kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведен в рамках методической недели. Целью проведения было ознакомление учащихся с орфограммой "мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"»

18.01.2017г

Макаренко Е.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Вознесенское

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

(7 класс, урок изучения нового материала)

Методы: по дидактической цели (методы обучения и методы контроля);

 по источнику получения  знаний (слово учителя, беседа, наблюдение,
языковой анализ (разбор), работа по учебнику (учебному пособию),
упражнения.

Формы работы: беседа, устная работа, индивидуальная работа, самопроверка, коллективная работа по таблице, самостоятельная письменная работа.

Оборудование: таблица-памятка, карточки, тест.

Цель урока: формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Задачи урока:

  • обучающие: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи;

  • развивающие: вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, умения аргументировать, доказывать, слушать, развивать умения применять полученные знания в устной и письменной речи;

  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; помочь ученику раскрыть индивидуальные способности; формировать эстетическое отношение к жизни.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, создание благоприятной атмосферы общения (внешняя и внутренняя психологическая готовность).

  1. Проверка домашнего задания.

Раскройте тетради с домашним заданием и назовите мне наречия, которые вы подчеркнули, как члены предложения (наугад, вокруг, назло, некстати, как будто, издавна).

Как пишутся эти наречия? Слитно .

Хорошо. А теперь закройте тетради и передайте на первые парты.

(раздать вторую пачку тетрадей, но не открывать пока)

  1. Фронтальный опрос


Сегодняшний урок построим следующим образом: повторим изученное ранее, познакомимся с новым материалом, закрепим знания, выполнив различные задания


Пока все отвечают на вопросы 3 учащихся работают по карточкам Раздать карточки

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы, указать часть речи. Составить предложение с одним из слов

Съеш.., сторож.., сплош.., дремуч.., с плеч.., ландыш.., ветош.., видиш.., навзнич.., реч.., лиш.., назнач..те, проч.., трескуч..,

Карточка №2

Вставить пропущенные буквы, указать часть речи. Составить предложение с одним из слов

Показаться из-за туч.., жареная дич.., увлеч..ся интересной работой, решить много задач.., исполнить точ..-в-точ.., раскрытое настеж.. окно,

Карточка №3

Вставить пропущенные буквы, указать часть речи. Составить предложение с одним из слов

Невмоч.. продолжать путь, день хорош.., разжеч.. костер, сплош.. увешанная сережками береза. настеж.. . до встреч..,


Ребята. На предыдущих занятиях мы с вами подробно изучали такую часть речи, как наречие

- Какая часть речи называется наречием?

(Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? как? и др.

Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.)

-Как отличить наречия от омонимичных форм имён прилагательных?

(Наречие относится к глаголу, отвечает на вопрос как? и в предложении является обстоятельством. Например: Серёжа прыгнул невысоко.

Прилагательное относится к существительному, отвечает на вопрос каково? и в предложении является сказуемым. Например: Это деревце невысоко.)

-На предыдущих уроках мы с вами познакомились с правописанием наречий. Внимание вопрос: Как пишутся наречия?

Чаще всего слитно, через дефис, реже раздельно.

- Приведите примеры слитного написания (вверху, вмиг)

Приведите примеры дефисного написания ( приставка ПО, суффиксы –ОМУ-, ЕМУ-, -И-; приставка В(ВО)- суффиксы -ЫХ-, -ИХ- ; приставка КОЕ- суффиксы –ТО-, -ЛИБО-, -НИБУДЬ- черточку не позаюудь)

Приведите примеры раздельного написания

Хорошо. Ребята , продолжаем работать откроем наши тетради и запишем число, название ( классной) работы и тему урока.

Собрать карточки у учащихся


  1. Мобилизующее начало

.. Сегодня нам предстоит выяснить, в каких случаях на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Но сначала вспомним, когда пишется мягкий знак после шипящих на конце других частей речи. В связи с этим целью нашего урока будет познакомиться с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи; использовать полученные знания в устной и письменной речи.

5.Объяснение нового материала

Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним В каких случаях мягкий знак пишется после шипящих на конце других частей речи , а в каких нет?

Ребята, параллельно заполняем таблицу на доске и в своих схемах

Приведите примеры( если трудно) обратимся к форзацу учебника:

Орфограммы №8 на конце сущ. ж.р. 3скл. роЖЬ;

№20 кратких прилагательных горюЧ

№22 конце глаголов в инфинитиве, во 2 л. ед.ч.,

№47 в повелительном наклонении глагола


Мягкий знак после шипящих на конце слов

Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется

Имя существительное

На конце сущ. 3-го скл. (дичь, дочь, ночь, пустошь, рожь, дрожь, ложь, вещь)

На конце сущ. 2-го скл. м. р. (меч, грач, сторож, плащ, лихач, гараж)

На конце сущ. мн. ч. Р. п. (туч, задач, училищ, пастбищ)

Имя прилагательное

_____

В крат. прил. (горюч, горяч, колюч, летуч, пахуч)

Глагол

Во 2-го л. ед. ч. (точишь, бережёшь, метишь, гонишь)

В неопред. форме (сечь, прячь, лечь, беречь)

В форме повел. накл. 2-го л. ед. ч. и мн. ч. (режьте, намажь, умножь, не тревожьтесь)




_____

Наречие

После Ш и Ч: вскачь, сплошь, навзничь, прочь, наотмашь

После Ж: уж, замуж, невтерпёж (искл. – настежь)


Делаем вывод по нашей таблице:

1.Мягкий знак после шипящих пишется:

а) на конце сущ. ж.р. 3скл.

б) на конце глаголов в инфинитиве, во 2 л. ед.ч., в повелительном наклонении

2.Мягкий знак после шипящих НЕ пишется

1. На конце сущ. 2-го скл. м. р. (меч,

2 На конце сущ. мн. ч. Р. п. (туч, задач

Ребята! Вы видите, что одна колонка у нас остается не заполненная, мы к ней еще вернемся.

А сейчас сыграем в игру «Найди мягкий знак».

Я произношу слова с шипящей на конце. Если мягкий знак в слове пишется –поднимаем руки и тогда я вижу, кто Ь нашел, если не пишется –руки перед собой на парте: Кто правильно определил ставит на полях (+). Можно заработать и второй (+), если ответить на вопрос Почему Ь пишется или не пишется

Молодёжь, камыш, из-за туч, стеречь, полночь, товарищ, помощь, удивляешь, отрежь, карандаш, испечь, течь, чудовищ, горяч, плющ, плач, хорош, мяч, печь, чащ.

Ещё раз сделаем вывод: если это существительное женского рода 3-го склонения или глагол, то мягкий знак после шипящих пишем; если это существительное мужского рода или существительное во множественном числе, краткое прилагательное, то мягкий знак после шипящих не пишем.


Хорошо! Теперь, когда мы еще раз повторили написание Ь знака после шипящих в разных частях речи. Правило написания мягкого знака на конце наречий после шипящих очень простое – мягкий знак всегда пишется после букв Ш и Ч (вскачь, навзничь, сплошь, прочь, наотмашь). После буквы Ж мягкий знак пишется только в одном слове – настежь. В других случаях (уж, замуж, невтерпёж) мягкий знак не пишется.

Откроем учебники.стр.122, прочитаем правило и заполним нашу таблицу на доске и в схемах

5.Закрепление материала

Задание № 1 упражнение №263

Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать

1 ученик – у доски, остальные работают в тетрадях (самопроверка). Лингвистическая работа: Составить предложения с выделенными словосочетаниями

6.Физкультминутка

мы старались мы писали

наши пальчики устали

Мы немного отдохнем

И опять писать начнем


Задание № 2

Объяснительный диктант. Один ученик работает у доски, объясняя орфограммы.

а) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

б) Едет царевич задумчиво прочь.

в) И мигом отлетел он прочь.

г) А знаешь, не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?


Вывод: на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Исключения составляют слова: уж, замуж, невтерпёж

Чтобы еще раз в этом убедиться обратимся к упр264 и прочитаем стихотворение, которое называется «Исключение из правил»читаем сначала про себя,( готовим выразительное чтение стихотворения), а затем вслух. Выполняем задание к упражнению


Задание № 3

(распределительный диктант): распределить словосочетания в 2 колонки (Ь пишется, Ь не пишется).

2 ученика – у доски, остальные работают в тетрадях (самопроверка).

Удалиться проч.., ударить наотмаш.., выйти замуж.., отворить настеж.., пуститься вскач.., ждать невтерпёж.., зарасти сплош.., уж.. небо осенью дышало, упасть навзнич.. .

Задание № 4 (творческое): записать, добавив по 2-3 примера данной части речи, с шипящими на конце.

1 ученик – у доски, остальные работают в тетрадях.

  • Чувствуешь –

  • Ключ –

  • Прочь –

  • Шипуч –

Задание № 5

. Ребята, вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнём и поиграем в игру «Третий лишний».

На доске написаны

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно здесь лишнее. Продолжаем набирать бонусы, ставя за правильный ответ (+)

А. Вскачь, настежь, уж;

Б. Полночь, товарищ, молодежь;

В. Отрежь, смажь, помощь;

Г. Рожь, блестишь, молчишь;

Д. Из-за туч, камыш, малыш;

Е. Могуч, горяч, мочь;

Ж. Видишь, прочь, сплошь;

З. Дочь, ночь, мяч.

Молодцы! Считаем свои (+)

Ну и напоследок

7.Подведение итогов

Обобщая изученное ранее и материал сегодняшнего урока, расскажите о правописании мягкого знака после шипящих.


1. Мягкий знак после шипящих пишется:

а) у существительных женского рода 3-го склонения;

б) у глаголов в неопределенной форме, в форме второго лица единственного числа и повелительного наклонения;

в) на конце наречий (исключение: уж, замуж, невтерпёж).


2. Мягкий знак после шипящих не пишется:

а) у существительных женского рода 1-го склонения во множественном числе;

б) у существительных мужского рода;

в) у кратких прилагательных.

8. Мотивация оценок

Сегодня на уроке мы повторили правила написания мягкого знака после шипящих на конце различных частей речи. Познакомились с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Заполнили таблицу, иллюстрирующую написание мягкого знака на конце слов после шипящих. Закрепили знания в ходе выполнения письменных упражнений.

И получили следующие оценки:

«5»

«4»

«3»

9. Рефлексия.

Учитель:

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

Учитель: Что новое вы сегодня узнали на уроке?

Подумайте над такими вопросами

1.Все ли было понятно на уроке?

2.Усвоил ли каждый из вас тему?

3.Может быть кто-то испытывал трудности?

4.За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

10..Дача домашнего задания

Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: выучить правило на с. 122, выполнить упражнение 265, с. 123.

Учитель: Спасибо. Урок закончен.














Используемая литература

  1. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 7 классе : Кн. Для учителя / Г. А. Богданова. – М. : Просвещение, 2003. – 235 с.

  2. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М., 1999.

  3. Раилко, Н. С. Открытые уроки русского языка: 5 – 8 классы / Н. С. Раилко – Ростов н / Д : Феникс, 2008. – 310 с.

  4. Русский язык. 6 – 8 классы. Составитель Цой, Н. С. – Волгоград : ООО Экстремум», 2004. – 112 с.












Вставить пропущенные буквы, указать часть речи.

Составить предложение с одним из слов


Съеш.., сторож.., сплош.., дремуч.., с плеч.., ландыш.., ветош.., видиш.., навзнич.., реч.., лиш.., назнач..те, проч.., трескуч..,











Вставить пропущенные буквы, указать часть речи.

Составить предложение с одним из слов

Показаться из-за туч.., жареная дич.., увлеч..ся интересной работой, решить много задач.., исполнить точ..-в-точ.., раскрытое настеж.. окно,









Вставить пропущенные буквы, указать часть речи.

Составить предложение с одним из слов

Невмоч.. продолжать путь, день хорош.., разжеч.. костер, сплош.. увешанная сережками береза. настеж.. . до встреч..,



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Автор: Макаренко Елена Николаевна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#856 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока "Буква Ь после шипящих на конце наречий" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-bukva-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "187652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426537918"
  }
}
object(ArrayObject)#878 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце наречий""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_miagkii_znak_posle_shipiashch"
    ["file_id"] => string(6) "483361"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541242210"
  }
}
object(ArrayObject)#856 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса " Мягкий знак на конце наречий после шипящих""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekturokaporusskomuiazykudlia4klassamiaghkiiznaknakontsienariechiiposlieshipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "304872"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457805898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства