Цели: раскрыть структурные различия простого и сложного предложений; выявить ориентир для  узнавания сложного предложения; формировать умение составлять схему сложного предложения.
Ход урока
I. Развитие речи.
Учитель предлагает рассмотреть картины русских художников И. Левитана, А. Саврасова и других.
– Что общего в этих картинах? (Изображение природы, пейзажа.)
– Кто может сказать, как называют художников, которые изображают природу? (Пейзажисты.)
Учитель читает стихотворение:
Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
                Э. Успенский
 
    
    
    
    
            
                Просмотр содержимого документа
                
                «Конспект урока "Предложение сложное" »
            
            
                                                              СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  Цели: раскрыть структурные различия простого и сложного предложений; выявить ориентир для узнавания сложного предложения; формировать умение составлять схему сложного предложения.
  Ход урока
  I. Развитие речи.
  Учитель предлагает рассмотреть картины русских художников И. Левитана, А. Саврасова и других.
  – Что общего в этих картинах? (Изображение природы, пейзажа.)
  – Кто может сказать, как называют художников, которые изображают природу? (Пейзажисты.)
  Учитель читает стихотворение:
  Если видишь – на картине
  Нарисована река,
  Или ель и белый иней,  
  Или сад и облака,
  Или снежная равнина,  
  Или поле и шалаш,  
  Обязательно картина  
  Называется пейзаж.
   Э. Успенский
  II. Словарная работа.
  – Посмотрите в толковый словарь. Как в словаре объясняется слово пейзаж?
   Т о л к о в а н и е слова пейзаж:  
  1) Общий вид какой-нибудь местности.
  2) Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
  – Какие орфограммы встретились в этом слове? (Непроверяемая безударная гласная, парная согласная.)
  – Какие словарные слова вы услышали в стихотворении? Запишите.  
  Учитель читает текст ещё раз.  
  П р о в е р к а.
  С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й по одной из картин.  
  З а п и с ь удачных предложений и их характеристика.
  III. Работа по теме.  
  Н а д о с к е:
     |    Скоро наступит октябрь.   Пройдёт хмурый дождь.   Скоро наступят холода.   |     Яркое солнце выйдет из-за туч.   Птицы отправятся в дальний путь.   Польют скучные дожди.   |  
 
  – Что вы видите на доске?  
  – Что общего в этих предложениях? (Они простые, на одну тему.)  
  – Докажите, что эти предложения простые.
  – Какую работу можно с ними выполнить? (Составить сложные предложения.)  
  – Что такое сложное предложение?  
  Сначала проходит устная работа по составлению предложений, затем дети записывают их в тетради, подчёркивают грамматические основы.
  – Сделайте вывод. Что помогает нам узнать сложные предложения? (Количество грамматических основ.)
  IV. Выполнение упражнения 3.
  1. Ч т е н и е предложений по цепочке.
  – Что особенного заметили в записи этих предложений? (Союз, запятая при союзе «и».)
  – Какие ещё союзы вы знаете? При каких союзах всегда ставится запятая? В каких случаях перед союзом «и» не ставится запятая? Приведите примеры.
  2. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я по заданию учебника.
  В ы в о д.
  Сложное предложение имеет более одной грамматической основы.
  – А что значит – более одной основы?  
  3. С о с т а в л е н и е предложений по данным схемам.
  
  V. Итог урока.
  – Чему вы учились сегодня на уроке?  
  – Что помогает узнать сложные предложения?
  Домашнее задание:  повторить правило; выполнить упражнения 4, 5 (по заданию учебника).