|   I. Фронтальный опрос:  1) Как узнать склонение существительного?  - По какой форме существительного определяем склонение?  - По какой морфеме?  - Сколько склонений в русском языке?  - Как распределяются по ним существительные?  2) Как определить падеж существительного?  3) Зачем важно знать склонение и падеж существительного? (Чтобы правильно написать его окончание).  II. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов:   Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…, нет совест…, обязан своей совест…, вспомнить о совест…, поставить на балкон…  - Прочитайте слова.  - Почему в них можно допустить ошибки? Слышится [ И ], а должно писаться Е или И. Как же не допустить ошибок?  III. Эксперимент:  Просклоняйте 1-й ряд слова весна, почка; 2-й ряд – дождь, диван; 3-й – капель, рожь. Выделите в них окончания. Свои выводы запишите в таблицу №1 карты урока.  - Сравните оба слова: чем они похожи и чем различаются? Какие окончания у вас получились?  - Рассмотрите опорную таблицу и расскажите о написании Е - И в окончаниях существительных.  Вернёмся к заданию II. Поработаем в парах. Кто быстрее вставит букву, поднимет руку. Пара …. напишет на доске только окончания. Остальные проверят друг друга.      IV. Задание повышенной трудности:   Вставьте окончания в однокоренных словах:    Ветвь - ветка, тетрадь – тетрадка, площадь – площадка, кровать – кроватка.  Перед выполнением задания поставьте знаки на поля. Кто поставил -!? Кто - ??  Проводим самопроверку. У кого совпали знаки? Кому ещё нужно время, чтобы запомнить правило?   Найди ошибку:    Что может быть проще и прелестнее ландыша? Гирлянда беленьких колокольчиков на тонком стебле сияет в зелене длинных листьев. Отцветает ландыш на рубеже весны и лета, и на месте каждого опавшего цветка, словно из самого сердца, выливается по ярко-красной капле ягодки.  (По Н. Золотницкому)   |