|    1) – Вчера на уроке вы познакомились с новым для вас понятием «морфема». Что такое «морфема»? (Наименьшая значимая часть слова)   - Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)   - Почему вы не назвали основу слова? (Основа может состоять из нескольких морфем, кроме окончания)   2) – Прочитайте самостоятельно первую часть статьи (на листочках), делая на полях знакомые нам пометы: «V» - уже знал, «+» - новое для меня, «-» - думал иначе, «?» - не понял.   Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.   Слова, имеющие одинаковый корень и общее значение, называются родственными (однокоренными).   Во всех словах есть корень.   В русском языке существует одно слово, в котором корень отсутствует.   Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.   - Что было для вас знакомым из прочитанного?   - Что нового вы узнали для себя из этого текста?   - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?   3) – Чтобы ответить на все непонятные вопросы, выполним практическую часть работы. Но сначала – «пальчиковая гимнастика».   А) Выпишите только однокоренные слова, выделяя в них корень.     Горка, горе, горный; водица, подводный, водитель; храбрый, смелый, храбрец; белка, побелить, белый.   Б) Шуточная минутка.   - Вы кто такие?   - Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?   - Я ваша тётя – Гусеница.   - Назовите однокоренные слова.   - Родня ли Гусеница Гусю?   В) Сообщение учителя информации о глаголе «ВЫНУТЬ», в котором отсутствует корень.        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА        4) – Прочитайте самостоятельно вторую часть статьи, делая пометы.   Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.   В приставках таится много смысла. Приставка помогает корню лучше выразить значение слова.   Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать слово без приставки или с другой приставкой.   - Что было для вас знакомым из прочитанного?   - Что нового вы узнали для себя?   - Что осталось непонятным?     А) Практическая работа (по рядам)   - Образуйте с помощью приставок при-, у-, с-, в-, вы- новые слова. Первый ряд работает с глаголом ЕХАТЬ, второй – с глаголом БЕЖАТЬ. Приставки выделите.   - Объясните значение приставок в образованных словах.   (приехать прибежать при- - приближение   уехать убежать у- - удаление   съехать сбежать с- - спуск   въехать вбежать в- - вовнутрь     выехать выбежать вы- - наружу)   - Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы? (Значение приставки помогает понять лексическое значение всего слова)   5) – Прочитайте самостоятельно третью часть статьи, делая пометы.   Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.   Суффикс обогащает словарный состав языка.   Суффикс может всё: изменить размер и рост, превратить здание в человека…   - Что было для вас знакомым?   - Что нового вы узнали?   - Что осталось непонятным?   А) Практическая работа (в парах)   - Образуйте от данных слов с помощью суффиксов новые слова. В левом столбике должны получиться слова, обозначающие увеличение предмета, а в правом – уменьшение предмета.   котище – КОТ – котик   домина – ДОМ – домишко   ветрище – ВЕТЕР – ветерок     - С помощью каких суффиксов произошёл «рост» предметов?   - С помощью каких суффиксов мы сделали предметы маленькими?        ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ      - Прочитайте самостоятельно последнюю часть статьи, делая пометы.   Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении.   Чтобы определить в слове окончание, нужно изменить форму этого слова.   Окончание помогает определить грамматические признаки слова.   - Что было для вас знакомым из прочитанного?   - Что нового вы узнали для себя из этого текста?   - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?   А) Практическая работа (фронтальная)   - Из данных слов составьте предложение, изменяя, если необходимо, окончание.   под, шуршат, ноги, листья, сухой   (Под ногами шуршат сухие листья. Сухие листья шуршат под ногами. Шуршат под ногами сухие листья.)   - Запишем предложение: Шуршат под ногами сухие листья.   - Почему нам пришлось изменить окончания некоторых слов? (Для связи слов в предложении)   - Дайте характеристику этого предложения. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, неосложненное однородными членами предложения)   - Обозначим в словах окончания, которые помогают нам определить грамматические признаки слов. (Ногами – окончание –ами указывает, что это существительное в форме множественного числа творительного падежа…)   7) Закрепление пройденного (дифференцированные задания)   - Для закрепления материала выполним задания на карточках. Уровень задания выберите для себя сами.   - Выполним проверку.   |