|    III. Работа по теме урока.   - Игра «Добавь существительное».   На доске записаны 3 столбика глаголов, к которым надо добавить имя существительное, определить падеж имени существительного.   К доске «по цепочке» выходят учащиеся, сидящие в разных рядах. Выигрывает тот ряд учащихся, которые быстрее других выполнят задание безошибочно.        |   отдал …   |    взял у …   |    написал в …   |     |   играл с …   |    говорил о …   |    подарил …   |     |   заботился о …   |    увидел …   |    гулял по …       |        - Какой вид связи мы здесь увидели? (Управление)   - Чем управляет глагол? (Существительным)   1. Упражнение 119.   – Прочитайте шуточное стихотворение.   – Можете ли из своего раннего детства припомнить подобные случаи?   – Найдите в тексте существительные, которые не входят в основу предложения.   – Составьте словосочетания с этими именами существительными.   – Главными или зависимыми они являются в словосочетании?   – Как называется такая связь глагола с именем существительным?   – Что мы можем определить из этой связи? (Падеж имени существительного.)   – Выпишите словосочетания.   (Не стригли (чего?) волос, берет (что?) ножницы, режет (что?) волос, смотри (во что?) в зеркало.)   – В каких случаях мы можем задать вопрос по смыслу?   – Определите падеж имен существительных.   – В каком падеже стоят имена существительные, отвечающие на вопрос «что»?   – Как не путать винительный падеж с именительным?        Работа в группе   - Распределите словосочетания на группы в зависимости от типа связи:   1 группа - согласование, 2 группа- управление.   Даны словосочетания: витать в обл__ках, пуш__стое обл__ко, в__сеть на т__л__фоне, сотовый т__л__фон, прикусил __зык, ру__кий __зык.   - Итак, какие словосочетания попали в первую группу? (Пушистое облако, сотовый телефон, русский язык.) Какое значение имеют все эти словосочетания? (Предмет и его признак.)   - Во вторую? (Витать в облаках, висеть на телефоне, прикусил язык.)   Вывод.   - Итак, какие виды связи слов в словосочетаниях вам известны? (Управление и согласование.)   
      Работа в паре.  
      Спелые овощи люди убирают с полей и огородов. (Двое у доски)         Подчёркиваем главные и второстепенные члены предложения.     Выписываем словосочетания.     2. Упражнение 120.   – Прочитайте другой отрывок из стихотворения.   – Найдите словосочетания с именами существительными в косвенном падеже.   – Отметьте в словосочетаниях главное слово.   – Что диктует глагол имени существительному?   – Запишите на свободных строках смысловой и падежный вопросы.   – Определите падеж имен существительных.   – Какие падежи не встретились в этом отрывке?   – Составьте устно словосочетания глаголов и существительных в этих падежах.   – Попробуйте определить значение рассмотренных словосочетаний.   3. Упражнение 121.   – Прочитайте текст.   – Объясните правописание букв на месте пропусков.   – Читая, находите существительные и действуйте по плану:   1. Определяю, имя существительное входит в основу предложения или в словосочетание.   2. Если имя существительное входит в основу предложения, значит, это подлежащее (в тексте подчеркиваю одной чертой).   3. Если имя существительное входит в словосочетание, ищу главное и зависимое слова. (Отмечаю «×» и «v» в тексте.)   4. Выписываю словосочетание, в котором существительное является зависимым словом, пишу смысловой и падежный вопросы.   5. Определяю падеж имени существительного и записываю над словом.   (С памяткой-планом ученик работает у доски, объясняя совершаемые операции.)       |