|   2. Актуа-лизация и пробное учебное действие   |    Воспроизве-дение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.   |    Задание: образовать П.п. существительных. Выделить окончания:  Ключ, дверь, окно, дочь, парта, стекло, горшок.  Самопроверка (1 человек читает – остальные проверяют)  Сопровождает деятельность учащихся по осовению орфограмм   |    Работают над заданием. Работают в парах. Выставляют оценки друг другу. Строят понятные для партнера высказыва-ния. Смотрят презента-цию, осваивают лингвисти-ческие термины.     |    Группо-вая, индиви-дуальная   |         |    Устные ответы, письмен-ная работа   |  
  |   3. Выя-вление места и причины затруд-нения   |    Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.   |    - Слова какой части речи вы записали в орфографической работе? (имена существительные)  - Продолжим с вами повторять эту часть речи по методу «горячий стул». (у доски отвечает один человек, из класса задают ему вопросы)  - Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)  - Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.  7-й падеж был в древнерусском языке, от которого произошел современный русский язык. Его употребляли при обращении.  В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).   |    Обдумы-вают ответы на вопросы. Формули-руют собствен-ные мысли, высказы-вают и обосновы-вают свою точку зрения. С сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей.   |    Груп-повая   |    Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.  Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.  Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.  Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.   |    Устные ответы   |  
  |   4. Целе-полага-ние и построе-ние проекта выхода из затрудне-ния   |    Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.   |    Тема нашего урока: «Падеж имен существительных».  Как вы думаете какая цель нашего урока?  Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.  -Тема для вас не новая, поэтому мы будем работать в группах.  Организует и сопровождает совместную учебную деятельность.   |    Формули-руют цель учебной деятельнос-ти в диалоге с учителем.  Соотносят поставлен-ные задачи с текстами, знакомятся с материа-лом. Выделяют главное, устанавли-вают причинно-следствен-ные связи между отдельными языковыми явлениями.   |    Индиви-дуаль-ная, группо-вая   |    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.  Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.  Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками иди самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.  Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.   |    Задают вопросы для уточнения информа-ции   |  
  |   5. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность по реализа-ции построе-нного проекта   |    Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографии-ческой зоркости, развитие логического мышления, самостоя-тельности и самоконтро-ля   |    Работа в группах (6 падежей – 6 групп)  Задание для групп:  1. Прочитать стихотворение про падеж, выписать из него предлоги, которые употребляются с данным падежом.  2. Выбрать пословицы, в которых слово «дело» стоит в том падеже, про который стихотворение, определить, чем это слово является в предложении.  3. Сформулировать правило, как определить падеж существительного.  4. Устный ответ  Материалы для работы:  Пословицы  1. Велик телом, да мал делом.    Дело шуток не любит. (Т.п.)  2. Дело шуток не любит. (И.п.)  3. От слова до дела целая верста. (Р.п.)  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)    6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)  9. По твоим делам о тебе судят. (П.п.)  10. Дела как сажа бела. (И.п.)  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)  Стихотворения  ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ : КТО? ЧТО?  Поворот судьбы такой удивительный:    Изучаем мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ Н  а суку висит (что?) - ватрушка! На заборе спит (кто?) - старушка!    С неба к нам летит (что?) - игрушка!  Соловьем свистит (кто?) - подружка!    На сосне сопит (кто?) - хрюшка!    Рассказала всё (кто?) - врушка! Сочинила мир такой изумительный!    Что ж, запомним мы падеж Именительный!  РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧЕГО? (ОТКУДА? ГДЕ?)  Я из дома убежал,    Я до вечера гулял.    С дерева в сугроб сигал,    Без уроков жить мечтал.    Для коллекции снежинки    Языком я собирал.    Около костра плясал    И вокруг двора скакал.  Мне уроки надо делать?  Я на это наплевал!    Вот стою я у доски    И вздыхаю от тоски,    Но РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ  Я не вспомню, хоть ты режь!  ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? (КУДА? ГДЕ?)  Если б я названия Падежам давал,  Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!   А еще как размечтаюсь: Дед Морозом наряжаюсь    И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу.    А еще КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому,    Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону!  К паровозу тороплюсь,    По земле лечу, несусь!    Всем подарки разнесу я    И тогда домой вернусь.  ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КОГО? ЧТО? (КУДА?)  «Если хочешь много знать,  Поскорей учись читать!»  Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ ЗАПОМНИТЬ,  Научилась я ... летать!  Как взлечу под потолок.    Да махну через порог,    Вылетаю за окошко,    Курс держу я на лужок.  Ненавижу обвинять,  Буду всё перечислять.  ЧТО увижу и КОГО-  Назову до одного!  Вижу реку, вижу сад-  Называю всё подряд!  Вижу вишню, вижу сливу.    Строят клуб невдалеке,  До чего вокруг красиво!   Лепят башню на песке...  Хватит! В школу возвращаюсь,    В класс влетаю налегке.  ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?)  Чтоб от всех не отставать,    Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять    В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.  Что там долго говорить, Вот решился я ... творить! Карандаш, бумагу взял   И пейзаж нарисовал.   Я художник! Я творец! Ух, какой я молодец!  Передзамкомкуст цветёт,   Под корягой змей живёт,    Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржёт.  ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?)  На уроке я скучаю.  Что ж я лучше помечтаю.  Очень я люблю мечтать!  Вот бы мне царевной стать!  Я мечтаю о короне, буду в ней сидеть на троне.  Я мечтаю о слоне, чтоб кататься при луне.  Я мечтаю о сережках, я мечтаю о сапожках.  Вечерами в полумгле я мечтаю об орле:  Буду с ним летать на воле.  Буду я учиться в школе:  Ой, мечтаю я уже о предложном падеже.      Организует и сопровождает совместную деятельность. Дополняет ответы.   |    Формули-руют собствен-ные мысли, высказы-вают и обосновы-вают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и однокласс-никами делают выводы.   |    Фрон-тальная   |    Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.  Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.  Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.  Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы   |    Устные ответы, письмен-ная работа   |  
  |   6. Пер-вичное закрепле-ние с коммен-тирова-нием во внешней речи   |    Обобщение и систематиза-ция знаний, формирова-ние рацио-нальных спо-собов приме-нения их на практике. Эвристичес-кая беседа, подбор своих примеров, иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.   |    Выступления групп, заполнение итоговой таблицы. (Слайд 3)  Лингвистическая задача  «Неожиданные подарки»  Митя и Коля - близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись - "Подарок Мити", на втором - "Подарок Коли".  Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью "Подарок Коли", а Коля - пакет с надписью "Подарок Мити", оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя - масляные краски, о чем мечтал Коля.  Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила:  - Понравились вам мои подарки?  - Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос.  - Да вот же они, - сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски.  Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось.  А почему оно произошло, как вы думаете?  Объясните смысл словосочетаний:  подарок Коле –    подарок Коли –       |    Выполняют упражне-ния, отвечают на вопросы   |    Индиви-дуаль-ная, груп-повая   |    Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.  Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осущест-вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класссификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.  Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возни-кающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.  Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.   |    Устные ответы   |