СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
ПРАВОПИСАНИЕ УДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ
  Цели: формировать умение определять спряжение глаголов; сделать вывод о правописании ударных окончаний глаголов.
  Ход урока
  I. Проверка домашнего задания.
  – Какую работу вы выполняли с глаголами?
  – Что такое спряжение?
  – Какие признаки спряжений мы с вами выделили?  
  – Сегодня мы продолжим работу по определению спряжения глаголов.
  II. Упражнение в определении спряжения глаголов.
  1. Н а д о с к е:
  Кричу, жду, расту, пою, шалю, сплю, тру.
  – Что общего в этих словах? Чем отличаются?
  – Можно ли определить спряжение глаголов?
   Поставьте глаголы в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и напишите.
  З а п и с ь в тетрадях: кричат, ждут, растут, поют, шалят, спят, трут.
   Выделите окончания глаголов. Определите спряжение.  
  – В какой позиции стоят гласные в окончаниях глаголов?  
   Сделайте вывод, как определить спряжение у глаголов 1-го лица единственного числа.
  В ы в о д. Чтобы определить спряжение глаголов в 1-м лице ед. ч., нужно поставить глагол в форму 3-го лица.
  2. В ы п о л н е н и е упражнения 132.
   Прочитайте, наблюдая за местом ударения в окончаниях глаголов.
   Выпишите глаголы в два столбика: ударные и безударные окончания глаголов.  
  П р о в е р к а.
  – В каких глаголах окончания пишутся так же, как и слышатся? Прочитайте.
  – Какая орфограмма в глаголах следующей группы? (Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.)
  – Есть сомнения в написании окончаний этой группы?
  Ч т е н и е в ы в о д а на с. 98. Дополнение учителя.
  Действительно, ударение играет немаловажную роль.  
  Чтоб определить спряжение,
  Посмотри на ОКОНЧАНИЕ.
  И ещё на УДАРЕНИЕ
  Обрати своё внимание!
  Когда окончание под ударением,
  Легко ты узнаешь спряжение.
  III. Закрепление.
  В ы п о л н е н и е упражнения 134.
   Выпишите глаголы с ударными окончаниями в два столбика (по спряжениям) и допишите к ним формы 2-го лица в единственном числе.
  – Какой приём использовал А. Блок в своём стихотворении? (Олицетворение.)
   Приведите примеры из текста.
  IV. Итог урока.
  – У каких глаголов мы можем сразу определить спряжение? (С ударными окончаниями.)
  – В чём сходство глаголов у I и II спряжения? (Окончания -у, -ю.)
  – Как определить спряжение у глаголов 1-го лица? (По 3-му лицу.)  
  Домашнее задание: выполнить упражнение 134.