| Этапы урока   | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | 
  | 1.Организационный этап. | 1 минута | Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает.Сегодня нам нельзя скучать,
 Нам надо тему изучать!
 | Приветствуют учителя, показывают свое настроение, мотивируют себя к работе на уроке. | Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. | 
  | 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 5 минут |  Ребята, разделите слова на две группы:   в…селье,  сугро… , пл…сать , моро… , праз…ник По какому признаку разделили слова на 2 группы? -Как проверить безударную гласную в корне?  -Как проверить парную согласную в корне слова? Молодцы! 
 
 
 
 Что такое праздник?   
 
 Запишите это слово.  Произнесите это слово, сравните произношение и написание. Что вы заметили?   Послушайте и запомните стихотворение-подсказку.  Если в праздник «Д» забыть,  Может праздника не быть.  Что же это за орфограмма?   Кто сформулирует тему нашего урока? А цель нашего урока: узнать, какие согласные считаются непроизносимыми, как проверить непроизносимые согласные. | 
 1 столбик: слова с безударными гласными, 2 столбик: слова с парными согласными,   веселье                  сугроб   плясать                  мороз Слово праздник – лишнее. 
 Праздник- это отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо  Написание и произношение различны 
 
 
 Непроизносимая согласная в корне слова Тема урока: Слова с непроизносимыми согласными | Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | 
  | 3.Актуализация опорных знаний. | 4 минуты | Выделите корень только в однокоренных словах: пух лужок пушок луга пуховый лужа пушка луговой пушистый слуга 
 Что такое корень?   Какие слова мы называем однокоренными?    Что наблюдается в данных корнях?   
 | ![]()  
 ![]()  ![]()  ![]() Пух, пушок, пуховый, пушистый.
 ![]()  
 ![]()  ![]() Лужок, луг, луговой.
 
 Общая главная часть слова   Слова, имеющие общее значение и общий корень Чередование согласных | Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу | 
  | 4. Первичное усвоение новых знаний. | 12 минут | Какой праздник приближается?   На Новый год все поздравляют друг друга. Сегодня на уроке мы попробуем составить поздравление. Вставьте подходящие по смыслу слова.  Дорогой друг! Поздравляем тебя с ……! Будь, как ….., красивым! Будь ,  …….,  милым! Будь всегда  ………!                          Твои друзья. Праздником, солнце, прелестным, счастливым 
 
 Какие слова вы вставили? Подчеркните согласные в середине слова, определите, какие из них являются непроизносимыми? 
 Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, это называется «стечением согласных». Произнесите первое слово, сравните с написанием. Какой согласный в нём не произносится, но пишется?   
 
 
 Произнесите второе слово. Что заметили? 
 
 Найдите несоответствие в третьем слове.    Сделайте вывод.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными?   
 Подберите проверочные слова. А теперь откроем учебник на с. 116 и прочтем правило. Назовите шаги алгоритма проверки слов с непроизносимыми согласными. 
 | Новый год. 
 
  Дорогой друг! Поздравляем тебя с праздником! Будь, как солнце, красивым! Будь, прелестным, милым! Будь всегда счастливым!                    Твои друзья. 
 Подчеркивают согласные, непроизносимые- д, л, т   
 
 
 
 В слове «праздник» не произносится согласный звук [Д], но буква Д пишется   В слове «солнце» не произносится согласный звук [Л], но буква Л пишется   В слове «прелестным» не произносится согласный звук [Т], но буква Т пишется   Вывод: в некоторых словах в середине слова встречаются сразу три согласных. Один звук из них может не произноситься. 
 
 Нужно подобрать к этим словам однокоренные слова так, чтобы согласный звук произносился отчётливо. Праздничный, солнечный, прелесть, счастье. 
 1.Определяем наличие стечения согласных. 2.Проговариваем слово слушаем произносятся ли все согласные звуки. 3.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный. 4.Записываем слово. | Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Регулятивные: осмысляют учебный материал; Познавательные: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию | 
  | 5. Первичная проверка понимания. | 4 минуты | Кто приходит в каждый дом В Новый год с большим мешком?
 Шуба, шапка, красный нос,
 Это Дедушка …
 
 Посмотрите на нашего Деда Мороза. Какое у него выражение лица? Какая улыбка? Какой мешок у него за спиной?  Используя алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово, запишите словосочетание 
 | 
 
 
 Мороз 
 
 Радостная улыбка Гигантский мешок 
 Радостная- радостен, радость. Гигантский- гиганты.   | Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Регулятивные: осмысляют учебный материал; Познавательные: поиск информации в тексте. | 
  | Физкультминутка | 1 минута | «Игра «Хлопай - топай» Учитель называет слова. Если в слове встретится непроизносимый согласный звук, то все дети хлопают, вытянув руки вперед. Если в слове встретилась другая орфограмма, дети топают Известный, серьезно, тетрадка, грустный, грустишь, капуста, капустный, радостный, сердечко, сердце, праздник, опоздать, поздно. | Выполняют физкультминутку. 
 
 Хлопают на известный, грустный, капустный, радостный, сердце, праздник, поздно. На остальные слова топают. | Личностные – установка на здоровый образ жизни. | 
  | 6. Первичное закрепление. | 10 минут | Предлагает вам Дед Мороз поработать на карточках.   1 карточка   Образуйте от существительных имена прилагательные.      прелесть  -     _____________________      грусть  -      ______________________      известие -    _______________________  2 карточка Соедините стрелками   проверяемые слова с проверочными и вставь пропущенные буквы.                                                                                                           капус.ный                                                      звёзды     чес.ный                                                        капуста                           звёз.ный                                                         честь 3 карточка К словам первого столбика подберите близкие по значению слова-синонимы из второго столбика. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните непроизносимые согласные в словах. Огромный наез…ник печальный радос..ный знаменитый извес…ный всадник гиган..ский весёлый грус…ный | Работают на карточках. 
 1 карточка Прелестный Грустный Известный 
 
 
 
 Капустный-капуста Честный-честь Звездный-звезды 
 3 карточка 
 
 
 Огромный-гигантский Печальный-грустный Знаменитый-известный Всадник-наездник Веселый-радостный | Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;   Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию. | 
  | 7. Домашнее задание. | 2 минуты | Выучить правило: с.115 - 116, упр. 228 ( к словам с непроизносимым согласным подобрать проверочное слово). | Записывают д\з | Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. | 
  | 8. Рефлексия (итог урока) | 5 минут | Ребята урок подходит к концу давайте вспомним всё что мы узнали сегодня на уроке. 
 
 Какова тема нашего урока? 
 
 Какую цель ставили перед собой? Достигли мы цели?   
 Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне?   
 
 
 
 Оцените себя на уроке. Если вы были активными, поняли материал, вы разбираетесь, то вы поднимаете зеленый карандаш, если вам было трудно и вам нужна помощь учителя, то вы поднимаете желтый, если вам было ничего не понятно, то красный карандаш. Спасибо за урок! | Поводят итог. 
 
 
 Слова с непроизносимыми согласными. Изучить слова с непроизносимыми согласными. Да, достигли Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится. 
 
 Спасибо! | Регулятивные-осуществлять итоговый контроль. Регулятивные – анализировать собственную работу. |