- 
	Интегрированный урок по русской грамоте в 1 классе по теме: «Звуки [н], [н']. Буквы Нн.» Тема: Звуки [н], [н']. Буквы Нн. Цель урока: познакомить детей с согласными звуками [н], [н'], буквами Н,н. Задачи урока: Образовательные: учить отличать эти звуки от других согласных звуков, и букву Н, от других букв; учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой. Развивающие: развивать фонематический слух; зрительное восприятие; связную речь; мышление; память. Воспитательные: воспитывать культуру поведения, умение работать в парах, в группах. Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке: Личностные: действие самоопределения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Тип урока: комбинированный Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (POWER POINT), учебник «Букварь», Пропись № 1, сигнальные карточки, аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросёнка», картинки трёх поросят, вырезанные из бумаги «кирпичики», карточки с письменными буквами У,и, Т, т, ; а, о, у,ы,м., карточки с рисунками и схемами, печатные буквы Н по количеству детей. Ход урока. 1. Оргмомент. (Слайд 1) а) Психологический настрой. - Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее: - Начнём скорей урок. б) Постановка цели и учебных задач урока. Звучит песенка из мультфильма «Три поросёнка» (1 куплет с припевом) - Чья это песенка? (трёх поросят). (Слайд 2) - О чём она? (о том, что всем нужен дом) - Для чего нужен дом? (в доме можно спрятаться от опасности, от жары и холода) - «My home is my castle» как говорят англичане, «Мені? ?йім мені? ?амалым» - так говорят казахи, что в переводе означает «Мой дом – моя крепость». - Сегодня мы с вами будем помогать, поросятам строить прочный дом. Кирпичик за кирпичиком, так же, как вы поднимаетесь по лесенке знаний ступенька за ступенькой. - Вспомните, как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф – Нуф) - Чтобы узнать тему урока вам надо выделить первый звук в каждой кличке поросёнка. - Кто уже догадался, какая тема урока? (звуки [н], [н'], буквы Н н). (Слайд 3) - Какую цель мы поставим на урок, чему вы будете учиться? (познакомимся со звуками и буквами, научимся отличать их от других звуков и букв, научимся писать букву и читать с новой буквой). 2. Ситуация успеха. Повторение пройденного. - Что бы построить прочный дом мы должны правильно выполнять все задания на уроке. а) Первое задание. (Приложение 1) На наборном полотне, в верхнем ряду, поставлены письменные буквы У, и, Т, т. - Каких букв не хватает? (строчной буквы у и заглавной буквы И) - Почему вы так решили? (т.к. буквы Т есть и строчная и заглавная) В нижнем ряду на наборном полотне поставлены письменные буквы у, о, а, м, ы. - Какая буква лишняя? (м) - Почему? (потому что она обозначает согласный звук, а все остальные гласные звуки) - Молодцы! С заданием справились, вот и первый кирпич дома для поросят (прикрепить на доске). б) Второе задание (в группах) Самостоятельная работа. - Составьте схемы слов, обозначьте звуки цветом : 1 группа- Тима, 2 группа – Тома. Взаимопроверка. - Чем отличаются эти слова? (гласными звуками в первом слоге) - Как влияет гласный звук на согласный т? (с гласным о согласный твёрдый, с гласным и согласный мягкий) - Правильно! Хорошо! Вот и второй кирпич для дома (прикрепить рядом с первым) - Фундамент дома для поросят уже готов. 4.Работа по новой теме. 1) Знакомство с новым звуком и буквой (Приложение 2) - Как же звали трёх поросят? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф) - Сначала каждый из них строил свой дом. Наф – Наф строил дом каменный, а Ниф – Ниф и Нуф-Нуф строили из соломы и хвороста. А вот чтобы узнать, кто строил из соломы, а кто из хвороста вы должны догадаться по схемам. На словах схемах нарисованы домики. - Так кто же мог строить домик из соломы? - А кто из хвороста? – Почему? ( Нуф –Нуф из соломы, потому что первый звук произносится твёрдо, а Ниф – Ниф из хвороста, потому что первый звук произносится мягко). - Вы правильно ответили на вопросы и ещё два кирпича добавляются к домику ( кирпичи прикрепить над первым и вторым). 2) Выделение нового звука [н], [н'] - Произнесите первый звук в слове Нуф- Нуф - Как он произносится? (твёрдо) - Произнесите первый звук в слове Ниф- Ниф. -Как он произносится? (мягко) - Произнесите эти звуки ещё раз. - Какие это звуки? (согласные, потому что при произношении встречается преграда) - Закройте ушки ладошками. Произнесите эти звуки снова. - Что ещё можно о них сказать? (они звонкие, потому что произносятся с шумом и голосом). 3) Распознавание нового звука в словах (Слайд 4) - Что вы видите на экране? Назовите. Какой звук вы слышите в начале слов? - Покажите сигнальными карточками твёрдый или мягкий звук. (носорог, нитки, ноль, ножницы) - С заданием справились отлично! Добавляем ещё один кирпичик к домику. 4) Знакомство с буквами Н н – Можем ли мы увидеть звуки [н], [н‘]? (нет, звуки мы слышим и произносим) 
 – Звуки [н], [н‘] мы обозначим буквой.
 - Поднимите руки, кто знает как называется буква, которая обозначает звуки [н], [н’] ? (буква эн)
 - Откройте Букварь.- Посмотрите в Букваре на эту букву в верхнем углу. 
 - Чем похожи и чем отличаются печатные буквы? (Отличаются размером, похожи написанием).
 - Почему буквы напечатаны на прямоугольнике, разделённом на зелёный и синий цвет? (Потому что эти буквы могут обозначать в словах твёрдые и мягкие звуки).- На что похожа буква Н? Что она напоминает вам? (лесенку, кровать) (Слайд 5) - Буква н, сказать вам можно, очень на кровать похожа. - Вспомните, для чего используют большую букву? (С большой буквы начинается предложение. Имена, фамилия, отчества людей, клички животных, названия сел, городов, рек пишутся с большой буквы). 5) Местонахождение буквы н на ленте букв. 
 - В каком ряду буква Н на ленте букв? (в верхнем ряду)
 - Почему? (Потому что она обозначает звонкий согласный звук).6) Работа по карточке ( работа в группе) (Приложение 3) - Поросята приготовили для вас задание, выполнив его, мы положим ещё один кирпич к нашему домику. - Найдите в этом отрывке изучаемую букву «н» и подчеркните ее карандашом. 
 Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Книга у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, книгу.
 - Сколько букв нашли? (18)- Правильно! Строим дом дальше (добавить ещё один кирпич) 5. Физминутка (музыкальная, упражнения под песенку поросят) 7) Письмо букв заглавной и строчной ( Слайд 6) а) знакомство с письменной строчной буквой н - Из каких элементов состоит буква н? (Из наклонной прямой линии, перекладинки, наклонной прямой с закруглением внизу вправо.) 
 Объяснение учителем написания строчной буквы н и письмо учащимися этой буквы в Прописи.- Пропишите букву в воздухе. 
 -Пишем наклонную палочку (на себя ), возвращаемся по написанному до середины линии, делаем маленькую петельку и ведём ручку вверх до верхней линии. Затем пишем не отрывая руки наклонную линию с закруглением внизу.б) знакомство с заглавной письменной буквой н - Из каких элементов она состоит? (Из наклонной линии с петлёй внизу, перекладинки, наклонной линии с петлёй вверху и с закруглением внизу вправо.) 
 Объяснение учителем написания заглавной буквы Н и письмо учащимися этой буквы в Прописи.- Пропишите букву в воздухе. 
 - Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Пишем
 наклонную линию вверх, затем ведём вниз наклонную прямую до нижней линии рабочей строки, закругляем петельку влево и ведём вверх до верхней линии рабочей строки, пересекаем её и ведём вверх - вправо, делаем петлю влево и пишем наклонную прямую до нижней линии рабочей строки и закругляем вправо.
 8) Чтение слогов в Букваре- Назовите слоги, где звук [н] твёрдый? Где звук [н‘]? 
 - Дополните слоги (на, но, ну, ни) до целого слова.
 9) Игра «День – ночь»-Прочитайте слово на наборном полотне (ОН.) 
 - Ночь.(Дети закрыли глаза, в это время учитель добавляет букву а.)
 - День. (Дети открывают глаза, читают слово ОНА.)
 - Ночь (Дети закрыли глаза, учитель меняет букву а на букву и.)
 - День. (Дети открывают глаза и читают слово ОНИ.)
 Дети читают эти слова в Прописи, объясняют значения этих слов и затем пишут их в тетради после объяснения и показа учителем на доске.
 - Вы хорошо справились с заданием, поэтому закладываем ещё один кирпич к дому для поросят (прикрепить на доску).10) Письмо слогов в прописи. - Обратите внимание на соединение буквы н с другими буквами. 11) Чтение слов и предложений. а) чтение слов в Букваре ( хором и цепочкой) - Объясните значение слова ноты; (1. Графическое изображение музыкального звука, а также сам звук. (Словарь С.И.Ожеroва). 
 - Прочитайте слова, где звук [н] твёрдый? (мягкий)
 - Прочитайте слова с удвоенными согласными. (Инна, Нонна)
 б) чтение предложений (Слайд 7)У Нины ноты. 
 - Сколько слов в предложении?
 - Как записывается предложение?12) Письмо предложений в прописи (с комментированием) У мамы Нонна. 
 (В этом предложении 3 слова. Первое слово У пишем с большой буквы. Второе слово мамы, третье слово Нонна - это имя, пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку.)6. Развитие речи. - Рассмотрите картинку в Букваре. 
 - Что изображено на картинке?
 - Куда пошла Нина?
 - Что она собирала?
 - Кто сидел за кустами малины?
 - Кого увидела Нина?
 - Как ты думаешь, чем кончилась эта история? Придумай её конец.
 - Прочитайте рассказ «Нина и Миша» к этой картинке, дополнив предложения пропущенными словами (вслух, про себя, шёпотом).
 7. Рефлексия (Приложение 4)- Ну, вот наш дом почти готов. Чего не хватает? (крыши). Её мы поставим, когда ответим на вопросы. - С какими звуками вы познакомились на уроке? Дайте характеристику. - Назовите букву, которой обозначают эти звуки. - Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. - Достигли мы целей урока или нет? - В чём испытывали трудности? - На листочке раскрасьте букву Н и оцените свою работу на уроке. 
 - Если работали в течении урока очень хорошо - в зелёный цвет,
 если в чём -то испытывали затруднение – в красный цвет.8. Итог урока. - Посмотрите, какой прочный дом теперь у поросят. И не страшен им серый волк. - Как вы считаете, доброе дело мы с вами совершили, помогая поросятам строить дом? (ответы детей) - Давайте их туда заселим (Слайд 8) - А вам я желаю в будущем прочных знаний в жизни и ещё много добрых дел. После уроков можно посмотреть мультфильм « Три поросёнка». 






 
 

 
   
 




 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    