревно не замечаем.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке

Автор: Жульнитова Наталья Сергеевна

Дата: 02.05.2025

Номер свидетельства: 669299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "111287"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407324041"
  }
}
object(ArrayObject)#907 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Морфология. Части речи. "
    ["seo_title"] => string(26) "morfologhiia-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "206232"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430136067"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
    ["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "113459"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410262669"
  }
}
object(ArrayObject)#907 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Материалы для проведения зачётных работ по русскому языку в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(78) "matierialy-dlia-proviedieniia-zachiotnykh-rabot-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "166262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422942474"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Наречие как часть речь"
    ["seo_title"] => string(26) "nariechiie_kak_chast_riech"
    ["file_id"] => string(6) "380359"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484639840"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства