Конспект урока русского языка в 7 классе.
 Развитие речи по картине И. Попова «Первый снег» в форме дневниковой записи. Подготовка к сочинению.
   Вступительное слово.
 
  Послушайте слова публициста Василия Михайловича Пескова: «В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи».
  -Как вы думаете, почему Песков называет праздниками эти явления природы? (Потому что эти явления долгожданны. И мы, действительно, как праздника, их ожидаем)  
  Идем к окну, рассматриваем снег, подбираем эпитеты к слову «Снег», кто назвал, садится обратно.
  - Сегодня хотелось бы поговорить о первом снеге, хотя у нас он выпал уже давно. И говорить мы о нем будем, используя произведения живописи. Оказывается, к теме первого снега обращались многие художники. Познакомьтесь с их полотнами. Внимательно прослушайте стихотворение Валерия Брюсова.
 2.Беседа по стихотворению.
 4.Формулировка целей урока.
 5. О дневниковых записях.
 - О чем говорит автор? Какое настроение сообщает читателям? О чьих чувствах и мыслях рассказывает?
 - Всегда ли мы можем о своем настроении рассказать друзьям? А что делать, если друга нет рядом, но очень хочется поведать ему об испытанном настроении. Об увиденной картине?
 
 
 -А может быть, кто-то из вас когда-нибудь вел дневник? Что такое личный дневник? Что в нем записывается?
 
 
 - Кстати, важным условием ведения дневника является датирование: год, месяц, число, а порой, даже указывается и время.
 
 
 - Представьте, что вы ведете такой дневник. В одно утро, когда вы проснулись, вы увидели преображенную землю: засыпанные снегом мостовую, дворы, шапки снега, повисшие на деревьях… Вы застываете у окна в немом восхищении! А потом кидаетесь на улицу, чтобы окунуться в эту прелестную атмосферу… Когда вы возвращаетесь с улицы, вы садитесь за дневник, чтобы сохранить свое настроение.
 6. А вот каким увидел маленький праздник природы писатель-прозаик Андрей Перегудов.
  28.10.2014г. 8.30. Сегодня проснулся утром и, еще не вылезая из постели, почувствовал, что в мире что - то произошло! В комнате особый рассеянный свет, какого не бывает ни весной, ни летом, ни осенью! Взглянул в окно и ахнул: за окном весело падают с неба белые хлопья, и вся земля, изгородь палисадника, ветви деревьев покрыты чистейшей белизны снегом! Первый снег! Выпал первый снег! Быстрее на улицу играть в снежки, строить крепость или лепить бабу, которая обязательно растает! Но тем более дорого создание рук твоих, тем более дорог свежий, приносящий радость первый снег!
  
 
  7.Демонстрация картины. Первичное впечатление.
  - Предмет нашего разговора – это картина И. Попова «Первый снег». Какие ассоциации возникают у вас в связи с названием полотна художника? (зима, праздник, радость, белый, дети)
  ПОКАЗЫВАЮ КАРТИНУ
  - Как вам кажется, что хотел художник передать на полотне? (праздничное настроение, радость от того, что выпал первый снег)
  - Каким образом автор подчеркнул радость от первого снега? (почти в центре картины дети, радующиеся первому снегу. )
  - Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картину?
 8.Сбор материала для работы над сочинением.
 - Что изображено на картине И. Попова (небо, снег, дома, тротуар, люди, деревья, щенок)
 
 
 Работа в группах. Всех делю на три группы. Работают у доски.
 
 
  Перед вами слова, характеризующие предметы, изображенные на картине. Ваша задача отобрать определения, которые можно использовать при описании 1 группа – дома, снег; 2 группа – тротуар, небо, деревья; 3 группа – люди, щенок. После того, как отбор определений будет завершен, вы прикрепляете характеристики под тем словом, которому они соответствуют.
     |   Небо   |    Пасмурное, серое, низкое, затянутое снеговыми облаками   |  
  |   Снег   |    Белый, пушистый, легкий, обильный, крупные снежинки, летящие по ветру, розоватый, голубоватый, покрытый следами   |  
  |   Дома   |    Крыши домов покрыты снегом, снег на подоконниках, на оконных рамах, старый городской дворик   |  
  |   Тротуар   |    Широкий, занесенный глубоким снегом, усеянный следами   |  
  |   Люди   |    Три девочки на улице, радуются первому снегу, молодой человек в телефонной будке, девушка у окна наблюдает за падающими снежинками   |  
  |   Деревья   |    Старые, ветвистые, с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом   |  
  |   Щенок     |    Замерзший, впервые увидевший снег   |  
 
  Таблица раздаётся каждому ребенку.
  - Как вы считаете, изменится ли через час-полтора картина, увиденная и сохраненная художником?
  -А каким ещё может быть первый снег? Дополните таблицу эпитетами. Выберите те, которые подойдут вам для работы.
  9.Составление плана сочинения.
  Город еще только просыпается. А что будет через час? Днем? Вечером? Попробуйте пофантазировать. Что бы вы записали в своем дневнике?
  - Сколько частей может быть в вашем сочинении?  
     |   Раннее утро   |    Я проснулся и подошел к окну…   |  
  |   Описание увиденного из окна   |    Я увидел…   |  
  |   Настроение, вызванное первым снегом   |    Я почувствовал…  Я вышел на улицу…  Я записал в своем дневнике…  На следующее утро…   |  
 
  
 
  10.Тренировочное упражнение по созданию текста – дневниковой записи.
  Работа в группах. Нужно составить текст – дневниковую запись по картине И. Попова (у каждой группы раздаточный материал: поделенный на части деформированный текст)
  Задание: расположить части в нужной последовательности. Указать дату, время в записи. На месте пропусков ставить недостающие наречия.
  
 
  _______ декабря ________
  Как только я проснулся, сразу побежал к окошку. Меня поразило, что вся наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов – все успело покрыться снегом. Белый снег продолжал одевать землю. Девчонки из нашего двора _____________ выбежали на улицу и _____________ бегали по снегу, кричали и играли в снежки. Маленький щенок из соседнего двора не понимал, почему вместо асфальта под лапами что-то скрипучее, мокрое и холодное. Проваливаясь в снегу, он __________ лаял и ловил ртом танцующие в воздухе снежинки.
  На балкон соседнего дома вышла девочка. Она ____________ стояла и смотрела на падающий снег. В телефонной будке стоял мужчина. Видимо, по телефону рассказывал, какая красота на улице.
 ____________
  Я вышел на улицу и увидел чудесную картину. Снежный поток завалил всю улицу, ______________ переливаясь и блестя. За снегопадом наблюдали жители всех домов, ____________ устроившись на балконах.
  
 
 ____________
  Стемнело. Снег уже не падает. Я сижу в своей комнате и гляжу в окно. Мне _____________ радостно. Деревья стоят, укутанные в снег, словно в белоснежные шубы. Стоит поразительная тишина. Улица такая красивая, что словами не выразить! Мной владеет не только чувство радости, но и восхищения, какого-то веселья.
 ____________
  Дул свежий зимний ветер. Мне было весело, ведь когда, как не зимой, можно покататься на санках, поваляться в снегу и подышать свежим, чистым и прохладным воздухом?! Сегодня у папы день рождения. Мы всей семьей выбежали пораньше на улицу, играли в снежки, валялись в снегу, а потом слепили снежную бабу. Первый снег – это радость! Зима – замечательное время года.
 11. Записать возможное начало сочинения.
  12.Подведение итогов.
  - Чем мы сегодня с вами занимались?
  - Чему учились?
  - Что было для вас новым?
  - Как пишется дневник?
  - Какие чувства вызвала у вас картина И. Попова?
 13.Домашнее задание.
 Написать сочинение в форме дневниковой записи, отредактировать.