| 
 | 
 |  Группа |  Дата | 
  |  ОДБ. 01   | Русский язык |  11 «Г» |  14.02.17 г.   | 
  |  Тема занятия | Орфографические нормы русского языка. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ | 
 | 
 | 
  |  Вид занятия | Теоретическое   | 
  |  Тип занятия   | Комбинированное | 
  |  Цель занятия | Образовательная цель: повторить, углубить и систематизировать знания по правилам русского языка: «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» Развивающая цель: развивать логическое мышление и языковое чутьё, уметь пользоваться информационными источниками;   Воспитательная цель: уважать мнение отвечающих, выслушивать и соглашаться с замечаниями, если они справедливы; корректно выражать свою точку зрения. | 
  | Студент должен знать | Студент должен уметь | 
  | - орфографические нормы русского языка; - орфографические правила, регулирующие выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-. | - выявлять условия выбора гласных е – и в приставках пре- и при- ;   - формировать навыки написания приставок пре-/ при-;   - выделять главное, сопоставлять, обобщать. | 
  | Формы и методы контроля оценки | Оценка выполнения заданий. Самооценка. Наблюдение за работой студентов. | 
  | Межпредметные связи |  
 Литература | 
  |  Средства   обучения |  Технические: ПК, мультимедиа проектор, экран | 
  | Наглядные: мультимедийная презентация, раздаточный материал. | 
  | Основная литература | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005. 
 | 
  | Применяемые формы и методы обучения   | Методы: По способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования знаний, умений и навыков на практике. По логике изложения и восприятия учебного материала: дедуктивные По источнику учебного материала: словесные, наглядные, частично-поисковые. Формы: индивидуальная, парная, фронтальная. Приёмы: орфографический диктант, орфоэпическая минутка, индивидуальная работа по карточкам, творческий диктант, самостоятельная работа. | 
  | Применяемые элементы педагогических технологий | Информационно- коммуникационная технология Здоровьесберегающая технология | 
 
       |  №  этапа |  Этапы занятия, учебные вопросы,    формы и методы обучения |  Временная  регламентация  этапа | 
  | 1 
 |  Организационный этап:   Здравствуйте, уважаемые студенты! Я рада вас видеть и мне хочется с вами начать работу. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Кто сегодня отсутствует?   |  3 
 | 
  | - проверка готовности студентов к занятию;   | 
  | - проверка посещаемости; | 
  |  - эмоциональный настрой  Музыка.  Релаксация. Звучит «Лунная соната» Л.В. Бетховена.  Сядьте, пожалуйста, удобнее, руки положите на колени, закройте глаза и мысленно повторяйте за мной:  Я отправляюсь в путешествие по Лингвистике…  Медленно и спокойно погружаюсь в языковой океан… Я радуюсь этому…  В моём сознании оживают лингвистические термины… Память моя крепка…  Лингвистика – от лат. «лингва» - язык, в целом наука о языке.  Грамматика объединяет в себе морфологию и синтаксис…  Орфография, содержащая правила правописания, представляется  мне интересной…  Меня на занятии ждёт успех…  Внимание моё растёт, голова мыслит ясно…  Я хочу много знать, я буду много знать и уметь…  Я готов в путь… И вот в моей тетради появляется запись «Четырнадцатое февраля, вторник». | 
  |  Оценка вашей работы на уроке – при осуществлении цели и решении задач урока, будет осуществляться посредством выставления поурочного балла.  На слайде: карта оценивания обучающихся на уроке:    Фронтальная работа на уроке.Индивидуальная работа у доскиИндивидуальная работа.  Самооценивание | 
  | 2 | Проверка домашнего задания по теме: «Совершенствование орфографических умений. Правописание чередующихся гласных в корнях слов» | 7 | 
  | 2.1 |  Фронтальный опрос («Мозговой штурм»):  Приведите пример проверяемой безударной гласной в корне. Отчего зависит её написание?Приведите пример непроверяемой безударной гласной в корне. Каким правилом вы будете руководствоваться?Как проверить чередующуюся гласную в корне, которая зависит от гласной за корнем?Приведите пример чередующейся гласной в корне, которая зависит от суффикса за корнем.Отчего зависит конечный согласный в таких корнях как: лаг,лож, скак, скоч, раст, рос, ращ. Какие слова исключения вы знаете по данному правилу?Какие чередующиеся корни зависят от ударения?В каких корнях чередующаяся гласная зависит от значения слова?  В каком случае в словах с чередующимися гласными будем писать мак, а в каком мок? | 
  | 2.2 |  Индивидуальная работа по карточкам: Вставить пропущенные буквы. 1. Соч..тание 2. Распол..житься 3. Заж..гать 4. Пл..вчиха 5. Выр..щивать 6. К..снуться 7. Раст..рать 8. Раст.реть 9. К..саться  10. Р..сток | 
  | 2.3 |  Орфографический диктант: Работа у доски, взаимопроверка    Мировоззрение, бракосочетание, презентация, располагаться, одиннадцать, аббревиатура, аккордеон.   Запомнить: интеллигент, невтерпёж. | 
  | 2.4 |  Орфоэпическая минутка:  1.Произнесите слова в соответствии с нормами устой литературной речи:    выборыжалюзикилометрпроцентдокументщавелькаталогзвониттортыдоговорбантыкрасивееноворождённыйходатайствовать  Запомнить: исчерпать, избалованный. | 
  | 3 |  Мотивационный момент: (создание проблемной ситуации)  Проблемная ситуация.  Посмотрите на доску.  
  Пр..богатый, пр..большой, пр..красный, пр..ломить, пр..ступить, пр..градить, пр..школьный, пр..городный, пр..уральский, пр..шить, пр..ехать, пр..сочинить, пр..открыть, пр..поднять, пр..встать.  
  - Какие гласные пропущены в данных словах?  -В какой морфеме пропущены буквы?   
 | 5 | 
  | 
 |  - обоснование необходимости изучения данной темы, сообщение темы  - Попробуйте сформулировать тему занятия. - Как вы думаете, данная тема нашего занятия пригодиться в вашей будущей профессии? Где именно? | 
  | 
 |  - вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия  - А смогли бы вы без затруднений определить в этих словах какую гласную нужно поставить в приставке?    Что нужно знать, чтобы правильно писать данные слова?    - Какова цель нашего урока?   - Какие задачи мы должны с вами решить, чтобы достигнуть поставленных целей?   | 
  | 4 |  Актуализация знаний:  Поэтическая разминка.  Задание. Прочитайте стихотворение.  (Не)пр_выкайте к ч_десам –  Д_витесь им, д_витесь!    (Не)пр _выкайте к н_бесам,    Гл_зами к ним т_нитесь,    Пр_глядывайтесь к обл_кам,    Пр_слушивайтесь к пт_цам,    Пр_кладывайтесь к р_дникам, –  Н_что (не)повторится.  (В.Шефнер) - В этом стихотворении есть слова по правилу, которое мы с вами изучаем сегодня? Найдите их. | 
  | 5. | Изучение и закрепление нового материала   | 25 | 
  | 5.1 | Работа по раздаточному материалу «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ». Заполнение таблицы.   | 
  | 6 | Первичная проверка понимания   | 
  | 6.1 |  Работа по презентации. Творческая работа.     К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при.  Сплошной, правонарушение, склонность к какой-либо деятельности, убежище, загородить, понравиться, очень хвалить, превзойти.  Подберите антонимы с приставками пре- и при- Удаляться; очень злой; уродливый. | 
  | 6.2 |  Работа со словарными словами по изучаемому правилу.  Отметьте и запомните слова, где затруднительно выделить приставку, а также определить ее значение.     | Препятствие, препоны, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, камень преткновения, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, президиум, претендент, прецедент. | Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приказ, приключение, присяга, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицеп, примета, прилежный, приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет. |   
 | 
  |  7 |  Физминутка | 
  |  8. |  Закрепление  Выполнение упражнения № 142 на стр.90 (работа по тексту: выборочное, распределительное списывание, заполнение таблицы) | 
  |  8.1 |  Проверка усвоения темы. Обобщение (контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция)  Дифференцированное задание.  Выберите одну карточку для работы.    Сложная карточка  Средняя карточка  Простая карточка | 
  |  9  
 |  Подведение итогов занятия:  - Что нового вы узнали сегодня на уроке?  - При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-? |  5 | 
  |  Домашнее задание на выбор  (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению) | 
  |  - упр. 143 стр. 90 по учебнику «Русский язык. 10-11 кл» под ред. Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.;    - подготовить тест с ответами (10 вопросов) на тему «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»;    - подготовить сообщение на тему «Морфологические и немофологические способы образования слов».    - написать мини-рассказ (не менее 10 предложений), в котором будут встречаться приставки пре- и при- с разным значением (не меньше 12 раз). | 
  |  - выставление оценок за работу на уроке | 
  |  Рефлексивно-оценочный этап:    Возьмите карту самооценивания и оцените свою работу на занятии.  Эмоциональная рефлексия: притча  Проанализируйте свою работу на уроке, прослушав притчу: «Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» и тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответл: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: «А я принимал участие в строительстве храма!» А что же на уроке делали вы? | 
  |  
 |  Итого: |  45 мин | 
 
   О.В. Кривенко