Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, классная доска, карточки: красные и желтые, учебник «Русский язык» 2 класс, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, электронное приложение к учебнику, Словарные слова. 1-2 классы. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова.
1. Организационный момент.
- Садитесь, пожалуйста.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять
Буду грамотно писать.
- Проверьте готовность к уроку.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
- Я желаю вам сохранять хорошее настроение весь урок.
- Тема нашего сегодняшнего урока….
- Выполнив упражнения,вы сами скажите мне тему урока.
- А написание какой буквы мы сегодня повторим, вы сами мне скажите.
- Посмотрите на доску. Что там написано? ( Проворонила ворона воронёнка.) Скороговорка, предложение.
- Какой звук произносим чаще других в этой скороговорке? (Согласный звук [р].)
- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий , непарный согласный )
- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)
- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)
-- Начинаем писать сверху вниз, ведем наклонную вниз, не доходя до конца линейки, закругляем влево. Возвращаемся наверх и пишем закругленный элемент.
- Начинаем писать наклонную вниз, отрываем, возвращаемся наверх, чуть ниже по наклонной вправо пишем, закругляем, ведём вниз и, не доходя до нижней строки линейки, делаем закругление вправо. Продолжите написание букв до конца строки.
- Прочитайте скороговорку.
- Что можно сказать о словах в этом предложении? ( Это однокоренные слова.)
- Спишите, выделите корень.
- Найдите грамматическую основу предложения. Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях.
б) Постановка учебной задачи.
- Прочитайте стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова…». Один ученик читает стихотворение.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- В этом стихотворении скрыта тема нашего сегодняшнего урока. И мы попозже вернемся к этому стихотворению и посмотрим, где же она была скрыта.
в) «Открытие» детьми нового знания.
- На какие три группы можно разделить слова? Запишите в 3 столбика.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа, оцените его работу на правильность. Работа в парах.
- В каком столбике получилось больше слов?
- Поставьте вопросы к словам? ( Эти слова отвечают на вопросы кто? что?)
- Как мы называли эту группу слов? (Предметы.)
- А как будем называть теперь? ( Имя существительное.)
- Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Имя существительное)
- Давайте вернемся к стихотворению А. Шибаева и посмотрим, где спрятана тема урока.
Работа детей над стихотворением.
- Что обозначает имя существительное? ( Предметы, растения, животные, явления природы, одежду, обувь……)
г) Введение новых терминов.
- Поставьте вопрос к первым трем словам столбика. (Кто?)
- Такие имена существительные называются одушевлённые.
- Поставьте вопрос к последним трем словам столбика. (Что?)
- Такие имена существительные называются неодушевлённые. Запишите в тетради вместе с вопросами сначала одушевлённые, потом – неодушевлённые имена существительные .
- Кто сформулирует правило? (Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые , отвечают на вопросы кто? и что?)
д) Слушание сообщения Самоварова (с электронного приложения анимация на доске), чтение правила в учебнике (с. 77)
- Послушайте, как об этом говорит наш профессор Иван Иванович Самоваров, сравните с правилом в учебнике.
(Индивидуальная работа – карточки со словарными словами слабым ученикам.)
- Запишите слова в тетрадь в два столбика, выделите орфограмму, поставьте знак ударения, разделите на слоги.
- Проверим.
- Что общего в этих словах? ( Обозначают предмет. Имена существительные.)
- Чем различаются? (Одушевленные и неодушевленные. Птицы и растения.)
2) Развитие речи.
- Какое новое словарное слово написали? (Ворона.)
- Откройте словари (с. 17), прочитайте, что обозначает это слово. (Ворона-всеядная птица семейства вороновых, серая с черным или черная.)
- Как произошло слово? (Происхождение слова неясно. Скорее всего от того же звукоподражания, которое содержится в слове «воробей». )
- Запишите предложения со словом «ворона» в тетрадь, укажите часть речи: имя существительное.
сущ. сущ.
Вороны часто кричат – к дождю. (Примета.)
сущ. сущ.
Вот ворона сидит на заборе…(Н. Рубцов)
3) Работа с текстом.
- Прочитайте стихотворение А. Фета
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне.)
- Как догадались?
- Выпишите имена существительные.
Взаимопроверка работы. Работа в парах. Сверка с доской.
- Назовите одушевленное имя существительное. - А остальные слова к какой группе существительных относятся?
- Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам.
4) Групповая работа.
Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе.
- Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты.
ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но
- Какие слова составили? К какой части речи относятся слова?
Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила).
5. Обобщение знаний об имени существительном.
Самостоятельная работа:
Работа на компьютере (3 ученика) – упражнения с электронного приложения. Остальные ученики - в тетради (Сильный уровень - красные карточки - упр.95, слабый уровень – желтые карточки - упр. 94.)
Проверка работы на компьютере учителем индивидуально.
Проверка работы в тетради:
– Прочитайте одушевленные имена существительные (сильный уровень). А теперь - неодушевленные имена существительные (слабый уровень).
6. Итог урока.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Какие группы имен существительных знаем?
Оценки за работу на уроке.
7. Рефлексия.
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- Я вспомнил….
- Мне удалось…
- Мне понравилось…
- Я могу похвалить себя за….
8. Домашнее задание: стр. 77- правило, упр.93, Словарные слова- с.17
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, классная доска, карточки: красные и желтые, учебник «Русский язык» 2 класс, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, электронное приложение к учебнику, Словарные слова. 1-2 классы. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова.
1. Организационный момент.
- Садитесь, пожалуйста.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять
Буду грамотно писать.
- Проверьте готовность к уроку.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
- Я желаю вам сохранять хорошее настроение весь урок.
- Тема нашего сегодняшнего урока….
- Выполнив упражнения,вы сами скажите мне тему урока.
- А написание какой буквы мы сегодня повторим, вы сами мне скажите.
- Посмотрите на доску. Что там написано? ( Проворонила ворона воронёнка.) Скороговорка, предложение.
- Какой звук произносим чаще других в этой скороговорке? (Согласный звук [р].)
- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий , непарный согласный )
- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)
- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)
-- Начинаем писать сверху вниз, ведем наклонную вниз, не доходя до конца линейки, закругляем влево. Возвращаемся наверх и пишем закругленный элемент.
- Начинаем писать наклонную вниз, отрываем, возвращаемся наверх, чуть ниже по наклонной вправо пишем, закругляем, ведём вниз и, не доходя до нижней строки линейки, делаем закругление вправо. Продолжите написание букв до конца строки.
- Прочитайте скороговорку.
- Что можно сказать о словах в этом предложении? ( Это однокоренные слова.)
- Спишите, выделите корень.
- Найдите грамматическую основу предложения. Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях.
б) Постановка учебной задачи.
- Прочитайте стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова…». Один ученик читает стихотворение.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- В этом стихотворении скрыта тема нашего сегодняшнего урока. И мы попозже вернемся к этому стихотворению и посмотрим, где же она была скрыта.
в) «Открытие» детьми нового знания.
- На какие три группы можно разделить слова? Запишите в 3 столбика.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа, оцените его работу на правильность. Работа в парах.
- В каком столбике получилось больше слов?
- Поставьте вопросы к словам? ( Эти слова отвечают на вопросы кто? что?)
- Как мы называли эту группу слов? (Предметы.)
- А как будем называть теперь? ( Имя существительное.)
- Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Имя существительное)
- Давайте вернемся к стихотворению А. Шибаева и посмотрим, где спрятана тема урока.
Работа детей над стихотворением.
- Что обозначает имя существительное? ( Предметы, растения, животные, явления природы, одежду, обувь……)
г) Введение новых терминов.
- Поставьте вопрос к первым трем словам столбика. (Кто?)
- Такие имена существительные называются одушевлённые.
- Поставьте вопрос к последним трем словам столбика. (Что?)
- Такие имена существительные называются неодушевлённые. Запишите в тетради вместе с вопросами сначала одушевлённые, потом – неодушевлённые имена существительные .
- Кто сформулирует правило? (Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые , отвечают на вопросы кто? и что?)
д) Слушание сообщения Самоварова (с электронного приложения анимация на доске), чтение правила в учебнике (с. 77)
- Послушайте, как об этом говорит наш профессор Иван Иванович Самоваров, сравните с правилом в учебнике.
(Индивидуальная работа – карточки со словарными словами слабым ученикам.)
- Запишите слова в тетрадь в два столбика, выделите орфограмму, поставьте знак ударения, разделите на слоги.
- Проверим.
- Что общего в этих словах? ( Обозначают предмет. Имена существительные.)
- Чем различаются? (Одушевленные и неодушевленные. Птицы и растения.)
2) Развитие речи.
- Какое новое словарное слово написали? (Ворона.)
- Откройте словари (с. 17), прочитайте, что обозначает это слово. (Ворона-всеядная птица семейства вороновых, серая с черным или черная.)
- Как произошло слово? (Происхождение слова неясно. Скорее всего от того же звукоподражания, которое содержится в слове «воробей». )
- Запишите предложения со словом «ворона» в тетрадь, укажите часть речи: имя существительное.
сущ. сущ.
Вороны часто кричат – к дождю. (Примета.)
сущ. сущ.
Вот ворона сидит на заборе…(Н. Рубцов)
3) Работа с текстом.
- Прочитайте стихотворение А. Фета
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне.)
- Как догадались?
- Выпишите имена существительные.
Взаимопроверка работы. Работа в парах. Сверка с доской.
- Назовите одушевленное имя существительное. - А остальные слова к какой группе существительных относятся?
- Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам.
4) Групповая работа.
Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе.
- Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты.
ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но
- Какие слова составили? К какой части речи относятся слова?
Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила).
5. Обобщение знаний об имени существительном.
Самостоятельная работа:
Работа на компьютере (3 ученика) – упражнения с электронного приложения. Остальные ученики - в тетради (Сильный уровень - красные карточки - упр.95, слабый уровень – желтые карточки - упр. 94.)
Проверка работы на компьютере учителем индивидуально.
Проверка работы в тетради:
– Прочитайте одушевленные имена существительные (сильный уровень). А теперь - неодушевленные имена существительные (слабый уровень).
6. Итог урока.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Какие группы имен существительных знаем?
Оценки за работу на уроке.
7. Рефлексия.
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- Я вспомнил….
- Мне удалось…
- Мне понравилось…
- Я могу похвалить себя за….
8. Домашнее задание: стр. 77- правило, упр.93, Словарные слова- с.17