Рыбкина Наталья Викторовна (учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ № 11» город Байкальск Иркутская область).  
 Урок развития речи в 5 классе в рамках Районного семинара руководителей образовательных учреждений Слюдянского района « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий: работаем по новым стандартам»
  ТЕМА: «Февральское кружево». Описание состояния природы и человека в зимний февральский день.  
 Предметные цели
 -совершенствование видов речевой деятельности;
  -формирование умения составлять связный текст описательного характера и совершенствовать его с точки зрения лексической, грамматической, стилистической и пунктуационной цельности.
  
 Личностные УУД
 -создание условий для активизации личностного опыта учащихся в восприятии состояния человека и природы в зимний день.
 
 
 Метапредметные цели
 Коммуникативные УУД
 -описание состояния природы и человека в зимний день, используя собственный эмпирический опыт и восприятие зимней природы художниками и композиторами.
 -совершенствование умения вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.
 Когнитивные УУД:
 - совершенствование умений работать с информацией;
 -умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
 Регулятивные УУД:
 -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
 На уроке использована технология критического мышления.
 Технологическая карта урока.
        Стадия вызова     |    Стадия осмысления     |    Стадия рефлексии     |  
  |   Инвентаризация       |    Составление чернового текста       |    Заполнение кластера  Чтение вслух на данном уроке       Подготовка текстов для печати в школьной газете «Зеркало»   |  
  |   Правка   |  
 
 
 
  Стадия вызова.
 
 Учитель:
 -Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нас с вами ждет очень интересная работа.  
  Сначала мы прослушаем замечательную музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Февраль». Во время прослушивания музыки попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связан для вас последний месяц зимы - февраль? Продумайте, вспомните и представьте всё, даже мельчайшие детали окружающей вас природы: звуки, ваши мысли, чувства. В феврале погода позволяет чаще бывать на свежем воздухе, кататься на лыжах, коньках. Какое событие запомнилось больше?
  (после прослушивания музыки следуют ответы учеников)
 -Зима! Февраль! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. А какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим - «Февраль»?
  Составление кластера (вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы)
  Например,
 
  
 
 
 
  ? ветреный ?
  
 
 
 
  Февраль холодный
 
 
  ?
  ?
  (Ученики составляют кластер, но остается много свободных стрелочек)
 Учитель: Ребята, чтобы до конца составить кластер, нужно еще много узнать о феврале. Этим мы и займемся дальше.
  Стадия осмысления  
 
  Учитель:
  Русские поэты написали множество строчек о феврале. Вот, например, стихи Д. Кедрина.
  Послушайте и представьте нарисованную поэтом картину:
  На стеклах, сплошь заиндевелых,
  Февральский выписал мороз
  Сплетенье трав молочно-белых
  И серебристо-синих роз.
  Пейзаж тропического лета
  Рисует стужа на окне
  Зачем ей розы? Видно, это  
  Зима тоскует о весне.
  
 -А теперь сосредоточьтесь и в течение 5(10) минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите февральскую природу. Ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, предайте с помощью слов звуки, которые вы услышали.  Ваша задача - успеть за полетом мысли, зафиксировать всё, что приходит в голову!  
 Работа с картиной
 Учитель:
 -Художники в своем творчестве тоже не обошли стороной зиму, в частности, февраль, и запечатлели на своих полотнах. Художник очень внимательный человек, он все видит и все запоминает.  
 ( Презентация « Русские художники о зиме»)
 -Обратите внимание на репродукцию картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
  
  Беседа по картине.
 -Давайте внимательно посмотрим, чем эта картина поможет нам в описании февраля?
     |   Что изображено на переднем плане картины?   |    Лыжница в красном костюме, красный флажок на шесте.   |  
  |   Что изображено на заднем плане?   |    Мы видим лес, он изображен сплошной стеной. Видно, что это хвойный лес.   |  
  |   Какие краски и тона преобладают?   |    На картине много розового – небо, снег, лес на заднем плане. Но есть и свинцово-серые облака, холодные сиреневые тени, темно-бурые деревья.   |  
  |   Как вы думаете, что является главным в картине?   |    Красота родной природы, преобразованная трудом человека, необозримые просторы России и стремительный темп жизни человека.   |  
  |   Какое настроение создает картина?   |    Бодрое, жизнерадостное.   |  
  |   Понравилась ли вам картина? Чем? Докажите свою мысль.   |     -Снег розоватый от лучей заходящего солнца, местами серо-голубой от падающих теней. Чувствуется уже конец зимы.   |  
 
 
 
 ( раздать ученикам рабочие материалы) Ключевые слова и выражения:  
   дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;
  ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;
  люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;
  снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;
  небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;
 
 -Теперь, ребята, еще раз обратите внимание на репродукцию картины и попробуйте сравнить содержание картины и ваши воспоминания о зиме, феврале. О чем еще вам помог вспомнить художник.  
 Февраль - переломный месяц, переход от зимы к весне. Художник писал картину в феврале месяце. Предчувствие весны отражено на полотне. На дороге виден асфальт, снег нарисован слежавшимся. На улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему .
 -Название месяца февраль входит в название картины. Давайте послушаем дополнительную информацию о происхождении названия месяца.
  Название месяца “февраль” – латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля – “лютый”.
  – Как вы думаете, почему?
– Знаете ли вы, что у февраля есть еще названия:  
  (лютень, снежень, бокогрей, вьюговей)
  -А как вы думаете, почему у февраля так много названий: лютень, снежень, бокогрей, вьюговей?
  Работа с текстами ( В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль»; Пословицы и народные приметы о феврале; прогноз погоды на февраль ( график), отрывок из книги Д. Зуева « Времена года.Февраль»)
  Цель работы: выявить особенности февральской погоды.
      |   Что я знаю   |    Что хочу узнать     |    Что я узнал   |  
  |   У февраля много названий   |    Почему у февраля много названий?                 |    Из рассказа «Синичкин календарь» узнали, что в феврале очень изменчивая погода.  Русские приметы говорят, что «Вьюги и метели под февраль полетели»    «морозы чередуются с потеплением, поэтому что февраль -лютень, бокогрей» и т.д.     |  
 
 
 
  Творческая работа  
 Теперь каждая из групп должна совместно написать сочинение «Февральское кружево». Почему «кружево»?  
  Кружево - это не только красивое изделие, сплетенное из ниток, но и морозные узоры на окнах, и на речке кружевной лед, и кружевные сосульки. А ещё кружево - это значит, что кружит метель, вьюга.  
 Вы будете использовать все свои черновые записи для написания общего текста. Ваша задача - написать текст выразительным, эмоционально-наполненным, ярким, красочно-богатым, логично-выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного.  
  ( дети работают в группах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них.)
  
 
  Стадия рефлексии
  - Теперь вернемся к нашему кластеру. Что нового мы узнали о феврале, то и допишите.
  
 
 
 
 
  Последний месяц зимы ветреный
  
 
 
 
  Февраль холодный
 
 
  бокогрей
  лютень
  На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают свое сочинение, а всем остальным предлагается найти в тексте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.
  Домашнее задание: подготовить тексты для публикации в школьной газете « Зеркало».
  Использованные источники:
   Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
  Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
  Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
  Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
  З. Е Потехина. Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. ( Режим доступа): sctim1.narod.ru›s4.doc